Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход.
Учитель ГБОУ школы-интерната №4
Яковлева Галина Владимировна
Содержание:
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий.
Принципы здоровьесберегающей педагогики.
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Заключение.
Вопрос о создании щадящих здоровьесберегающих технологий обучения встал в связи с тем, что в последние годы на фоне интенсификации школьного образования, повышения требований к детям отмечается нарастающее ухудшение их здоровья.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приёмов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и отвечающую единству целей, задач.
Как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образования – учащихся и педагогов.
В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное сочетание педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.
Принципы здоровьесберегающей педагогики.
- Принцип ненанесения вреда.
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
- Принцип триединого представления о здоровье ( здоровье физическое, психическое и духовно-нравственное)
- Принцип непрерывности и преемственности.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (включение вопросов хдоровья в содержание учебных программ и обеспечения здоровьесберегающего характера обучения).
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход (педагог, психолог, врач).
- Принцип медико-психологической компетенции учителя.
- Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
- Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
- Приоритет активных методов обучения.
- Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
- Принцип отстроченного результата.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
упражнения на ковре,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
психогимнастика,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Для поддержания благоприятного психологического микроклимата на уроке применяю дифференцированный подход, многоуровневые задания. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания. Использую карточки с заданиями и в контрольных работах. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Дифференцированное обучение строится на учёте зрения ребёнка и его возможностей.
Организую работу в группах.
Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока.
Чтобы избежать утомления учащихся, учитываю особенности усвоения материала на уроке.
Эффективность усвоения материала обучающимися в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Организую подвижные перемены, дети участвуют в спортивных праздниках и кружках.
Заключение:
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся от угрожающих им патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.