СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьезберегающие технологии как неотемлемый элемент учебно-производственного процесса в учереждениях СПО.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается смысл понятия "здоровьезберегающие технологии",приводятся виды технологий по сбережению здоровья, обобщенные результаты исследования роли их внедрения в учебно-производственный процесс учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьезберегающие технологии как неотемлемый элемент учебно-производственного процесса в учереждениях СПО.»


Малютина Наталья Леонидовна,

преподаватель физической культуры,

ГПОУ «Донецкий политехнический колледж»


здоровьесберегающиЕ технологиИ как НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ элемент учебно-производственного процесса в учреждениях СПО

Аннотация. В статье раскрывается смысл понятия «здоровьесберегающие технологии», приводятся виды технологий по сбережению здоровья, обобщенные результаты исследования роли их внедрения в учебно-производственный процесс учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Представлены основные направления деятельности преподавателя физической культуры и спорта при успешном внедрении здоровьесберагающих технологий. Сформулированы требования к преподавателю физической культуры, реализующему указанные технологии в учебно-производственном процессе.

Ключевые слова:здоровьесбережение, технологии, рабочий, ИТР, физическая культура, спорт.

.


П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» [1] рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие[2]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5 - cite_note-6:

  1. Здоровье - нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

  2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

  3. Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

  4. Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений.

  5. Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Исходя из представленных определений здоровья, мы можем получить и определение здоровьесберегающих технологий.

Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога[3]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5 - cite_note-6.

Проблема здоровьесберегающих технологий в образовании рассмотрена в ряде работ ученых и педагогов, а именно Яловенко М.М., Науменко Ю.В., Бальсевич В.К., Головобородько Н.В., Лопаревой С.Н. и многих других.

Однако актуальность проблемы не снижается. Здоровьесберегающие технологии должны прочно внедриться не только в образовательный процесс школ, но и профессиональных училищ, лицеев, техникумов и колледжей, где ведется подготовка рабочих и младших инженерно- технических работников.

Цель статьи – показать значимость внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-производственный процесс учебных заведений начального и среднего профессионального образования, роль преподавателя физической культуры в этом процессе и сформулировать требования к педагогам в свете современных представлений о здоровьесбережении учащихся.

В промышленно-развитых странах одной из приоритетных задач учебных учреждений системы начального профессионального образования является формирование культуры здорового образа жизни, как элемента общей культуры и фактора успешной адаптации в рыночно-ориентированном обществе. Отечественные же теории здоровьесбережения имеют концептуальный подход, нередко дискуссионные, относятся к педагогическим технологиям первого поколения и отличаются слабой дифференциацией и тиражированием[4]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5 - cite_note-6.

Автор считает, что в современных учебных заведениях НПО и СПО необходимо применять дифференцированный подход, ориентированный на представителей разных социальных групп, имеющий четкую антинаркотическую и антиалкогольную направленность, практикоориентированный характер и создающий ситуацию успеха.

Все здоровье сберегающие технологии можно свести к следующим[5]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5 - cite_note-6:

  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Кмедико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

  2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового,тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

  3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

  4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

  5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

  • психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

  • учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с учащимися после уроков, просвещение их родителей.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся, их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Для учебных заведений НПО и СПО характерным возрастом учащихся является возраст 15-21 лет, что соответствует принятому в отечественной педагогике возрасту активного обучения трудовым и профессиональным навыкам и соответствует периоду, когда индивид может максимально накопить физическое, духовное и социальное здоровье[4]. Однако у ряда подростков уже в возрасте 13-16 лет формируется разрушительный тип поведения. Таким образом заданием училища является не только формирование культуры сбережения здоровья учащегося, но коррекция его поведения и устранение вредных привычек употребления табака, алкоголя, наркотиков.

Лопарева С.Н. предложила реализацию 4 уровней формирования культуры здоровьесбережения учащихся, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровни формирования культуры сбережения здоровья

Уровень

Характеристика уровня

Временные рамки

1

Неосознанное выполнение элементов здоровьесбережения, освоение базовых теоретических знаний, эпизодические попытки физического и социального самосовершенствования

1 семестр

2

Базовая подготовка, осознание ценности здоровья для жизни и профессиональной карьеры, освоение простых технологий здоровьесбережения

2-3 – 4 семестр

3

Углубленная подготовка, осознанный выбор здоровьесберегающего поведения, использование полученных знаний в досуге, желание сохранить личное здоровье и здоровье близких

4-5 – 6 семестр

4

Самоопределение, осознанный выбор ценностей здоровья для себя и близких, активная жизненная позиция, способность оказать помощь в формировании здоровьесберегающей культуры близких и коллег по учебной группе

6 семестр


Таким образом, начиная с 1 семестра обучения, посредством здоровьесберегающих технологий возможно успешное формирование культуры сбережения здоровья. Этот процесс должен быть последовательным и четко спланированным.

Особенно важным является 4 этап, на котором учащийся должен научиться оказывать активную психологическую помощь при формировании здоровьесберегающего поведения окружающим, в т.ч. и близким.

Большая часть ответственности за формирование культуры сбережения здоровья и внедрение здоровьесберегающих технологий ложится на преподавателя физкультуры, что, однако, не совсем верно, т.к. здоровьесберегающие технологии должны быть использованы и другими преподавателями и мастерами производственного обучения.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий преподавателю физической культуры необходимо учитывать следующие условия:

  1. Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима.

  2. Второе – использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

  3. Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Приобщая учащихся к спорту, формируя навыки здорового образа жизни и валеологической культуры, внедряя комплексы профилактических и корректирующих упражнений с учетом профессиональной направленности подготовки учащихся, преподаватель физкультуры становится координатором внедрения здоровьесберегающих технологий.

Автор считает, что достаточно оптимальными направлениями при внедрении здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры могут быть[6]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5 - cite_note-6:

  1. Укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

  2. Повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся.

  3. Популяризация и агитация здорового образа жизни.

  4. Стимулирование участия детей в соревнованиях по различным видам спорта.

Однако такой подход требует соответствующей подготовки самого преподавателя, который должен уметь обеспечить:

  • полноценную и эффективную работу во всех группах здоровья (на уроках занятиях физической культуры, секциях),

  • организацию ЛФК;

  • организацию динамических перемен;

  • создание условий для работы спортивных секций;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

На сегодняшний день специалисты здравоохранения считают, что здоровье человека на 50 % зависит от здорового образа жизни, поэтому первостепенной задачей является сохранение и укрепление здоровья [7].

Актуальна мотивация к здоровому образу жизни среди учащихся, формирование у них высокого поведенческого уровня по отношению к своему образу жизни. Учащиеся - это наше будущее, от которого зависит социально-экономическое благополучие и здоровье населения в последующие годы.

Основываясь на представленной модели коллективной деятельности педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий, коллектив любого образовательного учреждения, может разрабатывать свои технологии по здоровьесбережению молодого поколения.


Список литературы:

  1.  Преамбулак Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения.

  2. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 42-43. - 607 с.

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

  4. Лопарева С. Н. Этно-философские основы формирования валеологической культуры в учреждении НПО. - Сибирский педагогический журнал. Выпуск№ 5 / 2008, С. 398-405.

  5. Голобородько Н. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 82-85.

  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Аркти, 2003.- 320 с.

  7. Егорьев А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А.О. Егорьев // Теория и практика физической культуры. – 2003. - №2 –С.53-56.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!