СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние средств здоровьесберегающих технологий на улучшение качества и результативности коррекционной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.»

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.


Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий является перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов в работе учителя-логопеда. Дети с нарушениями речи чаще всего соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. У них отмечается недостаточная сформированность таких процессов, как слухоречевая память, внимание, вербально-логическое мышление, пространственно-временная ориентировка, нарушение в артикуляционной, мелкой и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.

На логопедических занятиях использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- гимнастика для глаз:

- пальчиковая гимнастика;

- массаж и самомассаж;

- физкультминутки;

- логоритмика;

- релаксация;

- биоэнергопластика.

Применяя средства здоровьесберегающих технологий, в развитии речи детей отмечается положительная динамика в зависимости от степени тяжести нарушения. Занятия становятся более интереснее и разнообразнее, а выполнение упражнений и игр более увлекательным и эмоциональным. В ходе занятия ребенок не замечает, что его учат. И поэтому процесс развития речи протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Хочется отметить, что результаты коррекционной работы с каждым годом повышаются, а речевое развитие детей улучшается.

Правильная систематическая работа с использованием средств здоровьесберегающих технологий способна устранить даже самые тяжелые нарушения и помочь детям жить полноценно.

Хочется привести слова одного из основоположников логопедии Елены Федоровны Рау, что «Не чудо, а великий труд лежит в основе исправления речевого дефекта».

И действительно, современный логопед – это педагог, который работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формирует навыки овладения правильной речью, дающей перспективы успешной работы.














Использование в работе учителя-логопеда средств здоровьесберегающих технологий, позволяет эффективно повысить качество и результативность коррекционной работы, помочь детям в оздоровлении.

В коррекционной логопедической практике применяю как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы здоровьесберегающих технологий, такие как:

  • Артикуляционная гимнастика помогает подготовить органы артикуляции к постановке звуков и овладеть правильной четкой речью. Нетрадиционные методы проведения артикуляционной гимнастики носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

  • Дыхательная гимнастика направлена на выработку диафрагмального дыхания, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Также уделяется внимание правильному дыханию, длительному плавному выдоху.

  • Массаж и самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью логопедического массажа и самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

  • Зрительная гимнастика для глаз снимает мышечное напряжение, вызывает эмоциональный подъем, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу, повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, снимает переутомление зрительного аппарата.

  • Су-джок терапия направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Приемы Су - джок терапии используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.



  • Релаксация направлена на снятие психического напряжения и глубокое мышечное расслабление. Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Развитие движения пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Применяются пальчиковые игры, игры-шнуровки, сенсорные игры (игры с крупой, рисование на манке, отыскивание предметов в крупе и др.), кинезиологические упражнения (упражнения, позволяющие активизировать межполушарное воздействие, в которых происходит чередование движений рук или пальцев, или одновременное выполнение движений обеими руками), песочную терапию (игры с песком).

  • Физкультминутки - оздоровительные паузы , которые проводятся в игровой форме в середине занятия под музыку и без музыки. Снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

  • Логоритмика направлена у детей с речевыми нарушениями на укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторные, сенсорные функции, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений. Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. 

  • Метод акватерапии использую как часть непосредственно образовательной деятельности. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Игры с водой стабилизируют эмоциональный фон, снимают психоэмоциональное и физическое напряжение, способствуют развитию и совершенствованию навыков позитивной коммуникации, обогащению активного и пассивного словаря, стимулированию сенсорно – перцептивной сферы, развитию навыков импрессивной и экспрессивной речи.

  • Биоэнергопластика направлена на выполнение артикуляционной гимнастики с одновременным движением рук, тела. Био –это человек, как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий, пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, эмоциональной выразительностью.

Все выше перечисленные приемы и методы здоровьесберегающих технологий можно применять как отдельное логопедическое занятие или как его часть, направленное на развитие новых способов взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

В своей работе их могут использовать специалисты других профессий, например, психологи, дефектологи, а также родители для занятий с детьми в домашних условиях.




Скачать

© 2024 30 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!