СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Здоровьесберегающие технологии на вокальных занятиях в учреждении дополнительного образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально-оздоровительная работа в вокальном ансамбле учреждения дополнительного образования считается новым направлением в музыкальном воспитании школьников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать  и  оздоровительные.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Здоровьесберегающие технологии на вокальных занятиях в учреждении дополнительного образования"»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА ВОКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Кунгурцева Е.В.


По данным медицинской статистики, количество школьников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

         Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дополнительного образования должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

         Музыкально-оздоровительная работа в вокальном ансамбле учреждения дополнительного образования считается новым направлением в музыкальном воспитании школьников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать  и  оздоровительные, такие как:

1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма  (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Музыкально-оздоровительная работа в учреждении дополнительного образования – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Применение здоровьесберегающих технологий варьируется на каждом занятии вокального ансамбля, в зависимости от задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:

дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности, играет важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.

Мы не сразу выполняем целый комплекс упражнений на первых занятиях, а выбираем несколько самых интересных для детей. Так у них не появляется ощущение, что гимнастика – это скучное и утомительное мероприятие. На первом занятии мы знакомим детей с первыми тремя упражнениями. Со временем дополняем их другими упражнениями из комплекса.

артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, способствует формированию правильного произношения фонем.

         Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики, наши дети тренируют мышцы речевого аппарата, они уверенно ориентируются в пространстве, имитируют движения животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

В процессе общения важную роль играют глаза, поэтому мы стараемся, чтобы во время проведения игрового массажа взгляд детей как можно чаще встречался с нашим. Упражнения игрового массажа веселят наших детей, улучшают настроение. Особенно нравятся детям (особенно начальных классов) упражнения с игрушками и посторонними предметами. При этом мы всегда используем стихотворное или музыкальное сопровождение.

пальчиковые игры (для учащихся 1-2 классов школы), развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность.

         Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Ис­пользование речевых игр на занятиях вокального ансамбля эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательной деятельности, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

- повышение уровня речевого развития;

- снижение уровня заболеваемости;

- стабильность физической и умственной работоспособности.


Примеры упражнений

Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»

Лепим, лепим ушки –                 щипать пальцами раковины ушей

Слышим хорошо!                

Нарисуем глазки –                 поглаживать брови, глаза закрыты

Видим далеко!

Носик мы погладим,                большими пальцами гладить крылья

носа                

Усики расправим.                нарисовать указательными пальцами усы

Теперь мы не ребята,                покружиться

 А веселые зверята!                похлопать в ладоши


Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Раз, два, три, четыре,                удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

Мы посуду перемыли:               одна ладонь скользит по другой по кругу

Чайник, чашку,                 загибать пальцы по одному

Ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили,        загибать пальцы по одному

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши


Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима»

Ах ты, Зимушка-зима,

Пружинка с поворотами, руки на поясе

Белоснежная была,

Притопы ногами в ритме фразы

Белоснежная была,

Шлепки по бедрам в ритме фразы

Все дорожки замела.

Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку

Морозы трескучие,

Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы

А снега сыпучие,

Сверху-вниз махи кистями рук

Ветры завьюжные,

Качание рук над головой

И метели дружные.

Моталочка через верх вправо-влево


Активное слушание «Море»

Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.

Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносят «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.


Музыка для релаксации

Классические произведения:

  • Т. Альбиони «Адажио»;

  • И. Бах «Ария из сюиты №3»;

  • Л. Бетвохен «Лунная соната»;

  • К. Глюк «Мелодия»;

  • К. Дебюсси «Лунный свет»;

  • Н. Римский-Корсаков «Море»;

  • К. Сен-Санс «Лебедь»;

  • П. Чайковский «Осенняя песнь»;

  • Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;

  • Ф. Шуберт «Аве Мария»;

  • Р. Шуман «Грезы».


Литература

    1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.

    2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.

    3. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель, 2011-204с.

    4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.

    5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

    6. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

    7. Картушина М.Ю. Щздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 150 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!