Концептуальные основы формирования здоровьесберегающих образовательных технологий в контексте формирования компетентностно-ориентированных образовательных результатов
Концепция личностно ориентированного образования в валеологически направленных педагогических системах
Л. Г. Татарниковой
– показаны валеологические доминанты и раскрываются основы самообразования и саморазвития человека, его личностного становления через введение в образовательный процесс учебного курса «Валеология»
Концепция формирования здорового образа жизни субъектов образовательного процесса в системе «школа – вуз» Н. П. Абаскаловой
– система образовательных и воспитательных программ, форм, методов и технологий педагогического воздействия, отвечающих потребностям организма и обеспечивающих оптимизацию учебного процесса за счет его индивидуализации, модель мониторинга «школы здоровья»
Концепция педагогической системы школы здоровья
В.Н. Ирхина
– раскрывает сущность, функции и механизмы основных компонентов педагогической системы школы здоровья (управление, педагогический процесс, школьные службы, предметно-пространственная школьная среда), объединенных генеральной целью воспитания, обучения и развития здорового человека
Концепция формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования
Т.Ф. Ореховой
– представляет здоровьетворящее образование в качестве механизма, обеспечивающего становление здоровья обучающихся и характеризует его как целесообразно организованный педагогический процесс, обеспечивающий формирование у обучающихся и педагогов готовности к здоровьетворению
Концепция системной деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья
О.С. Гладышевой
– рассматривает потенциал всего педагогического процесса в решении задачи по улучшению здоровья обучающихся, а формирование культуры здоровья - деятельностью социализирующей, позволяющей обучающемуся развить у себя личные и социальные компетенции и приобрести социальный опыт
Концепция эколого-валеологического образования
З.И. Тюмасевой
– опираясь на представление о человеке как целостной био-психо-социо-духовной сущности, предлагает насыщать содержание школьного обучения системными представлениями о здоровье человека, формируя через это эколого-валеологическую культуру обучающихся, осуществляя их социализацию через развитие готовности жить в гармонии с собой и окружающим миром
Концепция здоровьесозидающей функции образования А.Г. Маджуги
– предусматривает организацию здоровьеозидающего педагогического процесса в школе, содержанием которой является, введение в учебный план всех ступеней школы интегрированного элективного курса «Здоровье человека»,
направленного на реализацию здоровьесозидающей функции образования и системы мер, способствующих актуализации здоровьесозидающего потенциала у детей и учителей на каждом уроке и обеспечивающих здоровьесозидающий характер их деятельности
Концепция адаптационно-развивающей образовательной среды Э.М. Казина
– предполагает создание оптимальных условий обучения, позволяющих учесть не только возрастные, но и индивидуальные возможности ребенка, а также минимизировать риски функциональной и социальной дезадаптации
Цель, задачи и направления здоровьеориентированной деятельности образовательных организаций
Цель здоровьеориентированной деятельности
– обеспечение всех условий для становления гармонично развитой личности, опирающейся в своих действиях, мыслях и высказываниях на приоритет здоровья как одной из гуманистических ценностей и выстраивающей соответствующий стиль своей жизни.
В процессе достижения этой цели
- повышается академическая успеваемость обучающихся;
- создается и укрепляется мотивация к здоровому образу жизни
Направления здоровьеориентированной деятельности
- работа с обучающимися (проведение уроков здоровья, интеграция вопросов здоровья в школьные предметы, проведение системы внеурочных мероприятий – дней здоровья, викторин, бесед, тренингов, клубов, проектно-исследовательской деятельности и т.д.);
- работа с родителями (проведение тематических родительских собраний, просвещение родителей в иных формах, в том числе в индивидуальных беседах, привлечение родителей к активному участию в жизни школы, класса, помощь родителям в организации оздоровительной работы в семье);
- работа с педагогическим коллективом (профилактика эмоционального выгорания, профессиональных заболеваний, повышение компетентности педагогов в организации ими здоровьеориентированной деятельности).
Направления здоровьеориентированной деятельности (продолжение)
- целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
- соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
- рациональная организация образовательного процесса;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
- организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
- организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
- комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
- мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
Направления здоровьеориентированной деятельности (окончание)
Вне зависимости от того, какие направления здоровьеориентированной деятельности реализуются в образовательной организации, ее непосредственная, основная деятельность – образовательная – должна быть насыщена здоровьеориентированным содержанием. Это не означает ежедневное произнесение слова «здоровье» на уроках или искусственное притягивание вопросов организации распорядка дня, рационального питания или оптимальных двигательных режимов, но заключается в использовании воспитательного потенциала любого педагогического воздействия, чтобы насытить гуманистическими смыслами деятельность ребенка, в ежедневной «тренировке» критического мышления, самостоятельности, ответственности обучающегося и других его качеств, составляющих основу феномена здоровья в позиций педагогики.
Эффективность здоровьеформирующей деятельности определяется комплексной и последовательной реализацией всех без исключения общедидактических и специфических принципов
В основе принципов лежат мыследеятельностный, компетентностный и личностно ориентированный педагогические подходы , обеспечивающие здоровьесберегающий и здоровьеформирующий характер современного образования
Использованные источники:
- Казин Э.М., Ле-ван Т.Н., Маджуга А.Г., Малярчук Н.Н., Третьякова Н.В. Концептуальные подходы к координации деятельности по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса // Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесозидающей функции. Коллективная монография / Под ред. Т.Н. Ле-ван. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 111-130
- Ле-ван Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: учебно-методическое пособие / Т.Н. Ле-ван. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 224 с.
- Ле-ван Т.Н. Формирование здоровья детей и молодежи с позиций педагогики // Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: Коллективная научная монография / Под ред. Т.Н. Ле-ван. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 8-26.
- Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога: монография / Н. Н. Малярчук. – Тюмень: Тюм. гос. ун-т, 2008. – 192 с.
- Третьякова Н. В. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. – 208 с.