В настоящее время проблемы оздоровления стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Дети- это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда, различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода, неудовлетворительное экономическое положение в обществе – это лишь некоторые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника.
Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни.
Чаще всего у дошкольников встречаются склонность к частым простудным заболеваниям, утомление и невротические расстройства, нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие и т. д. Дети дошкольного возраста склонны к так называемой группе риска – второй группе здоровья. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка.
Также актуально создание здоровьесберегающего пространства - комплексной системы, ориентированной на формирование ценностей здорового образа жизни и определяющей отбор средств сохранения и укрепления здоровья, физического развития детей.
«Здоровьесберегающие технологии» в дошкольном образовании - можно рассматривать как совокупность определенных подходов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Работе с детьми использовали здоровье-сберегающие технологии для обеспечения возможности сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Применяли следующие здоровьесберегающие технологи: бодрящая гимнастика, хождение босиком, мытье рук прохладной водой, дыхательной гимнастики, самомассаж, пальчиковая гимнастика, контроль за двигательным режимом, гимнастика для глаз.
Для обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду использовали динамические паузы, коммуникативные игры.
Работа по сохранению и укреплению здоровья осуществлялась с учетом рекомендации медицинского работника ДОУ, поло – возрастных возможностей детей и сезона года в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами».
Систематизировано взаимодействие с участниками физкультурно-оздоровительной работы, работы по укреплению и сохранению здоровья детей: родителями, воспитателями, музыкальным руководителем через реализацию спортивных праздников, досугов, походов; медицинским работником через просветительскую, оздоровительную работу.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья включала:
-закаливающие мероприятия;
- профилактическую работу;
-физкультурно-оздоровительную работу.
Была организована работа в следующих направлениях:
формирование потребности в ежедневной, целенаправленной двигательной активности;
профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
привитие культурно-гигиенических навыков, формирование привычек здорового образа жизни;
создание условий для эмоционального благополучия каждого ребёнка, учёта индивидуальных особенностей;
повышение родительской компетентности и ответственности по укреплению здоровья детей.
Важным звеном в системе оздоровления являлось закаливание, проводимое под руководством и контролем фельдшера ДОУ. Закаливание проводилось с использованием различных факторов и методов воздействия на детский организм.
Для повышения защитных функций организма, укрепления иммунной системы, сохранения здоровья детей постоянно проводилась профилактическая работа и мероприятия:
систематическое проведение различных видов гимнастик (артикуляционная, пальчиковая, динамические паузы, гимнастика для глаз, гимнастика пробуждения);
подвижные и малоподвижные игры, как на улице, так и в помещении;
физминутки для сокращения времени пребывания детей в статическом режиме, для снятия мышечного напряжения и предупреждения психического утомления;
физкультурные занятия, как основа процесса обучения основным видам движений;
употребление соков, кислородного коктейля, отвара шиповника;
босохождение в летний период и по дорожкам «Здоровья» после сна;
употребление фитонцидов в осенне-зимний период (чеснок, лук).
Для детей, в работе использовали комплекс мероприятий, способствующих становлению у детей ценностей здорового образа жизни (развитие элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены).
Для формирования здорового образа жизни, а также формирования правил личной гигиены и безопасности наряду с практическими действиями использовали дидактический материал: «Валеология в картинках», «Малыши-крепыши», «Валеология - здоровый малыш», альбомы «Если хочешь быть здоров», «Тело человека».
Для того чтобы дети как можно больше находились в движении, в группе созданы условия для развития двигательной активности, физического развития. Подобраны картотеки утренних гимнастик, подвижных игр, гимнастики пробуждения, зрительных гимнастик, картотеки пальчиковых гимнастик, комплексы прогулок, которые находят применение в практической деятельности.
Большое внимание уделяли подвижным играм, использовали народные игры Урала, так как в них радость движений сочетается с духовным обогащением и благодаря им формируется заинтересованное, уважительное отношение к культуре. Народные игры Урала, сочетающие в себе этническое и двигательное начала представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.
разработан и реализован проект «День здоровья» «Витамины».
Цель проекта: обогащение представлений у дошкольников о спорте, вовлечение детей и их родителей в активную физкультурную и спортивную деятельность, организованную в детском саду и дома.
Результат: оформлен мини – музей «Царство Мойдодыра».
В в рамках Всероссийского Дня Здоровья в течение недели с детьми группы проводились различные оздоровительные мероприятия.
В реализован проект детского сада «Здоровый образ жизни не только в детском саду, но и дома» в рамках проведения областного Дня здоровья.
Систему работы с родителями по оздоровлению детей осуществляли по следующим направлениям:
-целенаправленная просветительская работа (ознакомление родителей с особенностями физического развития детей; помощь в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье);
-организация досуга. Привлекали родителей к участию в разных спортивных мероприятиях детского сада: спортивные развлечения, игры-соревнования. На родительских собраниях знакомили с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, закаливающими процедурами.
Также в своей работе использовали нетрадиционное оборудование, сделанное своими руками и с помощью родителей.
Учитывая, что режим – основа оздоровительных и профилактических воздействий на организм ребенка всех факторов воспитательно-оздоровительной работы, не допускали его нарушений, не сокращали длительность прогулок и дневного сна, не допускали их переутомления. Таким образом, спланированная ежедневная организация жизни детей позволила гибко чередовать различные виды деятельности.
В период с 2016 по 2020 годы дети группы активно участвовали в спортивных мероприятиях ДОУ и города;
- тематические праздники и развлечения: «Зарничка», «Праздник воды»;
- ежегодна принимают участие спортивной игре Беговелогонка,
Вследствие проводимой работы по здоровьесбережению, наблюдается положительная динамика физического развития и укрепления здоровья воспитанников.