МБДОУ Детский сад комбинированного вида №84
Здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе в группе комбинированной направленности
Подготовила:
Никифорова Марина Александровна,
воспитатель
Курск, 2022
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов. ( Всемирная организация здравоохранения)
Одна из задач ФГОС ДОУ - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155)
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающая технология - это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечения здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Здоровьесберегающая технология - целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника, педагога и родителя.
Актуальность применения здоровьесберегающей технологии
Сегодня о дной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья детей, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья:
гиподинамия (нарушение функций организма – опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения, слуха и т.д.)
детские стрессы ( нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском коллективе)
тревожность ( недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и дома, недостаток информации).
Внедрение здоровьесберегающих технологий повышает познавательную активность, улучшает психоэмоциональное самочувствие, здоровье. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, формированию осознанной потребности к здоровому образу жизни.
Цель: формирование у воспитанников представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
- организовать в группе центр физического здоровья и центр релаксации;
- формировать и развивать знания, умения и навыки, необходимые для поддержания собственного здоровья;
- ввести в комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна элементы самомассажа;
- разнообразить динамические паузы упражнениями, направленными на развитие всех органов чувств.;
- проводить ежедневно с воспитанниками оздоровительный бег и оздоровительную ходьбу;
- сформировать потребность в правильном дыхании;
- пропагандировать доступные для детей виды спорта;
- способствовать развитию основных видов движений с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением;
- закреплять ценности здорового образа жизни.
Развивающая предметно-пространственная среда
Здоровьесберегающая технология делится на 3 группы:
- технология сохранения и стимулирования здоровья;
- технология обучения здоровому образу жизни;
- коррекционная технология.
Технология сохранения и стимулирования здоровья
- динамические паузы;
- подвижные и спортивные игры;
- релаксация;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз ;
- дыхательная гимнастика;
- динамическая гимнастика;
- утренняя гимнастика;
- гимнастика после сна.
Динамические паузы, физкультминутки
Динамические паузы – это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня. Они несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры, так же как и спортивные, используются для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач.
Они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление.
Могут проводиться на прогулке и в групповой комнате ежедневно.
Релаксация
Учит детей расслабляться; способствует концентрации внимания; помогает снять напряжение и возбуждение.
Пальчиковая гимнастика
Это комплекс упражнений, который служит основой для развития мелкой моторики, развивает координацию движения рук, что в свою очередь способствует развитию речевого центра головного мозга.
Используется во всех видах занятий и в свободное время.
Гимнастика для глаз
Это комплекс специальных упражнений, способствующих профилактике нарушения зрения.
Дыхательная гимнастика
Это комплекс упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата путем тренировки голосового и дыхательного аппарата.
Утренняя гимнастика
Способствует укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности, поддерживает оптимальное физическое состояние, приобретение бодрости.
Гимнастика после дневного сна
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
В гимнастику после сна необходимо включать щадящие элементы закаливания, для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений и сочетать их с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем.
Технология обучения здоровому образу жизни
- непосредственно образовательная деятельность (физкультурные занятия в спортивном зале и на воздухе, на тренажёрах);
- совместная деятельность (досуговая деятельность, праздники, взаимодействие с родителями);
- самостоятельная деятельность (самомассаж, хождение по «дорожке здоровья», ортопазлы)
Непосредственно образовательная деятельность
- формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям, через игры, упражнения;
- направлены на развитие силы, ловкости, выносливости, смелости;
- способствуют хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей .
Совместная деятельность (досуговая деятельность, праздники)
Помогает снять нервное напряжение, дает общее расслабление, улучшает работу внутренних органов и систем жизнедеятельности.
Самостоятельная деятельность (самомассаж, хождение по «дорожке здоровья», ортопазлы)
Проведение самомассажа возможно в течение дня, во время физминуток, после сна, как элемент логоритмики.
Хождение по «дорожке здоровья» и ортопазлам способствует правильному формированию стопы, является профилактикой плоскостопия, повышает иммунитет, стимулирует развитие детей (в том числе и речевое), снимает нервное напряжение, расслабляет.
Работа с родителями
Музыкально - спортивное развлечение «Папа, мама, я - спортивная семья!»
цель: закрепить двигательные навыки, воспитывать желание заниматься спортом.
Маршруты выходного дня
- Куда пойти с ребенком или как развлечь ребенка в выходные? На эти вопросы мы предлагаем готовый маршрут из 2-3 необычных мест, чтобы улыбка не сходила с уст ребенка, а мама или папа были спокойны, расслаблены и могли выпить кофе. Каждое место имеет краткое и понятное описание, четкие контактные данные, а также даст подсказки ребенку и родителям по ходу. Мы придумали маршруты специально для детей. Маршрут можно подобрать по бюджету, рейтингу, отзывам и имеющемуся времени. Места скомпонованы таким образом, чтобы дать разносторонние ощущения ребенку, чтобы он мог покушать, поиграть, побегать и немного подумать, почувствовать себя уже взрослым. Для этого мы подбираем места и показываем , на что обратить внимание.
Маршрут выходного дня (оздоровительный маршрут)
«Прогулки зимой с детьми»
- Игры зимой с детьми.
- Чем можно занять ребёнка на прогулке зимой?
- Как сделать так, чтобы зимняя прогулка стала для детей интересной и познавательной?
- Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?
Коррекционная технология
- сказкотерапия
- песочная терапия
- арт-терапия
- Су-Джок терапия
- музыкотерапия
Сказкотерапия
Это новое молодое течение в детских учреждениях. Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе находят пути их решения. Герои сказок могут быть, как хорошо знакомые, так и придуманные самим ребенком.
Песочная терапия
Песочная терапия — это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Арт-терапия
« Арт – терапия - одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В основном через рисование, создание коллажей, лепки, аппликации»
Су-Джок терапия
Нормализирует мышечный тонус, при этом содействуя снижению двигательной и эмоциональной расторможенности; воздействует на биологически активные точки по системе Су-Джок, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Музыкотерапия
Музыкотерапия, как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях), танцы, музыкально-ритмические игры, музицирование на музыкальных инструментах.
Результаты реализации технологии
- сформированы навыки здорового образа жизни в повседневной и практической деятельности воспитанников;
- дети получили практические знания по укреплению и сохранению здоровья;
- у родителей воспитанников значительно повысился интерес к оздоровительным мероприятиям и двигательной деятельности;
- в результате реализации удалось установить тесную взаимосвязь воспитателей, педагогов и родителей в формировании желания вести здоровый образ жизни.
Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных задач, как родителей, так и педагогов!
Здоровые дети – это здоровая страна!
Спасибо за внимание!