СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о создании щадящих здоровьесберегающих технологий встал в связи с тем, что в последние годы на фоне повышения требований к детям отмечается нарастающее ухудшение их здоровья

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход.»











Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход.













Учитель ГБОУ школы-интерната №4

Яковлева Галина Владимировна







Содержание:

  1. Актуальность применения здоровьесберегающих технологий.

  2. Принципы здоровьесберегающей педагогики.

  3. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

  4. Заключение.

Вопрос о создании щадящих здоровьесберегающих технологий обучения встал в связи с тем, что в последние годы на фоне интенсификации школьного образования, повышения требований к детям отмечается нарастающее ухудшение их здоровья.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приёмов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и отвечающую единству целей, задач.

Как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образования – учащихся и педагогов.

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное сочетание педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.

Принципы здоровьесберегающей педагогики.

- Принцип ненанесения вреда.

- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

- Принцип триединого представления о здоровье ( здоровье физическое, психическое и духовно-нравственное)

- Принцип непрерывности и преемственности.

Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (включение вопросов хдоровья в содержание учебных программ и обеспечения здоровьесберегающего характера обучения).

- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

- Комплексный, междисциплинарный подход (педагог, психолог, врач).

- Принцип медико-психологической компетенции учителя.

- Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.

- Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).

- Приоритет активных методов обучения.

- Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.

- Принцип отстроченного результата.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки,

  • укреплению зрения,

  • укрепления мышц рук,

  • отдых позвоночника,

  • упражнения для ног,

  • упражнения на ковре,

  • релаксационные упражнения для мимики лица,

  • потягивание,

  • массаж области груди, лица, рук, ног,

  • психогимнастика,

  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Для поддержания благоприятного психологического микроклимата на уроке применяю дифференцированный подход, многоуровневые задания. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания. Использую карточки с заданиями и в контрольных работах. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Дифференцированное обучение строится на учёте зрения ребёнка и его возможностей.

Организую работу в группах.



Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока.

Чтобы избежать утомления учащихся, учитываю особенности усвоения материала на уроке.

Эффективность усвоения материала  обучающимися  в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Организую подвижные перемены, дети участвуют в спортивных праздниках и кружках.

Заключение:

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся от угрожающих им патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!