ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА ВОКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кунгурцева Е.В.
По данным медицинской статистики, количество школьников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дополнительного образования должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкально-оздоровительная работа в вокальном ансамбле учреждения дополнительного образования считается новым направлением в музыкальном воспитании школьников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и оздоровительные, такие как:
1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Музыкально-оздоровительная работа в учреждении дополнительного образования – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Применение здоровьесберегающих технологий варьируется на каждом занятии вокального ансамбля, в зависимости от задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности, играет важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.
Мы не сразу выполняем целый комплекс упражнений на первых занятиях, а выбираем несколько самых интересных для детей. Так у них не появляется ощущение, что гимнастика – это скучное и утомительное мероприятие. На первом занятии мы знакомим детей с первыми тремя упражнениями. Со временем дополняем их другими упражнениями из комплекса.
- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, способствует формированию правильного произношения фонем.
Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики, наши дети тренируют мышцы речевого аппарата, они уверенно ориентируются в пространстве, имитируют движения животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
В процессе общения важную роль играют глаза, поэтому мы стараемся, чтобы во время проведения игрового массажа взгляд детей как можно чаще встречался с нашим. Упражнения игрового массажа веселят наших детей, улучшают настроение. Особенно нравятся детям (особенно начальных классов) упражнения с игрушками и посторонними предметами. При этом мы всегда используем стихотворное или музыкальное сопровождение.
- пальчиковые игры (для учащихся 1-2 классов школы), развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность.
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на занятиях вокального ансамбля эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательной деятельности, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Примеры упражнений
Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»
Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки – поглаживать брови, глаза закрыты
Видим далеко!
Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья
носа
Усики расправим. нарисовать указательными пальцами усы
Теперь мы не ребята, покружиться
А веселые зверята! похлопать в ладоши
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Раз, два, три, четыре, удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой по кругу
Чайник, чашку, загибать пальцы по одному
Ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, одна ладонь скользит по другой
Только чашку мы разбили, загибать пальцы по одному
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши
Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима»
Ах ты, Зимушка-зима, | Пружинка с поворотами, руки на поясе |
Белоснежная была, | Притопы ногами в ритме фразы |
Белоснежная была, | Шлепки по бедрам в ритме фразы |
Все дорожки замела. | Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку |
Морозы трескучие, | Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы |
А снега сыпучие, | Сверху-вниз махи кистями рук |
Ветры завьюжные, | Качание рук над головой |
И метели дружные. | Моталочка через верх вправо-влево |
Активное слушание «Море»
Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.
Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносят «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.
Музыка для релаксации
Классические произведения:
Т. Альбиони «Адажио»;
И. Бах «Ария из сюиты №3»;
Л. Бетвохен «Лунная соната»;
К. Глюк «Мелодия»;
К. Дебюсси «Лунный свет»;
Н. Римский-Корсаков «Море»;
К. Сен-Санс «Лебедь»;
П. Чайковский «Осенняя песнь»;
Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;
Ф. Шуберт «Аве Мария»;
Р. Шуман «Грезы».
Литература
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель, 2011-204с.
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
Картушина М.Ю. Щздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 150 с.