Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий является перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов в работе учителя-логопеда. Дети с нарушениями речи чаще всего соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. У них отмечается недостаточная сформированность таких процессов, как слухоречевая память, внимание, вербально-логическое мышление, пространственно-временная ориентировка, нарушение в артикуляционной, мелкой и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы.
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.
На логопедических занятиях использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- гимнастика для глаз:
- пальчиковая гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- физкультминутки;
- логоритмика;
- релаксация;
- биоэнергопластика.
Применяя средства здоровьесберегающих технологий, в развитии речи детей отмечается положительная динамика в зависимости от степени тяжести нарушения. Занятия становятся более интереснее и разнообразнее, а выполнение упражнений и игр более увлекательным и эмоциональным. В ходе занятия ребенок не замечает, что его учат. И поэтому процесс развития речи протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Хочется отметить, что результаты коррекционной работы с каждым годом повышаются, а речевое развитие детей улучшается.
Правильная систематическая работа с использованием средств здоровьесберегающих технологий способна устранить даже самые тяжелые нарушения и помочь детям жить полноценно.
Хочется привести слова одного из основоположников логопедии Елены Федоровны Рау, что «Не чудо, а великий труд лежит в основе исправления речевого дефекта».
И действительно, современный логопед – это педагог, который работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формирует навыки овладения правильной речью, дающей перспективы успешной работы.
Использование в работе учителя-логопеда средств здоровьесберегающих технологий, позволяет эффективно повысить качество и результативность коррекционной работы, помочь детям в оздоровлении.
В коррекционной логопедической практике применяю как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы здоровьесберегающих технологий, такие как:
Артикуляционная гимнастика помогает подготовить органы артикуляции к постановке звуков и овладеть правильной четкой речью. Нетрадиционные методы проведения артикуляционной гимнастики носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Дыхательная гимнастика направлена на выработку диафрагмального дыхания, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Также уделяется внимание правильному дыханию, длительному плавному выдоху.
Массаж и самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью логопедического массажа и самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Зрительная гимнастика для глаз снимает мышечное напряжение, вызывает эмоциональный подъем, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу, повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, снимает переутомление зрительного аппарата.
Су-джок терапия направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Приемы Су - джок терапии используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.
Релаксация направлена на снятие психического напряжения и глубокое мышечное расслабление. Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Развитие движения пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Применяются пальчиковые игры, игры-шнуровки, сенсорные игры (игры с крупой, рисование на манке, отыскивание предметов в крупе и др.), кинезиологические упражнения (упражнения, позволяющие активизировать межполушарное воздействие, в которых происходит чередование движений рук или пальцев, или одновременное выполнение движений обеими руками), песочную терапию (игры с песком).
Физкультминутки - оздоровительные паузы , которые проводятся в игровой форме в середине занятия под музыку и без музыки. Снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.
Логоритмика направлена у детей с речевыми нарушениями на укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторные, сенсорные функции, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений. Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства.
Метод акватерапии использую как часть непосредственно образовательной деятельности. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Игры с водой стабилизируют эмоциональный фон, снимают психоэмоциональное и физическое напряжение, способствуют развитию и совершенствованию навыков позитивной коммуникации, обогащению активного и пассивного словаря, стимулированию сенсорно – перцептивной сферы, развитию навыков импрессивной и экспрессивной речи.
Биоэнергопластика направлена на выполнение артикуляционной гимнастики с одновременным движением рук, тела. Био –это человек, как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий, пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, эмоциональной выразительностью.
Все выше перечисленные приемы и методы здоровьесберегающих технологий можно применять как отдельное логопедическое занятие или как его часть, направленное на развитие новых способов взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.
В своей работе их могут использовать специалисты других профессий, например, психологи, дефектологи, а также родители для занятий с детьми в домашних условиях.