СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесебегающие технологии в образовательном процессе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель методической разработки: показать значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся на занятиях в системе дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесебегающие технологии в образовательном процессе»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 пгт СУХОДОЛ

структурное подразделение «Поиск»

Самарская обл., Сергиевский р-н, с.Сергиевск, ул.Ленина, 66а.

тел. (84655)21930, e-mail: sergievsk. [email protected]







Методические рекомендации

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»











Автор-составитель:

Кабанова А.С. – методист

СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2

п.г.т. Суходол











Сергиевск, 2018 год

Пояснительная записка


Вопрос здоровьесбережения на занятиях в системе дополнительного образования затрагивался много раз. Здоровье человека, а тем более здоровье ребенка – это всегда актуальная тема для обсуждения, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья современных подростков вызывает серьёзные опасения специалистов. Если сравнить здоровье школьников 20-30 лет назад со школьниками нашего времени, то можно проследить отрицательную динамику, здоровье с каждым годом ухудшается. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

По данным статистики, уровень заболеваемости среди детей и подростков в последние годы неуклонно растет. И речь идет не только о физических отклонениях, но и об увеличении числа неадекватных психологических реакций. Все вышесказанное не может не беспокоить. Поскольку более половины своего времени бодрствования дети и подростки проводят в учебных заведениях, становится очевидно, что система дополнительного образования, как и среднее общее образование должны взять на себя часть ответственности за сохранение здоровья подрастающего поколения.

Цель методической разработки: показать значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся на занятиях в системе дополнительного образования.

Задачи методической разработки:

  1. Дать понятие здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе;

  2. Показать примеры современных здоровьесберегающих технологий;

  3. Способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, т.е. использовать здоровьесберегающие технологии на занятиях в системе дополнительного образования.

Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье детей как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Окружающая нас среда настолько неблагоприятна, что её трудно чем-нибудь уравновесить, и всё-таки следует делать некоторые попытки.

Для сохранения здоровья детей в сфере дополнительного образования необходимо использовать: здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.

Сущность здоровьесберегающего занятия состоит в том, что это занятие обеспечивает обучающемуся и педагогу сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца занятия, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно в дальнейшей жизни.

Принципы здоровьесберегающего занятия, направленые на укрепление физиологического здоровья:

  • принцип двигательной активности;

  • принцип оздоровительного режима;

  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания.

Для реализации данных принципов применяются здоровьесберегающие технологии. Остановимся подробнее на технологиях, направленных на сохранение и стимулирование физического здоровья.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Физкультминутки - Динамические паузы:

  • Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения;

  • Гимнастика для снятия утомления плечевого пояса и рук;

  • Гимнастика для снятия напряжения с мышц туловища и ног;

  • Бодрящая гимнастика;

  • Дыхательная гимнастика;

  • Самомассаж;

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Гимнастика для глаз;

  • Релаксация;

  • Организация работы в режиме смены позы.

Рассмотрим каждую из них более подробно.


Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

Возраст от 6 до 14 лет - период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.

Неуравновешенность возбудительно - тормозных процессов центральной нервной системы обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз, как орган, заканчивает своё структурно - функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения находится в стадии интенсивного развития.

С учётом всех этих особенностей подрастающего организма специалисты для предупреждения нарушения зрения, осанки, утомления, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить динамические паузы физкультминутки, гимнастику для улучшения мозгового кровообращения, как в начале занятия, так и в середине. Внешними проявлениями утомления являются потеря внимания и интереса, частые отвлечения, снижение работоспособности, ослабление памяти, нарушение почерка.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению динамических пауз и физкультминуток для улучшения мозгового кровообращения. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована педагогами дополнительного образования, независимо от возраста обучающихся.

Физкультминутки для мозгового кровообращения положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Длительность физкультминуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Примеры таких физкультминуток можно посмотреть в Приложении 1. Все упражнения из данного Приложения подходят для любого возраста обучающихся.

Требования к проведению физкультминуток:

- Комплексы упражнений всегда должны быть различны и подбираться в зависимости от формы проведения занятия, его содержания. Однообразные упражнения приводят к потере интереса у обучающихся, следовательно к снижению результативности.

- Физкультминутки должны проводиться в тот момент, когда обучающиеся начали проявлять признаки утомления (на любом этапе занятия). В системе дополнительного образования дети приходят на занятия после основных 5-6 уроков в школе. Если наблюдается утомленность и слабый интерес до начала занятий, то необходимо провести динамическую физкультминутку прежде, чем приступать к изучению очередной темы. Главное - обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

- При выборе той или иной гимнастики, предпочтение нужно отдавать упражнениям, которые предназначены для утомлённых групп мышц.

Не столько удовлетворение от правильно сделанных движений, сколько эмоциональный подъём и хорошее настроение соответствуют потребностям детского организма. В результате использования физкультминуток на занятиях в дополнительном образовании мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.

Часто во время различных физкультминуток возникают неожиданные веселые ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.

Гимнастика для снятия утомления плечевого пояса и рук, а также гимнастика для снятия напряжения с мышц туловища и ног особенно необходимы обучающимся школьного возраста, если форма проведения занятия подразумевает сидячий вид деятельности. Примеры таких упражнений можно увидеть в Приложениях 2 и 3. Проводить гимнастику следует во второй половине занятия, либо раньше, если наблюдается утомленное состояние детей и повышается невнимательность.

Бодрящая гимнастика

Многие педагоги дополнительного образования занимаются с обучающимися в возрасте 5-7 лет. Часто занятия проходят в детских садах после тихого часа. Как помочь ребенку проснуться в хорошем настроении и активно продолжать день?

Конечно же, провести бодрящую гимнастику после дневного сна! Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Бодрящую гимнастику проводят в любое время года в хорошо проветренном помещении. Бодрящая гимнастика может занимать от 5 до 10 минут. При выполнении данных упражнений можно использовать различные массажные коврики.

Для детей дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания.

В комплекс бодрящей гимнастики нужно включать дыхательные упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия (игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста представлены в Приложении 5), нарушения осанки. Чтобы предупредить нарушение осанки нужно особое внимание уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. И лучше всего эти упражнения выполнять после дневного сна из положения лёжа на ковриках, при этом необходимо следить за правильным дыханием обучающихся. Примеры упражнений бодрящей гимнастики для обучающихся дошкольного возраста представлены в Приложении 4.

Дыхательная гимнастика

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабые, поэтому дыхательные упражнения им очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста представлены в Приложении 6. Дыхательные упражнения и упражнения, направленные на профилактику плоскостопия можно объединить в один комплекс и проводить в течение 3-5 минут во второй половине занятия. Данный комплекс упражнений следует чередовать, например, с комплексом бодрящей гимнастики.

Дыхательная гимнастика для детей школьного возраста

Дыхательной гимнастикой врачи рекомендуют заниматься всем: она очень полезна для здоровья, снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и даже выводит из депрессии. Систематическое выполнение упражнений дыхательной гимнастики обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие, дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, нормализует как повышенное, так и пониженное давление, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород Дыхательные упражнения следует проводить с обучающимися школьного возраста в течение 2-3 минут во второй половине занятия совместно с комплексом любых других упражнений, подходящих по форме занятия; либо в начале занятия, если детям предстоит работать сидя и быть сосредоточенными (например, написать тест или участвовать в викторине). Комплекс дыхательных упражнений для детей школьного возраста представлен в Приложении 7.

Самомассаж

На занятиях можно использовать тренажёр для стоп (массажный коврик). Это квадрат 30 см х 30 см из хлопчатобумажной ткани или другого материала с галькой, пуговицами и т.д. Ткань должна быть не тонкой, чтобы ногам было не больно. Тренажер восстанавливает правильный свод стопы (профилактика плоскостопия), улучшает циркуляцию крови, активизирует биологические точки, представительства всех внутренних органов, снимает усталость. Его можно использовать следующим образом: на одном из занятий обучающиеся дошкольного и младшего школьного возраста разуваются, и все занятие их ноги стоят на массажном коврике. А можно использовать коврик при проведении физкультминуток в начале занятия или по прошествии 2/3 от занятия (дети становятся на коврик только во время физкультминуток, дыхательных упражнений, бодрящей или пальчиковой гимнастике, зарядки для глаз).

Пальчиковая гимнастика

На занятиях в дополнительном образовании, также как и в школе, немало важными являются упражнения для разминки пальчиков и кистей рук и гимнастика для глаз. На занятиях любой направленности для детей в возрасте и 5-7 лет, и 8-11 лет необходимо применять упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук.

Примеры пальчиковой гимнастики представлены в Приложении 8. Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма. Эту гимнастику можно включать в комплекс других физкультминуток в течение занятия, а также на занятиях художественной и научно-технической направленностей – необходимо проводить в начале занятия в течение 2-3 минут.

Гимнастика для глаз

В школьном возрасте нагрузка на детские глаза особенно усиливается – дети проводят много времени за компьютером и книгами, и в это время глаза подвергаются большому напряжению. Для них разработана специальная зарядка, которую можно применять на занятиях в дополнительном образовании:

1. Чтобы снять напряжение с глаз, следует сесть на стул, закрыв глаза ладонями, не надавливая: правой и левой ладонями, соответственно, правый и левый глаз. После этого надо расслабиться и смотреть перед собой, мысленно представляя себе что-нибудь приятное. Это упражнение рекомендуется выполнять в течении нескольких минут во время занятий за компьютером, либо после просмотра видео-презентаций, либо при долгом чтении и письме, а также каждый день дома по 10-15 минут – зрение действительно улучшается.

2. Очень важны перерывы в процессе занятий (будь то длительное чтение книги или работа за компьютером). По прошествии 2/3 от такого занятия надо встать со стула и походить по комнате, совершая головой круговые движения 10 раз по часовой стрелке и столько же наоборот. Далее нужно поочередно сначала правой, а потом левой рукой обхватить противоположное плечо, затем остановиться, и, привстав на носочки, потянуться вверх. Это упражнение расслабит глазные мышцы, сняв напряжение с позвоночника и усилив кровообращение в области шеи и головы.

3. Если педагог видит, что дети утомились и их глаза устали, надо сделать небольшой перерыв и быстро поморгать ими в течение 1-2 минут, затем закрыть глаза и легко помассировать кончиками указательных пальцев. Это упражнение тренирует глазные мышцы и улучшает кровообращение.

В Приложении 9 представлен ещё ряд упражнений, направленных на тренировку глазных мышц и снятие напряжения с глаз для детей школьного возраста. Нет необходимости проводить данный комплекс упражнений на каждом занятии. Дети особенно нуждаются в гимнастике для глаз после продолжительного чтения или письма, а также после просмотра видео-презентаций и видеофильмов, если данный вид деятельности занимает более 10-15 минут.

Релаксация - это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического, а также расслабления), что позволяет ликвидировать фактор раздражения. Очень полезна релаксация для детей в возрасте от 6 до 11 лет. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Упражнения для релаксации играют большую роль для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обучающиеся начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Проводятся такие упражнения на любом этапе занятия, если педагог видит, что дети стали невнимательными и излишне возбужденными.

Процесс релаксации лучше всего сопровождать музыкой. В настоящее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные формы нарушения психоэмоциональной сферы. Причиной этому становится ограничение круга общения дошкольников и младших школьников и сосредоточение их на компьютерах и телевизорах. Неоценимую помощь в деле воспитания ребёнка и улучшении его психического здоровья оказывает музыка. Например, для обучающихся младшего школьного возраста в начале занятия можно включить классическую музыку со звучанием скрипки, чтобы поднять настроение, или мелодию альта, чтобы уменьшить нервное возбужденное состояние.

Музыка обладает поистине фантастическим умением регулировать психоэмоциональное состояние ребенка. Она помогает преодолевать ощущения дискомфорта, выражающиеся страхом, неуверенностью, растерянностью и боязнью. Способствует этому и музыка природы. Релаксация достигается при прослушивании шелеста листьев и пения птиц, шума дождя и журчания ручья. Эти звуки следует прослушивать с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста, как в учебных целях, так и для того, чтобы избавить детей от беспокойства и страхов. Музыка природы дарит им уверенность и хорошее настроение. Чтобы уменьшить излишнюю возбудимость у детей и настроить их на рабочий лад, специалисты рекомендуют сочетать спокойные классические мелодии и звуки природы. Релаксация при этом наиболее эффективна.

В моменты неудач и неприятностей необходимо научить детей младшего школьного возраста настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии. Они уравновесят тяжесть детских невзгод, научат справляться с маленькими и большими ребячьими неприятностями. Для этого можно в начале занятий на некоторое время (3-5 минут) задержаться на размышлении о приятном под спокойную тихую музыку или звуки природы. Пусть в воображении детей предстанут самые добрые, самые приятные сцены, будь то действительность или фантазии.

Немаловажным в здоровьесбережении обучающихся является организация работы в режиме смены позы. В дополнительном образовании все занятия должны проходить в режиме смены динамических поз. Там, где это возможно, нужно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. В идеале дети дошкольного и младшего школьного возраста могут стоять на массажных ковриках, в носочках. Обучающиеся любого возраста часть занятия могут проводить стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы, а другую часть занятия детям лучше проводить сидя. Тем самым будет сохраняться и укрепляться позвоночник, формироваться осанка. Дети младшего и среднего школьного возраста в начале занятия могут стоять не более 2-3 минут. Затем длительность может увеличиться до половины занятия.

И в заключение отметим, что здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся.


Приложение 1


Физкультминутки (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения


  1. Исходное положение – сидя на стуле.

1-голову наклонить вправо;

2-исходное положение;

3-голову наклонить влево;

4-исходное положение.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный,


2) Исходное положение – стоя, руки на поясе.

1-поворот головы направо;

2-исходное положение; 

3-поворот головы налево;

4-исходное положение.

Повторить 4-5 раз. Темп медленный.


3) «Ленивые восьмёрки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной поверхности цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой рукой. Затем сразу обеими руками.


4) «Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, чуть согнуты – пароход, большие пальцы подняты вверх – труба.


5) «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке», соприкасаются кончиками. Дуем на них. Пальчики принимают форму шара. И в обратном направлении

Приложение 2

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук


Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

Вариант 1

1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2 – 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1 – 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 – 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре последовательных круга руками назад. 5 – 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

Вариант 2

1. И.п. – о.с. – кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И.п. – о.с. 1-4 – дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5-8 – дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. – тыльной стороной кисти на пояс. 1-2 – свести вперед, голову наклонить вперед. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

Вариант 3

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1.- дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 – и.п. 3-4 –то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. – о.с. 1 – руки вперед, ладони книзу. 2-4 зигзагообразными движениями руки в стороны. 5-6 – руки вперед. 7-8 – руки расслабленно вниз. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. – о.с. 1 – руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Вариант 4

1. И.п. – о.с. 1 –дугами внутрь, руки вверх – в стороны, прогнуться, голову назад. 2 – руки за голову, голову наклонить вперед. 3 – «уронить» руки. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И.п.- руки к плечам, кисти в кулаках. 1-2 – напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 – руки расслабленно вниз. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.

3. И.п. – о.с. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Приложение 3


Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.

Вариант 1

1. И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 –и.п. 3-4 –то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

2. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – упор присев. 2 – и.п. 3- наклон вперед, руки впереди. 4 – и.п . Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 –то же в другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Вариант 2

1. И.п. – о.с. 1 – выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 – толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3-4 –то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. – о.с. 1-2 – присед на носках, колени врозь, руки вперед – в стороны. 3 – встать на правую, мах левой назад, руки вверх. 4 – приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5-8-то же с махом правой ногой назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 – и.п. 5-8-то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Вариант 3

1. И.п. – руки скрестно перед грудью. 1 – взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 – и.п. 3-4 –то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. – стойка ноги врозь пошире, руки вверх – в стороны. 1- полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 – и.п. 3-4-то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. И.п. – выпад левой вперед. 1 – мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 – мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Вариант 4

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вправо. 1 – полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2-то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И.п. – руки в стороны. 1-2 – присед, колени вместе, руки за спину. 3 – выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко по вернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Приложение 4


Бодрящая гимнастика для обучающихся возраста 5-7 лет


«Лепим Буратино»

Исходное положение: лежа на спине.

Лепим лоб. Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить 4 раза.

Рисуем брови. Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить 3 раза.

Лепим глаза. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить 3 раза.

Лепим нос. Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторить 4 раза.

Лепим руки. И.п. – лежа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз. Погладить правую руку. То же повторить левой рукой.

Лепим пальчики на руках. Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла.

Лепим ноги. И.п. – лежа на спине. Похлопать обеими руками сначала по правой ноге и погладить ее, затем по левой и тоже погладить ее. Повторить 5 раз.

Веселый Буратино. И.п. –лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершить ими хаотичные движения. Повторить 5 раз.


«Готовимся к рисованию»

Все проснулись малыши? Все открыли глазки?

Кисти ждут, карандаши, альбомы и раскраски.

Чтоб красиво рисовать, надо пальчики размять.

С пробужденьем ручки.

Ручки мы к груди поднимем, ну-ка поиграем с ними

Потрясем получше – с пробужденьем ручки!

Моем руки.

Детки любят мыть ладошки и без мыла, понарошку.

Если вместе их сложить, ручка будет ручку мыть.

Вытираем насухо.

Ручкам надо умываться, полотенцем вытираться.

Им лениться не даем – сильно друг о дружку трем.

Просыпайтесь, пальчики.

Сделаем подсолнухи, из ладошек солнышки.

Каждый пальчик тянем, пусть светлее станет.

Неутомимые пальчики.

Соединить ладони вместе на уровне груди. Пальцы плотно прижаты друг другу. Основания ладоней разводить в стороны. Повторить 5 раз.

Моем всю руку.

Ладошкой правой руки выполнять круговые движения на левой руке от кистей до плеча. От плеча вниз – поглаживание. То же на правой руке. По 3 раза.

Устали руки. 

Потрясти перед грудью расслабленными кистями рук, постепенно поднимая их и опуская вниз.


«Времена года»

Осенняя туча. И.п.- лежа на спине. Дети нахмуриваются, как осенняя туча, при этом мышцы лица сначала напрягаются, затем расслабляются. Повторить 5 раз.

Листья падают. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки перед грудью, отвести в стороны, опустить. Поднять, соединить перед грудью, опустить. Повторит 6 раз

Тепло – холодно. И.п. – лежа на спине, руки в стороны. На слово “холодно” дети поднимают ноги, согнутые в коленях, и обхватывают их руками. На слово “ тепло”  возвращаются в и. п. Повторить 6 раз.

Замерзли. И.п. – лежа на правом боку, правая рука поднята вверх, левая – вдоль туловища. Поднять одновременно левую ногу и левую руку. Вернуться в и. п. То же правой ногой и рукой. Повторить 5 раз.

Весеннее солнышко. И.п. – сидя на кровати, ноги согнуты в коленях. Улыбнуться, как солнышко.

Проснулись. И.п.- сидя на кровати, ноги врозь, руки на поясе. 1-3 наклоны вперед. 4-в и.п. Повторить 6 раз.

Плывем. Лежа на животе, руки вперед, ноги вместе. 1-3 одновременно поднять ноги и руки и имитировать плавание. 4- в и.п. Повторить 6 раз.

Радуемся лету. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершать хаотичные движения ими, вернуться в и.п. Повторить 6 раз.

Приложение 5


Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Игровое упражнение «Поймай мячик».

Необходимо на листе картона нарисовать небольшие мячики. Обучающимся дать крышки от пластиковых бутылок. Ребенок должен пальцами ног захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

На листе картона необходимо нарисовать ёлку и положить его на пол. Рядом разложить мелкие игрушки от киндер-сюрпризов. Ребёнку необходимо пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Башенка».

Дети должны сомкнутыми ногами удержать кубик и выстроить башенку.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Пальцами ног дети выкладывают из пуговиц разного размера солнышко.

Игровое упражнение «Соберём урожай».

На полу лежат грецкие, лесные орехи, грибочки. Дети должны пальцами ног собрать «урожай» в ведёрко.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Дети должны пальцами ног и фломастерами нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Перед детьми на полу лежит обруч, а в обруче поролоновые палочки. Дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в кастрюльки.

Приложение 6


Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста


Ежик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.


Губы «трубкой»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.


Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки.

Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.


Пускаем мыльные пузыри

    1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

    2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

    3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

    4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

Приложение 7


Дыхательная гимнастика для обучающихся школьного возраста

    1. «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки. 

Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.

Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.


2. «Погончики». И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать.

Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.


  1. «Насос». («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните! «Накачивать шину» надо в темпо ритме строевого шага.

Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.


  1. «Кошка». И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.

Упражнение «Кошка» можно делать сидя и лежа.


  1. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И.П. встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».

Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лежа.

Приложение 8


Пальчиковая гимнастика


Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки)

Овощи.

Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)

Мы морковку трём, (Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти)

Мы капусту жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

Фрукты.

Будем мы варить компот (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки)

Фруктов нужно много. Вот. (Размешивают)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, (Опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

Приложение 9


Гимнастика для глаз


Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо) вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.


Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!