СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровосбережение необходимый компонент безопасности образовательного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: Мы желаем, чтобы наши дети были самыми умными и здоровыми, а мы, педагоги, обязаны сделать все возможное для этого. В статье я попробывала ответить на вопрос: « Что делать?», как развить природу детского организма и интелект, не угнетая физическое состояниие, не убивать духовное состояние детей. Если соблюдать все правила здоровьесбережения, то тогда мы сможем получить устойчивый рост показателей здоровья учащихся.

Ключевые слова: укрепление здоровья, санитарные правила и нормы, физминутка, пальчиковая гимнастика.

Просмотр содержимого документа
«Здоровосбережение необходимый компонент безопасности образовательного процесса»

ЗДОРОВОСБЕРЕЖЕНИЕ НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Е.И.Безуглова

Россия, Ростовская область, г. Батайск МБОУ «Гимназия № 7»

Аннотация: Мы желаем, чтобы наши дети были самыми умными и здоровыми, а мы, педагоги, обязаны сделать все возможное для этого. В статье я попробывала ответить на вопрос: « Что делать?», как развить природу детского организма и интелект, не угнетая физическое состояниие, не убивать духовное состояние детей. Если соблюдать все правила здоровьесбережения, то тогда мы сможем получить устойчивый рост показателей здоровья учащихся.

Ключевые слова: укрепление здоровья, санитарные правила и нормы, физминутка, пальчиковая гимнастика.

«Чтобы успешно учить детей, нужно их любить», - произнес как то один уважаемый педагог. Подобные высказывания я слышала и раньше, но каждый раз игнорировалаих, так как представлялись мне излишне эмоциональными. Однако, однажды, они привлекли мое внимание. Я задумалась и поняла, что ключик к разгадке одной из проблем педагогики.

Укрепление здоровья  - это важный вопрос национальной политики. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье детей зачисленно к наиважнейшим  направлениям государственной политики в области образования. Это тем  более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт  возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

  • экология;

  • семья и микроклимат в ней;

  • круг общения, вредные привычки; (слайд)

  • питание;

  • здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

  • организация учебного процесса, методика организации урока;

  • организация и реализация воспитательного процесса;

  • двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;

  • создание условий психологического комфорта; (слайд)

  • организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;

  • организация питания;

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Перегрузки, переутомление, потеря здоровья не должно быть платой за образование. Обучать можно не угнетая и не отегощая, если…, если не прерывать в школе самое лучшее время – беззаботное детство, не препятствовать развитию и саморазвитию.

Ухудшение здоровья обучающихся в современных социальных, экономических, экологических условий жизни доказывает, что это недостаток в системе воспитания, которое направлено в основном на физическое совершенствование и мало учитывает все остальные факторы здоровья. На одном из первых и важных мест в списке детских и подростковых недомоганий стоят заболевания нервной системы и психические расстройства, в формирование которых свой вклад вносит образовательная система.

Не обращаяя внимания на нормы санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, таких как: неправильное питание, аутошрессия детей; нарушение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, нахождения на воздухе, высокий объем всех нагрузок, увелечения учебного процесса, увеличение объема пройденного учебного материала, количества уроков в день при сокращении продолжительности урока и учебной недели, являются основными опасными рисками для состояния здоровья школьников, которое проявляет негативное воздействие на растущий детский организм. Гарантие здоровья в учебных заведениях составляет в себе все условия, которыми пользуется учебное заведение для сохранения здоровья учеников и учителей, а также для внедрение знаний о здоровье в семьях и в обществе в целом. Особый интерес нужно уделить соотношению технологий обучения и воспитания индивидуальному здоровьесберегающему потенциалу организма учащегося.

Когда речь заходить о здоровье, то мы традиционно обращаемся к медицине, но это иллюзия. Медицина лечит уже больного человека, а мы, как учителя должны научиться самим и научить детейоставаться здоровыми во время учебного поцесса. Здоровье учащихся – это в первую очередь педагогическая проблема, проблема организации творческой деятельности учителя.

Санитарная среда учебных заведений строго упорядочнена санитарными нормами и правилами и считаются необходимыми и выполняются, чтобы сохранить зоровье участников образоватедльного процесса. Необходимо уделить внимание всеми участниками образовательного процесса к проблемам здорового образа, который бы рассматривался комплексно: правильное питание, режим дня,  занятие физкультурой  и спортом, прием витаминов, полезные эмоции.

Как всем извесно, что состояние школьников на уроке определяется не только учебной нагрузкой, но и на внеурочных занятиях, а также степенью загруженности на предыдущей учебной недели. Ведь усталость накапливается и проицируется в комплекс заболеваний. Избежать перенагрузки у учащихся возможно лишь при рациональной организации всех уроков недели и внеурочной деятельности. В этом смысле любой урок можно и даже нужно начать с «отдыха», настроить на позитив. Необходимо снять утомление, создать положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Во время урока необходимое условие – создание таких условий, при которых удовлетворяются не только возрастные потребности. Но и желания ребенка. Другими словами должно произойти возвращение к природно заданному функционированию. Другими словами необходимо подобрать такие педагогические действия, чтобы « не прирывать детство, а учить детству». (Ш.А. Амонашвили)

Профилактика здорового образа жизни среди обучающихся ведѐтся не только на уроках, но и в воспитательной работе. Постоянно проходят классные часы и пятиминутки по охране жизни и здоровья, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, опасности взрывчатых предметов, ядовитых веществ и т.д. Также применяются следущие здоровьесберегающие технологии:

а) Утренняя гимнастика (перед первым уроком).

б) Гимнастика для глаз.

в) Упражнения на формирование правильной осанки.

г) Пальчиковая гимнастика.

д) Минутка релаксации под запись музыки с голосами птиц.

е) Физминутки.

Во время урока преподавателю необходимо замечать признаки утомления школьников,особенно младшего школьного возраста,и предохранять появления у них переутомления с симптоматикой нервно-психических расстройств. Для претотвращения утомления учащихся, учитель должен переводить внимание с одного вида деятельности на другой, провести в классе физкультминутку, организовать эмоциональную разрядку и выполнить целый ряд действий, которые обозначены как здоровье сберегающие элементы.

Деятельность учащихся на уроке будет более благоприятной, если будут соблюдаться следущие условия:

  • Использовать все возможные на уроке движения. Это должны быть плавные произвольные движения и ритмические движения в умеренном темпе.

  • Удовлетворить потребность в игровой деятельности (полноценное проживание возрастных ролей).

  • Удовлетворить потребность познавать и исследовать.

  • Удовлетворить потребность в общении.

  • Удовлетворить потребность в фантазии.

  • Удовлетворить потребность творить и создавать.

  • Предоставить право на незначительную и несерьезную шалость.

  • Преобразовать желание разрушать, подавлять и властвовать в умение лидировать и утвеждать себя.

Библиографический список:

1. Голубятникова Я. Ф. Здоровьесбережение участников образовательного процесса в ДОУ // Молодой ученый. — 2014. — №4. —URL https://moluch.ru/archive/63/9787/ (дата обращения: 16.01.2018).

2. Лукина Н. Е. Здоровьесбережение школьников в учебном процессе/ 1 сентября http://открытыйурок.рф(дата обращения: 16.01.2018).

3. Николаева Т.Л. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.Вариативность домашнего задания. - https://infourok.ru/ -1729390.html(дата обращения: 16.01.2018).

4. Пазыркина М. В., Сопко Г. И. Значение формирования здоровьесберегающих компетенций педагога / Школа будущего. — 2013. — № 2. — С. 138–142.

5. Палеев Г.И. От урока традиционного к уроку здоровьесохраняющему: Физиолого-педагогический аспект. Ростов н/Д.: РОИПК и ПРО, 2001.-76с










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!