СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии - концептуальные основы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность здоровьеформирующей деятельности определяется комплексной и последовательной реализацией всех без исключения общедидактических и специфических принципов

В основе принципов лежат мыследеятельностный, компетентностный и личностно ориентированный педагогические подходы, обеспечивающие здоровьесберегающий и здоровьеформирующий характер современного образования

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии - концептуальные основы»

  Концептуальные основы формирования здоровьесберегающих образовательных технологий в контексте формирования компетентностно-ориентированных образовательных результатов

Концептуальные основы формирования здоровьесберегающих образовательных технологий в контексте формирования компетентностно-ориентированных образовательных результатов

 Концепция личностно ориентированного образования в валеологически направленных педагогических системах Л. Г. Татарниковой – показаны валеологические доминанты и раскрываются основы самообразования и саморазвития человека, его личностного становления через введение в образовательный процесс учебного курса «Валеология»

Концепция личностно ориентированного образования в валеологически направленных педагогических системах

Л. Г. Татарниковой

– показаны валеологические доминанты и раскрываются основы самообразования и саморазвития человека, его личностного становления через введение в образовательный процесс учебного курса «Валеология»

 Концепция формирования здорового образа жизни субъектов образовательного процесса в системе «школа – вуз» Н. П. Абаскаловой – система образовательных и воспитательных программ, форм, методов и технологий педагогического воздействия, отвечающих потребностям организма и обеспечивающих оптимизацию учебного процесса за счет его индивидуализации, модель мониторинга «школы здоровья»

Концепция формирования здорового образа жизни субъектов образовательного процесса в системе «школа – вуз» Н. П. Абаскаловой

– система образовательных и воспитательных программ, форм, методов и технологий педагогического воздействия, отвечающих потребностям организма и обеспечивающих оптимизацию учебного процесса за счет его индивидуализации, модель мониторинга «школы здоровья»

 Концепция педагогической системы школы здоровья В.Н. Ирхина – раскрывает сущность, функции и механизмы основных компонентов педагогической системы школы здоровья (управление, педагогический процесс, школьные службы, предметно-пространственная школьная среда), объединенных генеральной целью воспитания, обучения и развития здорового человека

Концепция педагогической системы школы здоровья

В.Н. Ирхина

– раскрывает сущность, функции и механизмы основных компонентов педагогической системы школы здоровья (управление, педагогический процесс, школьные службы, предметно-пространственная школьная среда), объединенных генеральной целью воспитания, обучения и развития здорового человека

 Концепция формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования Т.Ф. Ореховой – представляет здоровьетворящее образование в качестве механизма, обеспечивающего становление здоровья обучающихся и характеризует его как целесообразно организованный педагогический процесс, обеспечивающий формирование у обучающихся и педагогов готовности к здоровьетворению

Концепция формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования

Т.Ф. Ореховой

– представляет здоровьетворящее образование в качестве механизма, обеспечивающего становление здоровья обучающихся и характеризует его как целесообразно организованный педагогический процесс, обеспечивающий формирование у обучающихся и педагогов готовности к здоровьетворению

 Концепция системной деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья  О.С. Гладышевой – рассматривает потенциал всего педагогического процесса в решении задачи по улучшению здоровья обучающихся, а формирование культуры здоровья - деятельностью социализирующей, позволяющей обучающемуся развить у себя личные и социальные компетенции и приобрести социальный опыт

Концепция системной деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья

О.С. Гладышевой

– рассматривает потенциал всего педагогического процесса в решении задачи по улучшению здоровья обучающихся, а формирование культуры здоровья - деятельностью социализирующей, позволяющей обучающемуся развить у себя личные и социальные компетенции и приобрести социальный опыт

 Концепция эколого-валеологического образования  З.И. Тюмасевой – опираясь на представление о человеке как целостной био-психо-социо-духовной сущности, предлагает насыщать содержание школьного обучения системными представлениями о здоровье человека, формируя через это эколого-валеологическую культуру обучающихся, осуществляя их социализацию через развитие готовности жить в гармонии с собой и окружающим миром

Концепция эколого-валеологического образования

З.И. Тюмасевой

– опираясь на представление о человеке как целостной био-психо-социо-духовной сущности, предлагает насыщать содержание школьного обучения системными представлениями о здоровье человека, формируя через это эколого-валеологическую культуру обучающихся, осуществляя их социализацию через развитие готовности жить в гармонии с собой и окружающим миром

 Концепция здоровьесозидающей функции образования А.Г. Маджуги – предусматривает организацию здоровьеозидающего педагогического процесса в школе, содержанием которой является, введение в учебный план всех ступеней школы интегрированного элективного курса «Здоровье человека», направленного на реализацию здоровьесозидающей функции образования и системы мер, способствующих актуализации здоровьесозидающего потенциала у детей и учителей на каждом уроке и обеспечивающих здоровьесозидающий характер их деятельности

Концепция здоровьесозидающей функции образования А.Г. Маджуги

– предусматривает организацию здоровьеозидающего педагогического процесса в школе, содержанием которой является, введение в учебный план всех ступеней школы интегрированного элективного курса «Здоровье человека»,

направленного на реализацию здоровьесозидающей функции образования и системы мер, способствующих актуализации здоровьесозидающего потенциала у детей и учителей на каждом уроке и обеспечивающих здоровьесозидающий характер их деятельности

 Концепция адаптационно-развивающей образовательной среды Э.М. Казина – предполагает создание оптимальных условий обучения, позволяющих учесть не только возрастные, но и индивидуальные возможности ребенка, а также минимизировать риски функциональной и социальной дезадаптации

Концепция адаптационно-развивающей образовательной среды Э.М. Казина

– предполагает создание оптимальных условий обучения, позволяющих учесть не только возрастные, но и индивидуальные возможности ребенка, а также минимизировать риски функциональной и социальной дезадаптации

 Цель, задачи и направления здоровьеориентированной деятельности образовательных организаций

Цель, задачи и направления здоровьеориентированной деятельности образовательных организаций

 Цель здоровьеориентированной деятельности – обеспечение всех условий для становления гармонично развитой личности, опирающейся в своих действиях, мыслях и высказываниях на приоритет здоровья как одной из гуманистических ценностей и выстраивающей соответствующий стиль своей жизни. В процессе достижения этой цели повышается академическая успеваемость обучающихся; создается и укрепляется мотивация к здоровому образу жизни

Цель здоровьеориентированной деятельности

– обеспечение всех условий для становления гармонично развитой личности, опирающейся в своих действиях, мыслях и высказываниях на приоритет здоровья как одной из гуманистических ценностей и выстраивающей соответствующий стиль своей жизни.

В процессе достижения этой цели

  • повышается академическая успеваемость обучающихся;
  • создается и укрепляется мотивация к здоровому образу жизни
 Направления здоровьеориентированной деятельности работа с обучающимися (проведение уроков здоровья, интеграция вопросов здоровья в школьные предметы, проведение системы внеурочных мероприятий – дней здоровья, викторин, бесед, тренингов, клубов, проектно-исследовательской деятельности и т.д.); работа с родителями (проведение тематических родительских собраний, просвещение родителей в иных формах, в том числе в индивидуальных беседах, привлечение родителей к активному участию в жизни школы, класса, помощь родителям в организации оздоровительной работы в семье); работа с педагогическим коллективом (профилактика эмоционального выгорания, профессиональных заболеваний, повышение компетентности педагогов в организации ими здоровьеориентированной деятельности).

Направления здоровьеориентированной деятельности

  • работа с обучающимися (проведение уроков здоровья, интеграция вопросов здоровья в школьные предметы, проведение системы внеурочных мероприятий – дней здоровья, викторин, бесед, тренингов, клубов, проектно-исследовательской деятельности и т.д.);
  • работа с родителями (проведение тематических родительских собраний, просвещение родителей в иных формах, в том числе в индивидуальных беседах, привлечение родителей к активному участию в жизни школы, класса, помощь родителям в организации оздоровительной работы в семье);
  • работа с педагогическим коллективом (профилактика эмоционального выгорания, профессиональных заболеваний, повышение компетентности педагогов в организации ими здоровьеориентированной деятельности).
 Направления здоровьеориентированной деятельности (продолжение) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников; рациональная организация образовательного процесса; организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении; организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни; организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками; комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

Направления здоровьеориентированной деятельности (продолжение)

  • целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
  • соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
  • рациональная организация образовательного процесса;
  • организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
  • организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
  • организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
  • комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
  • мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
 Направления здоровьеориентированной деятельности (окончание) Вне зависимости от того, какие направления здоровьеориентированной деятельности реализуются в образовательной организации, ее непосредственная, основная деятельность – образовательная – должна быть насыщена здоровьеориентированным содержанием. Это не означает ежедневное произнесение слова «здоровье» на уроках или искусственное притягивание вопросов организации распорядка дня, рационального питания или оптимальных двигательных режимов, но заключается в использовании воспитательного потенциала любого педагогического воздействия, чтобы насытить гуманистическими смыслами деятельность ребенка, в ежедневной «тренировке» критического мышления, самостоятельности, ответственности обучающегося и других его качеств, составляющих основу феномена здоровья в позиций педагогики.

Направления здоровьеориентированной деятельности (окончание)

Вне зависимости от того, какие направления здоровьеориентированной деятельности реализуются в образовательной организации, ее непосредственная, основная деятельность – образовательная – должна быть насыщена здоровьеориентированным содержанием. Это не означает ежедневное произнесение слова «здоровье» на уроках или искусственное притягивание вопросов организации распорядка дня, рационального питания или оптимальных двигательных режимов, но заключается в использовании воспитательного потенциала любого педагогического воздействия, чтобы насытить гуманистическими смыслами деятельность ребенка, в ежедневной «тренировке» критического мышления, самостоятельности, ответственности обучающегося и других его качеств, составляющих основу феномена здоровья в позиций педагогики.

 Эффективность здоровьеформирующей деятельности определяется комплексной и последовательной реализацией всех без исключения общедидактических и специфических принципов В основе принципов лежат мыследеятельностный, компетентностный и личностно ориентированный педагогические подходы , обеспечивающие здоровьесберегающий и здоровьеформирующий характер современного образования

Эффективность здоровьеформирующей деятельности определяется комплексной и последовательной реализацией всех без исключения общедидактических и специфических принципов

В основе принципов лежат мыследеятельностный, компетентностный и личностно ориентированный педагогические подходы , обеспечивающие здоровьесберегающий и здоровьеформирующий характер современного образования

 Использованные источники: Казин Э.М., Ле-ван Т.Н., Маджуга А.Г., Малярчук Н.Н., Третьякова Н.В. Концептуальные подходы к координации деятельности по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса // Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесозидающей функции. Коллективная монография / Под ред. Т.Н. Ле-ван. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 111-130 Ле-ван Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: учебно-методическое пособие / Т.Н. Ле-ван. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 224 с. Ле-ван Т.Н. Формирование здоровья детей и молодежи с позиций педагогики // Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: Коллективная научная монография / Под ред. Т.Н. Ле-ван. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 8-26. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога: монография / Н. Н. Малярчук. – Тюмень: Тюм. гос. ун-т, 2008. – 192 с. Третьякова Н. В. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. – 208 с.

Использованные источники:

  • Казин Э.М., Ле-ван Т.Н., Маджуга А.Г., Малярчук Н.Н., Третьякова Н.В. Концептуальные подходы к координации деятельности по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса // Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесозидающей функции. Коллективная монография / Под ред. Т.Н. Ле-ван. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 111-130
  • Ле-ван Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: учебно-методическое пособие / Т.Н. Ле-ван. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 224 с.
  • Ле-ван Т.Н. Формирование здоровья детей и молодежи с позиций педагогики // Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: Коллективная научная монография / Под ред. Т.Н. Ле-ван. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 8-26.
  • Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога: монография / Н. Н. Малярчук. – Тюмень: Тюм. гос. ун-т, 2008. – 192 с.
  • Третьякова Н. В. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. – 208 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!