СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Валеологизация ходаа урока и сохранения здоровья учащихся начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в школе»

МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

ХМАО – Югра Тюменская область,

Сургутский район, ул. Северная, 34.









ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.









Автор

учитель физической культуры

МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

Бутченко Ольга Викторовна.








2019


Здоровьесберегающая технология в школе.

Все технологии, безусловно, целенаправленны на развитие способностей учащихся, реализация которых возможна только при сохранении и укреплении здоровья в процессе обучения и воспитания.

Утверждение «здорового образа жизни» подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы, как одно из приоритетных направлений. Применение технологий будет эффективно на физически и психически здоровых учащихся. Оттого насколько успешно удастся сформировать и закрепить здоровьесберегающие ориентации и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит реальный образ жизни человека.

В школьных условиях как нигде больше возрастает роль сохранения здоровья учащихся. Анализ данных о состоянии здоровья школьников показывает, что количество абсолютно здоровых детей к окончанию полной средней школы падает, что свидетельствует не только о неблагоприятных условиях жизни, но и о недостаточном внимании учителей школы к оздоравливанию учащихся.

Здоровьесберегающая технология включает разновидность всех педагогических технологий и оказывает активное воспитательное воздействие на личность учащихся в сфере сбережения здоровья. Цель ее – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и использовать их в повседневной жизни.

Отсюда определяются и принципы организации здоровьесберегающей среды школы и процесса обучения в частности:

  • Ненанесение вреда – стремиться помочь школьнику сохранить и восстановить уже утраченное;

  • Действенная забота о здоровье учащихся по формуле «Это полезно для здоровья»;

  • Принцип триединого представления о здоровье (физического, психического и духовно-нравственного);

Необходима учебная и дополнительная информация о здоровье, учитывая возрастные особенности учащихся. А также придать процессу завораживающий характер: новизну, субъективность, экзотичность, а самим учителям запастись терпением и приготовиться к здоровому, оправданному ожиданию результатов и применить педагогическую поддержку.

Основными средствами в достижении целей здоровьесберегающей технологии обучения является:

  • Средства двигательной направленности: движение, физические упражнения: пальчиковая, корригирующая и дыхательная гимнастики, физкультминутки, подвижные перемены, эмоциональные разрядки, минутки покоя, ЛФК, подвижные игры, оздоровительная физкультура, массаж и самомассаж, психогимнастика, тренинг.

  • Оздоровительные силы природы: закаливание, проведение занятий на свежем воздухе, солнечные воздушные ванны, фитотерапия, витаминотерапия и ароматерапия.

  • Гигиенические: выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка, режим дня, режим двигательной активности, режим питания и сна, ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Представление о здоровьесберегающих технологиях соотнесено с основными проблемами школы, связанными с заботой о здоровье учащихся. К таки проблемам относятся:

  • школьные стрессы (проблемы, конфликты, наличие вредных привычек и зависимостей учащихся);

  • профилактика гиподинамии (увлечение компьютерными играми, Интернетом, недостаточное количество спортивных секций);

  • школьные болезни (сколиоз и близорукость);

  • отсутствие буфета, спецпитания и диет, обеспечение питьевой водой в районе спортзалов;

  • низкий уровень культуры здоровья учащихся (отсутствие у многих личностей ответственности за свое здоровье);

  • некомпетентность педагогов в вопросах здоровья, позволяющих удовлетворить любопытство учеников;

  • отсутствие сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей, порой дети дома не находят подкрепления здорового образа жизни.

В решении указанных проблем нет готовых рецептов, но их системная реализация должна обеспечить здоровьесберегающий эффект.

Смысл каждой педагогической технологии заключается в том, чтобы дать возможность ученику повысить работоспособность и скрыть усталость. Для решения основной задачи здоровьесберегающей технологии - сохранение работоспособности: для начала создадим эмоционально-положительный фон урока, проконтролируем соблюдение учащимися личной гигиены, а нам необходимо создать им санитарно-гигиенические условия. В этом интенсивном пространстве необходимо снижать напряжение, удовлетворять потребность учащихся в двигательной активности. Работоспособность учащихся претерпевает изменения не только в течение дня, но и недели, года. По многочисленным исследованиям, вторник самый благоприятный день, а работоспособность ученика самая высокая; от среды до субботы идет снижение, самые низкие показатели в понедельник. Это диктует, что в понедельник и субботу надо проводить уроки облегченного характера.

Введенные комплексы зарядки недостаточно регулярно проводятся, их необходимо активно внедрять и брать под контроль их исполнение. Для рациональной организации урока использовать физкультминутки (элементарные движения, гимнастику (1-2 за урок и 3 упражнения, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук и плечевого пояса; время проведения и содержания физкультминутки определяется учителем ведущим урок)). Чтобы урок сработал как здоровьесберегающий, учитель должен использовать самые различные методы: практический, познавательной игры, ситуационный, соревновательно-игровой.

Хорошая идея - ввести гимнастику до начала учебных занятий по сменам. Она будет состоять из 4-6 ОРУ, требующих сосредоточенного внимания на точном выполнении упражнений. Продолжительность ее 5 минут. Зарядка проводится под наблюдением учителя предметника, ведущего первый урок в данном классе. Содержание комплекса разрабатывается учителями физкультуры и меняется один раз в две недели и целесообразно, если ее проводить под музыкальное сопровождение. Ее цель – повысить умственную работоспособность учащихся, настроить их на предстоящую учебную деятельность и предупредить негативные сдвиги в организме, связанные с длительным нахождением в неподвижной позе.

Какое полезное дело – открытие трехразовых занятий спецмедгруппы. Некоторые учащиеся их не посещают, а им это крайне необходимо по состоянию здоровья. На занятиях они занимаются лечебной физкультурой, и им строго нормируется нагрузка согласно заболеванию. Эффективность этих занятий зависит и от нас учителей.

Огромное имеет место в начальной школе - тщательное уделение внимания и приучение учащихся правильно сидеть за партой. Чем старше становится учащийся, тем меньше уделяется на это времени, а это в первую очередь и приводит к диагнозу заболевания позвоночника и в частности к нарушению каллиграфии по окончании школы.

Главный субъект нашей модели – это ученик!

Миссия учителя физкультуры – это профилактика заболеваний, валеологизация хода урока и его содержания, увеличение времени на двигательную активность учащихся, сохранение и укрепление здоровья детей.

Учителям физкультуры обязательно ввести в свои уроки больше соревновательно-игровых элементов для эмоциональной разгрузки организма! Для предупреждения травматизма всем использовать метод взаимообучения для овладения сложными техническими элементами по разделу гимнастика. В разминке подготовительной части урока использовать непросто упражнения на профилактику заболеваний ОДА (плоскостопие, искривление позвоночника), а еще рассказ, показ с исправлением неправильной осанки каждому учащемуся индивидуально подбирать упражнения на коррекцию осанки и развития телосложения, а также проводить беседы о последствиях заболеваний на весь организм. На уроках с учениками младшего звена необходимо внедрять методику профилактических упражнений направленных на исправление плоскостопия: это упражнения с круглой палкой на укрепление мышц стопы проводятся после измерения степени плоскостопия у детей по формуле.

Все упражнения для улучшения осанки и профилактики заболеваний ОДА окажут полезное действие только в том случае, если их с учащимися выполнять регулярно. Здоровьесберегающая технология столь действенна в нашей работе, и пусть она будет яркой по краскам и эффективной по результатам!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!