СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания в условиях современной модернизации.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания в условиях современной модернизации.»

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания в условиях современной модернизации. (учитель истории-Луцеева Н.Н.)


В наши дни проблема здоровьесбережения на уроке остается одной из самых актуальных, так как здоровье детей - это сохранение жизни и здоровья последующих поколений. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков.

Физически неблагополучный ребенок с трудом осваивает курс обучения. Свои проблемы он и его родители пытаются объяснить избыточными требованиями со стороны учителей. И действительно, характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей.

 От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии.

 Как известно, урок является основной формой организации обучения в школе. Здоровьесберегающие технологи на своих уроках может и должен применять каждый учитель..

На каждом уроке в любом классе надо проводить физкультминутки. Но как сделать так, чтобы ребенок, не делал физическую разминку просто, потому что надо, а наряду с этим получил и положительные эмоции. А ведь эмоциональная среда на уроке, тоже важный компонент здоровьесберегающих технологий. Поэтому физкультминутка на уроке истории должна отличаться от физкультминутки на любом другом уроке. Необходимо сделать физкультминутку «исторической». Подобрать «свой» текст под каждую тему.   Хотелось бы привести примеры нескольких физкультминуток на уроках истории.

1.      Урок по истории Древнего мира  «Древнее Двуречье»

Учитель: Ребята, давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древне шумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует

(Встали, руки вверх, потянулись)

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях

(Кистями рук делаем «фонарики»)

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу

(Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы

(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб)

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу

(Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место)

 2. Урок по истории Древней Греции «Олимпийские игры в древности»

Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

 Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)


В более старших классах использую видеофизкультминутку.


Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценированное» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен.




Без сомнения, здоровье сберегающий компонент на уроках истории необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации. А также от фантазии самого учителя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным.




Дидактические игры, применяемые на уроках истории:

Предлагаемые игры не нуждаются особом реквизите и довольно просты в исполнении. Кроме того, отдельные игры можно провести при изучении нового материала без предваритель­ного ознакомления учащихся с соответствую­щей информацией.


1. Исторический снежный ком

Задается тема, например «Куликовская бит­ва». Первый участник игры называет имя како­го - либо исторического героя, относящегося к данной теме (например, Дмитрий Донской), следующий участник должен сначала произне­сти то, что сказал первый, а затем добавить новое имя, понятие, связанное по смыслу с темой (например, Дмитрий Донской, Куликово поле). Новый участник дополняет этот ряд: Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва. В конце концов получается длинный ряд имен и понятий, относящихся к определенной исто­рической теме.

Игра пройдет более организованно, если по­просить всех играющих выйти к доске и встать в одну линию. Тот, кто ошибается или делает слишком длинную паузу, выходит из игры и са­дится на свое место. Линейка быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске обра­зовавшуюся цепочку и отмечает ошибки. Игра­ющие стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видны только учителю и выбывшим из игры. Игра завершается беседой, в которой оп­ределяется взаимосвязь слов, образовавших цепочку.

2. Историческая азбука

Задается буква, допустим «П». Ребятам по одному, парами или по 4 человека (2 парты объ­единяются) предлагается за определенное вре­мя написать список, состоящий из слов, начи­нающихся с этой буквы и тесно связанных с изучаемой темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

.

3. Слово по вертикали.

В этой игре потребуется знание названий го­родов Месопотамии. Слева написаны необыч­ные слова. Это названия городов древней Месо­потамии, в которых нарушен порядок букв (как в анаграмме). Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Требуется восстановить порядок букв в соответствии с названиями древних го­родов, а лишнюю букву поместить в колонке справа. Правильно выполненное задание позво­лит по вертикали прочесть название еще одного прекраснейшего города древней страны.

КУВУР

АШАГАЛ

РЭВУДЕ

ИРИАМ

ШРУШАЛ

ИНЕЯВИНО

НУР

Ответ: Урук, Лагаш, Эреду, Мари, Ашшур, Ниневия, Ур; по вертикали - Вавилон.

4. «Три предложения».

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать сожержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основывается умение составлять план, конспект, реферат.

5. «Найди ошибку»

Учитель заранее подготавливает несколько листов с текстом № 1 (без ошибок) по изучаемой теме, а также столько же листов с подобным текстом № 2, в котором специально допущены исторические ошибки (примеры текстов помещены ниже). В отличие от подобной игры на закрепление или обобщение, ошибки в тексте при изучении нового материала могут быть не очень сложными; главное, чтобы они были «занимательными» (с чувством юмора, например). Ребята могут работать с ними как индивидуально, так и разбившись на пары или на группы по 4 человека (2 парты объединяются). Учитель объясняет суть игры: «Ребята, у каждого из вас (у каждой группы) на парте лежит лист с текстом. Вы должны внимательно изучить содержание рассказа. На эту работу вам дается 10 минут. Разрешается делать записи в тетради (по усмотрению учителя). Ровно через 10 минут этот текст будет собран, и вы получите другие листы с похожим текстом. Только в нем будут ошибки, которые вам надо найти. Победит тот (та группа), кто за определенное одинаковое для всех время правильно обнаружит наибольшее количество ошибок. Итак, время пошло».

Работая с текстом № 2 (с ошибками), ребята должны заполнить табличку:

Ошибка

Правильный вариант

1)


2)


3)


















Список литературы.

    1. Горохова Н.А. Организация здоровьясбережения в школе // ОБЖ – 2010 г. № 7, с. 33-38;

    2. История. 5-11 классы: технология современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Водгоград: Учитель, 2009г.

    3. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок // А.И.Севрук, Е.А.Юнина // Школьные технологии, 2004 г. № 2, с 200-207;

    4. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога // Школьные технологии, 2003 г. № 3, с. 200-201;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!