«Здоровьесберегающие компоненты на уроках спецдисциплин»

Категория: Прочее

Здоровье во все временя считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, радости, благополучия человека. Современно определение здоровья - это способность адаптироваться к жизни. В своей статье, я описываю как применяю здоровьесберегающие компоненты на своих уроках.

Просмотр содержимого документа
««Здоровьесберегающие компоненты на уроках спецдисциплин»»

Здоровьесберегающие компоненты на уроках спецдисциплин

мастер п/о Ступина В.В.


«Именно учительство – ведущая сила,

которая влияет на здоровье нашего будущего,

формируя его сегодня»

( В.Н. Касаткин)


В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья, ведь качество жизни каждого человека, зависит, в первую очередь, от уровня его здоровья, позволяющего пользоваться всеми возможностями для противостояния негативным факторам. Необходимо уделять особое внимание формированию здоровьесберегающей среды в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Вопросы здоровьесбережения обучающихся приобрели сегодня еще большую актуальность из- за увеличения объемов образовательных нагрузок, интенсификация учебного процесса, снижения двигательной активности обучающихся. Впервые в качестве одного из важнейших компонентов в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) включены требования к условиям его реализации.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, радости, благополучия человека. Современное определение здоровья – это способность адаптироваться к жизни. В уставе Всемирной организации здравоохранения прописано, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Здоровье учащегося в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, учащийся умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья. Тогда диплом о профессиональном образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Здоровый образ жизни выходит на главенствующие позиции среди потребностей и ценностей человека в обществе. Одним из приоритетных направлений деятельности учебного заведения становится сохранение и приумножение здоровья обучающихся. Для выполнения этой задачи важны как восприятие студентами учебных аудиторий, так и правильная организация учебной деятельности:

  • благоприятный микроклимат для учебы;

  • построение урока с учетом работоспособности обучающихся.

От окружающей обстановки напрямую зависит работоспособность студентов и преподавателей, удобство при выполнении лабораторных и практических заданий, сохранение интереса к учебному материалу. Так в лаборатории по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» представлен принцип функционального зонирования помещения.

Зона, предназначенная для теоретического изучения учебного материала, выполнена в светлой цветовой гамме, которая позволяет сосредоточиться на учебном процессе, стимулирует умственную деятельность. На стене размещается стенд, отражающий основные направления развития специальности и стимулирующий к самостоятельной творческой работе обучающихся. За столом преподавателя расположена магнитная доска, на которой во время занятий может меняться экспозиция дидактического материала и творческих работ студентов.

Во второй зоне предусмотрено проведение практических занятий. Такой прием передает атмосферу мастерской и еще более располагает к смелой творческой работе.

Хорошее освещение нацелено на предупреждение нарушений зрения. Установленные светильники имеют современную оптику. Все это – залог здоровья глаз и всего организма и является одним из путей ценностного отношения к здоровью будущих специалистов.

Составляющей микроклимата на уроке является психологический комфорт обучающегося, поэтому стараюсь создавать доброжелательную обстановку на уроке:

  • внимательно отношусь к каждому высказыванию, тактично исправляя допущенные ошибки;

  • позитивно реагирую на желание обучающегося выразить свою точку зрения, поощряя их самостоятельную мыслительную деятельность;

  • нередко применяю юмористические, лирические и исторические отступления не только для психологической разгрузки, но и с воспитательной целью, а также с целью установления дисциплинарных связей.

В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта, отсутствуют напряжение и нежелательные психологические барьеры.

Уроки с использованием обучающих программ строю с учетом их восприятия и работоспособности студентов. Применение на уроках материаловедения и технологии швейных изделий проблемных производственных задач, введение в уроки, связанные с историей стилей, исторических экскурсов и лирических отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Творческий характер уроков спецрисунка способствует развитию личности и уменьшает вероятность наступления переутомления. Эти приемы также позволяют решить несколько задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Здоровьесберегающий урок должен воспитывать, стимулировать у обучающихся желание быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; вызывать у них позитивную самооценку.

С целью оптимизации построения здоровьесберегающего урока применяю частую смену видов учебной деятельности:

  • на уроках материаловедения этап изложения нового материала обычно сопровождаю демонстрацией тканей и материалов (изучение иллюстративных пособий, например, таких как «Состав волокон растительного происхождения», «Простые и сложные переплетения», «Ассортимент тканей для мужских сорочек и т.д.) ), затем под запись надиктовываю обучающимся тезисы по изучаемой теме. Закрепление полученных знаний произвожу путем решения проблемных задач по разделам «Текстильные волокна», «Характеристики тканей», «Ткани и швейные материалы», либо устными вопросами, получая ответы со стороны студентов;

  • уроки по дисциплине «Технология швейных изделий» провожу аналогично, но с опережением в части изложения нового материала, так как ранее обучающимися был пройден профессиональный модуль по профессии «Портной». На таких уроках студенты по плакатам обработки узлов (прорезных, накладных, внутренних карманов т.п.) и деталей (воротников, рукавов и т.п.), инструкционно-технологическим картам изделий, (с указанием последовательности обработки, технических условий выполнения и схемы обработки основных узлов плечевых (блузы, платья, пиджака, жилета, жакета) и поясных (юбки, брюки и т.п.) постигают унифицированную и прогрессивную технологии обработки узлов и деталей, а также способы их соединения в швейных изделиях самостоятельно или по наводящим вопросам со стороны преподавателя;

  • дисциплина спецрисунок и художественная графика представлена в основном практическими занятиями, где рассматривание наглядных пособий и предметов, соответствующих теме урока, чередуется с навыками их изображения на листе. В данном случае – нерациональная смена видов деятельности, поэтому у обучающихся появляются признаки утомления, которые стараюсь разбавить оздоровительными моментами на уроке, включая гимнастику для рук и глаз, физкультминутки, минутки релаксации;

  • самая высокая плотность урока из ведущих мною дисциплин встречается на уроках истории стилей в костюме. Так, при проверке домашнего задания применяю чтение подготовленного доклада или пересказ пройденного материала по различным направлениям, например:

  • 1) об известных мировых, советских модельерах («Коко Шанель», «Известный модельер В. Зайцев», «Валентин Юдашкин»- известный кутюрье»,

  • 2) о стилях («Стиль рококо», «Стиль барокко», «Стиль романтизм в искусстве и костюме»),

  • 3) об истории создания и развитии костюма («Советский костюм 1941-1945 гг», Японский костюм», Итальянский костюм»),

  • 4) из истории и развитии моды ( «История искусства и развития казачьего костюма»).

При изложении нового материала использую чередование восприятия студентами повествования, конспектирования, рассматривания предложенных иллюстративных пособий. На этапе закрепления пройденного материала обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

Особенно актуально предупреждение возникновения у студентов вредных привычек. Состояние здоровья будущих специалистов жизненно важно для их дальнейшей конкурентоспособности, для здоровья будущих поколений. Возможными способами поддержания и улучшения здоровья будущих специалистов могут иметь место следующее:

  • внедрение в учебный процесс спецкурса по валеологии, стержнем которого является здоровый образ жизни учебного курса, интегрированного в разные предметы, пропагандирующего здоровый образ жизни и формирующего установки на здоровьесохраняющее поведение;

  • организация консультаций со специалистами о здоровом образе жизни, режиме труда, отдыха, питания, физической активности.

Все выше сказанное приводит к сохранению здоровья студентов и формирует из знания и навыки о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни и здоровье личности неразрывно связаны между собой. Быть здоровым, сохранять и приумножать свои внутренние ресурсы для будущего специалиста — значит трудиться с полной отдачей физических и интеллектуальных сил, быть конкурентоспособным, заботиться о своем профессиональном самосовершенствовании.





Список литературы

  1. https://nsportal.ru/npo-spo/arkhitektura-i stroitelstvo/library/2016/09/23/zdorovesberegayushchie-tehnologii-v

  2. specialschool.ru

  3. zdorovsud.narod.ru

  4. Бундина Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как педагогическая проблема//Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – Т. 1, № 6. – С. 92-97.

  5. Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога/ Т.Г. Журина, М.В. Пазыркина, Г.И. Сопко // Молодой ученый. – 2012. - № 3 (38). – С. 380-382.

  6. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: методическое пособие / Н.Н. Куиджи. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.

  7. Трофимович Н.А., Горбунова Л.Н. Из опыта внеаудиторной работы по внедрению сдоровьесберегающих технологий // Методист.- 2006.- №2.- С. 51-52.


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас