СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьеориентированное образование в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся

Просмотр содержимого документа
«Здоровьеориентированное образование в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.»

Здоровьесбережение школьников в системе образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Реализация личностного потенциала человека является важнейшей задачей в современной образовательной системе. А добиться решения этой задачи возможно при наличии высокого уровня личного здоровья. Ведь именно от состояния здоровья человека зависит его физический потенциал, работоспособность, формирование жизненных и социальных мотиваций. Проблема здоровья подрастающего поколения в системе современного образования становится предметом изучения ученых, апробаций новых программ, технологий, форм. Анализ их использования в системе образования проводится на уровне как комплексных, так и единичных нововведений. Следует отметить, что существуют различные подходы к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья в системе образования.

Никто не станет отрицать, что основную часть дня учащиеся проводят в стенах образовательной организации. Основной период роста и развития ребенка совпадает с периодом обучения. Именно в это время организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды. В зависимости от организации деятельности ребенка происходит и формирование его здоровья в том числе. Не секрет, что в определенный период времени в различных звеньях образовательной системы здоровье обучающихся начинает заметно ухудшаться. Это связано и с влиянием на организм ребенка различных факторов самой образовательной среды. Для того, чтобы избежать подобных процессов необходимо воспитывать культуру здоровья, как неотъемлемую часть культуры в целом.

Детальный анализ позволяет выделить следующие факторы образовательной среды, воздействующих на здоровье учащихся:

- объем учебных нагрузок значительно увеличился;

- объем двигательной активности школьников значительно уменьшился;

- объем учебных программ и методик разнообразен, но далеко несовершенен;

- требования к организации образовательного процесса с точки зрения физиологии и гигиены не всегда соблюдаются должным образом;

- компетентность руководителей образовательных учреждений, педагогов, родителей в вопросах здоровьесбережения не всегда соответствует должному уровню;

- система службы врачебного контроля за состоянием здоровья учащихся резко снижена;

- уровень организации горячего питания низкий;

- уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования низкий;

- уровень мотивации в сохранении собственного здоровья и здоровья

окружающих низкий.

Уменьшить данные факторы как раз и поможет воспитание культуры здоровья. Следует сформировать у учащихся представление о здоровье, как о наивысшей человеческой ценности, мотивировать их на ведение здорового образа жизни, воспитать ответственность за сохранение собственного здоровья. Немаловажно убедить школьников, что, соблюдая культуру здоровья можно достичь определенных успехов. А успешность ученика играет значимую роль в здоровьесбережении. Конкурентоспособный ученик, обязанный найти свое место в конкурентном мире, - это успешный ученик, человек, гражданин. Чтобы привести его к успеху, к новым стандартам жизни, нужны новые стандарты образования.

Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), в том числе –выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [1]. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям[1].


Стандарт определил наличие программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составной части основной образовательной программы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся в качестве одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка и подростка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В «портрете выпускника основной школы» федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует на становление личностных характеристик выпускника, а именно: осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды [2].


Что же должны отражать личностные результаты освоения основного общего образования?

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; –формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [2].

Изучив различный опыт, можно сделать вывод, что здоровье учащихся занимает важное место в иерархии их ценностей на различных ступенях обучения. Но, к сожалению, отсутствие культуры здоровья не позволяет им выработать твердую жизненную установку на ведение ЗОЖ. Для того, чтобы решить создавшуюся ситуацию между интуитивным пониманием значения здоровья в обеспечении жизнедеятельности и реальным отношением подростка к нему роль педагога как раз и является ключевой и определяющей. Успешного ученика может воспитать только успешный учитель. Именно он постоянно обучает основам здоровья и ЗОЖу. С самой начальной школы учитель следит за внешним видом, парильной посадкой, проводит динамические паузы и прививает учащимся любовь к здоровому образу жизни. И так же можно сказать, что здоровый учитель своим примером может сформировать у учащихся правильное представление о роли здоровья в реализации своего личностного потенциала.

Формированию здорового образа жизни детей способствует деятельность образовательных учреждений, входящих с Российскую сеть школ, содействующих укреплению здоровья. Сейчас многие школы являются базовыми площадками «здоровьесберегающей деятельности». В них особое внимание уделяется созданию условий для успешного обучения без перегрузок и стрессов.

Что мы ждём от реализации государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни? Прежде всего, пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения.

· Сформированность представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах у спешной учебы.

· Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

· Сформированность навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

· Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

· Умение противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

· Безбоязненное обращение ребенка к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

· Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях.

· Правильные представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления.

· Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.

· Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии «школа здоровья», являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. · Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.

· Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С.

· Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

· Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

· Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

· Создание системы раннего выявления факторов риска развития наркологических заболеваний среди учащихся школ.

· Создание системы раннего выявления потребителей психоактивных веществ среди учащихся школ.

· Формирование среди учащихся осознанного стойкого, отрицательного отношения к употреблению псхоактивных веществ.

· Организация волонтерских групп среди учащихся школ для проведения профилактической работы.

Направления здоровьеориентированной деятельности могут быть следующие: ·создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации;

· рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

·эффективная организация физкультурнооздоровительной работы;

·реализация дополнительных образовательных программ;

·организация профилактических и оздоровительных мероприятий для учащихся;

·просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

·организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями).

Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!