СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровый дом- сердцу друг, или Дорога к сердцу

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметом моих научных изысканий стала проблема реализации здоровьесьерегающего  проекта, содержанием которого было вовлечение детей в экспертизу условий своего непосредственного ближайшего окружения, а именно дома (своей комнаты).

Просмотр содержимого документа
«Здоровый дом- сердцу друг, или Дорога к сердцу»


ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 



Направление: Гуманитарно - экологическое








«Здоровый дом – сердцу друг», или

Дорога к сердцу


Исследовательская работа








Выполнила: Степаненко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов муниципального казённого образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» №3 Архангельской области города Мирный










г. Мирный, 2015

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2

1.Сердечно - сосудистые заболевания и их профилактика….……….……….…..3

1.1. Анализ понятий и здоровьесберегающие технологии………………………..3

1.2.Проблемы сердца…………………………...……………………………..……..5

1.3.История возникновения и празднование всемирного дня сердца……………7

1.4.Рекомендации врачей……………………….………...….……………………...8

2. Проект «Мой дом – друг мой»…………………..…………..…………………..8

3. Проблема сохранения здоровья…………….….………….……………………10

3.1. Современное состояние здоровья подрастающего поколения……………..10

3.2. Информированность общества о здоровье сердца …………………………11

3.3. Программа сохранения здоровья сердца ……………………………......…...11

Заключение………………………………………….………………………….…...12Список литературы………………………………….……………………...………13

Приложение…………….……….…………………………………………………..14

Введение

2015 год объявлен годом борьбы с сердечно – сосудистыми заболеваниями. На сегодняшний день половина всех смертей в нашей стране приходится именно на эту категорию болезней. Минздрав планирует изменить ситуацию с помощью профилактики, борьбы с вредными привычками и создания в регионах центров управления скорой помощи. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, оглашая 4 декабря послание Федеральному собранию, сказал: «Предлагаю объявить 2015 год Национальным годом борьбы с сердечно – сосудистыми заболеваниями, которые являются основной причиной смертности сегодня» [25]. Заболевания [17] данной категории, по общему признанию, являются национальной проблемой. Действительно, это очень важно. В структуре смертности сердечно - сосудистые заболевания, к сожалению, удерживают первенство [Приложение 1] среди самых распространённых и опасных болезней XXI века.

Как заниматься грамотно профилактикой болезней сердца? С чего начинать? Что такое здоровая окружающая среда, которая предотвращает стрессы [17]? Как донести до родителей информацию о создании здоровой окружающей среды? Стала думать над вопросом, как помочь детям.

Гипотеза: окружающая среда и условия жизни воздействуют на здоровье сердца человека.

Актуальность темы:

социально – политическая: год 2015-й объявлен президентом России годом профилактики с сердечно - сосудистыми заболеваниями и появление новой информации о профилактике сердечно – сосудистых заболеваний позволит повысить информированность населения планеты об опасности, которые они несут;

региональная: новые факты о воздействии окружающей среды и условий жизни на здоровье человека, покажут учащимся и их родителям о необходимости бережнее относиться к своему дому, помогут осознать участникам образовательного процесса собственный вклад в сохранение здоровья сердца;

научная: данная тема позволит добавить более точные знания о факторах, влияющих на здоровье сердца.

Цель исследования: выявить, как окружающая среда и внешние факторы воздействуют на здоровье сердца, изучить условия жизни учащихся 2 «Б» класса МКОУ СОШ № 3 г. Мирный Архангельской области.

Задачи:

найти и проанализировать информацию по данной теме;

познакомиться с условиями жизни учащихся во внеурочной деятельности;

изучить влияние окружающей среды учащихся класса на работу сердца (общее состояние учащихся);

внедрить здоровьесберегающие технологии в учебный процесс;

подготовить информационный буклет по данной проблеме для участников образовательных отношений.

Объект: жилища учащихся.

Предмет: взаимосвязь сердечно – сосудистых заболеваний с окружающей средой.

Источниковедческая база исследования:

художественная и документальная литература;

творческие работы учащихся;

результаты проекта «Мой дом – мой друг»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;

интервью фельдшеров отделения медицинской профилактики ГБУЗ Архангельской области «Мирнинская ЦГБ» и МКОУ СОШ №3 г. Мирный Архангельской области.

Методы исследования: методологической основой данной работы являются принципы научной объективности, теоретического познания, анализа и синтеза, которые позволяют обозначить целостную картину, складывающуюся из совокупности фактов. Использовался метод эмпирического исследования, подразумевающий наблюдение и эксперимент. Для проведения и изучения социологического опроса метод контент – анализа (специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте).

1. Сердечно - сосудистые заболевания и их профилактика.

1.1. Анализ понятий и здоровьесберегающие технологии.

Внимательно изучив найденные материалы о словах («здоровье», «сердце»), интересующих автора, в словарях, проанализировав данные понятия, пришло осознание, что они имеют довольно глубокий смысл:

здоровье – правильная нормальная деятельность организма; то или иное состояние организма [9];

здоровый – не больной [12];

здоровиться – Разг. О состоянии здоровья, о самочувствии [12];

здоровье – правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие [8];

сердце – центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка. (Перен.) Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека [9];

сердце – орган, как символ души, переживаний, чувств, настроений; важнейшее место чего – нибудь, средоточие [8];

в выражениях «Берёт за сердце» - волнует, «пришёлся по сердцу» - понравился; «Как ножом по сердцу» - волнение [12];

в словаре Козлова описывается интересное слово: здравница – общее название санаториев, домов отдыха [9];

Здравоохранение – охрана здоровья населения и поддержание общественной гигиены и санатории. Здравствовать – быть здоровым, благополучно существовать. Или, в толковом словаре: здравоохранение - предупреждение и лечение болезней, и поддержание общественной гигиены [8]. Когда человек комфортно существует, в душе ликует песня. Глаза излучают свет. На сердце спокойно и тепло. Человеку всё в этот момент под силу. Его сердце бьётся в такт его действиям.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [18]. Следовательно, под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Важная задача современной школы – создание условий для расширения и обогащения «Я - концепции» ребёнка в совместной с другими людьми творческой деятельности в окружающем мире.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:

снятие эмоционального напряжения: использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение;

создание благоприятного психологического климата на уроке: c одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка;

охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни: предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни;

комплексное использование личностно-ориентированных технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии [18].

Если сердце человека здорово, то он пребывает в полном физическом, духовном и социальном благополучии [5]. Сердце реагирует на внешние факторы, то есть настроение прекрасное, здоровье в норме и не волнуется зря сердце. Все потому, что творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе созидания и создания вокруг себя экологически здоровой предметно – пространственной, природной, социальной и ментальной среды. Для здоровья сердца – это одна из составляющих профилактических мер. Это возможность жизнедеятельности без лишней боли в сердце, без стрессов. Неумолимый рост сердечно – сосудистых заболеваний, в том числе объясняется и стрессами. Мы реагируем на эти стрессы [17].

Включение учащихся в оценку своего микросоциума, в первую очередь своего дома (комнаты), направлено на формирование восприятия дома как одухотворённого пространства, осознание необходимости его креативного созидания, сотворения наиболее оптимальной среды обитания, здоровьесберегающего пространства. Такая работа способствовала реализации гуманистических идей жизнетворчества как высшей формы существования человека в окружающем мире, явилась одним из способов привлечения родителей к совместному с детьми творчеству, желанию находиться дома без стрессов и напряжения, что способствует нормальному функционированию сердечно – сосудистой системы [17].

1.2.Проблемы сердца.

С момента своего появления на свет, человек встречается с трудностями, будь то неблагоприятные условия, состояние окружающей среды или же различные заболевания, сопутствующие ему по всему жизненному пути.

Сердечно - сосудистые заболевания на сегодняшний день являются важной проблемой, озадачившей общество, так как являются самой распространенной причиной гибели людей. Сейчас человек и не задумывается, что может стать носителем именно сердечно - сосудистого заболевания, причем не обязательно врожденного.

Проблемы с сердцем могут возникнуть из многих основополагающих причин, связанных с внешними условиями, т.е. тех, которые зависят от нас, в основном это, домашний быт, и в том числе стрессы, связанные с домашними условиями проживания [17].

Основными факторами риска считаются: несбалансированное питание, низкая физическая активность, а также употребление табака и алкоголя, гиподинамия, избыточный вес и ожирение. Сердечно - сосудистые болезни играют ведущую роль в заболеваемости и смертности населения.

Курение вызывает склероз сосудов, что повышает риск инфаркта миокарда, инсульта, заболеваний сердечной мышцы [16]. Никотин в первой фазе своего действия возбуждает сосудодвигательный и дыхательный центры, а во второй фазе, наоборот, угнетает их. Если прощупать пульс курящего человека, то можно заметить, что при первой затяжке происходит его замедление, а затем сердце начинает биться в учащенном ритме. Одновременно с этим происходит повышение артериального давления [16]. Поэтому, для курящего вероятность инфаркта вдвое выше, чем для некурящего.

В наше время, время научно-технического прогресса, компьютеризация и механизация труда значительно ограничивают физическую активность человека. Что, в свою очередь, крайне негативно отражается на сердце. Гиподинамия – ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, длительным постельным режимом, пребывание человека в условиях невесомости, т.е. длительные космические полеты. В школьном возрасте гиподинамия связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом [5].

Также с этим связана такая болезнь, как вегетативная дисфункция или вегето - сосудистая дистония (Кардиоваскулярный (сердечно - сосудистый) синдром), наряду с остальными, её причиной могут стать переутомления и перенапряжения. Ожирение - это накопление жира в организме, приводящее к появлению избыточной массы тела. При этом жир откладывается в жировых депо организма (подкожной жировой клетчатке и вокруг внутренних органов) [19].

Жир влияет не только на массу тела. В нем вырабатывается до 30 различных биологически активных веществ, большинство из которых неблагоприятно влияют на сердечно - сосудистую систему: провоцируют развитие атеросклероза и повышенное тромбообразование. Многочисленные исследования морфологов, биохимиков указывают на тесную взаимосвязь атеросклероза и тромбоза [20]. В большинстве случаев летальных исходов при атеросклерозе обнаруживают тромбы в тех или иных сосудистых областях. Тромбоз - это процесс прижизненного свертывания крови в просвет сосуда или в полостях сердца. Другими словами это необратимая денатурация белков и форменных элементов крови [21].

Ожирение, прежде всего, влияет на деятельность сердца и системы кровообращения. Ожирение сердца имеет последствия в виде сердечной слабости и в стрессовых ситуациях может привести к смерти [22].

Алкоголь - жестокий бич для сердца. Под влиянием алкоголя сердце покрывается жиром, расширяется, становится дряблым и слабым. Тоны сердца делаются глухими, кровоснабжение его ухудшается, появляются сжимающие боли, учащенное сердцебиение, одышка, отёки. Спиртные напитки ведут к быстрому изнашиванию сердца. Однако, вялое и истощённое, оно уже становится неспособным хорошо обслуживать организм, что в свою очередь приводит к остановке сердца и смерти [14].

Влияние вибрации обычно сопутствует воздействию шума. При этом проявляется комбинированное действие, более сильное, чем действие каждого фактора в отдельности. Наиболее опасна вибрация с частотой колебаний от 50 до 200 Гц. Лица до 25-летнего возраста, особенно подростки и юноши более чувствительны к местной и общей вибрации, чем лица старшего возраста.

На воздействие вибрации у подростков 15-18 лет регистрируется своеобразная реакция сердечно - сосудистой системы. У взрослых при 3-х минутном воздействии вибрации частотой 100 Гц в большинстве случаев АД повышалось, у подростков преобладало снижение АД [14]. Для сравнения мобильный телефон даёт вибрацию до 250 Гц.

«Заболевания сердца и сосудов давно стоят на первом месте в списке причин преждевременной смерти и инвалидности, опережая даже онкологические заболевания» [7].

1.3. История возникновения и празднование Всемирного дня сердца.

По инициативе Всемирной федерации сердца и поддержке ВОЗ, а также ЮНЕСКО празднуется ежегодно 29 сентября Всемирный день сердца. Впервые этот день отметили в 2000 году. До 2011 года дата празднования Всемирного дня сердца приходилась на последнее воскресенье сентября, однако затем дата праздника была окончательно закреплена за 29 сентября.

Цель введения такого праздника в международный календарь как Всемирный день сердца — это повышение информированности населения планеты об опасности, которую несут сердечно - сосудистые заболевания. В наше время многие миллионы людей ежегодно умирают от болезней сердца и сосудов, и, к сожалению, число таких смертей постоянно растет. Всемирная Федерация Сердца отмечает чрезвычайную важность того, чтобы усилия по борьбе с заболеваниями органов сердечно - сосудистой системы не ограничивались политическими мерами и действиями со стороны медицинских работников. Люди во всем мире сами могут уменьшить риски сердечно - сосудистых заболеваний у себя и своих близких. Обычно празднование Всемирного дня сердца включает различные спортивные соревнования, тематические встречи и семинары, концерты, благотворительные акции [22].

В городе Мирный Архангельской области в этот день ежегодно проводится акция по измерению АД (артериального давления) и обучение методике измерения АД, разрабатываются и распространяются разные памятки [Приложение 2] по факторам риска развития ССЗ (сердечно – сосудистых заболеваний), а также по жизнеугрожающим заболеваниям (инсульт, инфаркт миокарда и т.д.), обновление наглядной агитации (стенды, плакаты), работает горячая линия по вопросам профилактики ССЗ [1].

Учащиеся 2 «Б» класса МКОУ СОШ №3 г. Мирный 29 сентября в день сердца потрудились над коллективной работой «Доброе сердце» [Приложение 3], которая достойное место заняла в Мирнинской ЦГБ. На занятиях кружка «Мукосольки» в МКОУ СОШ №3 выполнили замечательные картины «Здоровые сердечки» [Приложение 4].

Всемирный день сердца привлекает внимание к этому бичу современности и призывает всех жителей нашей планеты беречь свой "пламенный мотор" [10]. Действительно, работа над поделками, рисунками и празднование Дня сердца заставляет задуматься над своим здоровьем [Приложение 7].

1.4. Рекомендации врачей

Домашнее хозяйство, как центр семейной и повседневной жизни каждого человека, является отличным местом, чтобы начать принимать меры по улучшению здоровья сердца. Немного изменив норму ведения домашних хозяйств и поведение дома, с целью профилактики развития болезней сердца и инсульта, люди во всем мире могут жить дольше и лучше. «В рамках школы: хорошая физическая активность, движение во время перемен, проведение лекций по профилактике ССЗ, проведение различных конкурсов: рисунков, песен, КВН - одна из хороших мер по оздоровлению сердца» [1].

«Проветривание кабинетов и жилых помещений поможет не просто очистить воздух, но и удалить излучения, радиацию от многочисленных приборов. Хорошо, что снова вводится сдача ГТО, это заставит двигаться детей больше и в системе, что позволит тренировать сердечную мышцу, чтобы сердце не болело» [2]. Всё должно быть в системе. Обратить внимание на то, чтобы дети занимались плаванием. В новых школах по новым проектам это обязательно входит в нормы. Хорошо бы и другим школам иметь такие объекты, как бассейны. Здорово, что в нашем городе построили такой замечательный объект, как аквапарк [Приложение 14].

При вегетативной дистонии необходим вибрационный массаж сердца на груди [4], также при функциональных болях в сердце использовать легкую вибрацию сердечной рефлекторной зоны на спине [6]. Стимуляция работы сердца точечным массажем позволяет поддерживать организм в хорошем состоянии, а также, это будет являться профилактикой во избежание болей в сердце [13].

Сердце – главный орган организма. Соблюдая профилактические меры для поддержания его в хорошем состоянии, мобилизуются резервы организма в течение продолжительного жизненного времени.

2. Проект «Мой дом – мой друг»

Цель проекта: наполнить представления детей о доме (своей комнате) гуманитарно - экологическим содержанием, развивать личностное отношение к дому как к ценности, одухотворённому пространству, сохраняющему здоровье сердца.

Статус проекта: практически – деятельностный, направленный на вовлечение учащихся в активную, проблемно – поисковую и преобразовательную деятельность. По срокам выполнения рассчитан на один месяц. Предполагает активное участие родителей, создание атмосферы общей заинтересованности, сотрудничества и сотворчества детей и родителей.

Этапы проекта:

  1. Мотивационный (целеполагание) - погружение в проект.

На данном этапе прошло обсуждение известной сказки К.Чуковского «Федорино горе», русской народной сказки «Три поросёнка», где оценивались качества настоящего хозяина своего дома; рассматривание иллюстраций с видами домов. Дети сделали вывод, что с домом нужно «дружить», любить и ухаживать за ним, тогда он и будет тебе помогать во всём. Будет у хозяина хорошее настроение и психическое здоровье. От соблюдения чистоты в доме каждого человека зависит состояние общего дома всех людей – планеты Земля.

Было предложено провести экскурсию по своей комнате и не только (с помощью родителей). Ранее на заседании родительского клуба этот вопрос был освещён и выданы инструкционные карты [Приложение 6]. Здесь оценивались: соответствие высоты стола и стула росту ребёнка, порядок на столе, освещённость. Обращалось внимание на соблюдение режима проветривания комнаты, поддержания чистоты, наличие или возможность создания в комнате «мини - спортзала», так как это помогает развивать физическую активность, необходимую для поддержания здоровья сердца [1],[2] .Обратили внимание на наличие туалетных принадлежностей. Также затрагивался вопрос степени безопасности в доме: исправность электроприборов, кранов и прочих. По результатам первой экскурсии ученики заполнили таблицы [Приложение 6] (инструкционные карты), где делали описание по организации своего жизненного пространства.

Результаты показали, что не все дети убирают свою комнату, не каждый стремится поддерживать порядок на рабочем месте, и не каждый ребёнок имеет все необходимые гигиенические принадлежности. Потребовалось по результатам экскурсии обеспечить проветривание комнаты, привести размер мебели в соответствие росту ребёнка для профилактики искривления позвоночника, организовать правильное освещение, что и было сделано родителями совместно с детьми. Некоторые из них смогли создать условия для занятий спортом, что способствует профилактике гиподинамии – одному из явных аспектов профилактики сердечно – сосудистых заболеваний.

2.) Планирование деятельности – разработка проекта.

«Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное…Человек сам вправе определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким» [10]. Сделав свой выбор, пошли дальше. Перед детьми и их родителями была поставлена проблема: достаточно ли они сделали для оздоровления своего дома, всё ли знают о способах созидания экологически – здоровой среды? И пришли к выводу, что нужно продолжить работу. Установили основные направления деятельности: предстояло оценить воздушную среду своего дома, определить правильность организации озеленения квартиры, дать оценку её интерьера с точки зрения цветотерапии, выявить экологическое и техническое состояние дома (пола, мебели, ковров и т.п.). На этом этапе каждый ребёнок сам (кто желал, тот с родителями) оценивал свою комнату. В помощь была подготовлена инструкционная карта № 2 «Оцени свою комнату» [Приложение 7]. Ребята принесли заполненные инструкционные карты уже все 100%. Они с удовольствием рассказывали, как с родителями оценивали комфортность комнаты, как добавляли цветы, как покупали красивую удобную лампу настольную, как перестановку делали. Всё это, безусловно, влияло на поднятие духа школьников и на оздоровление общего состояния, что даёт предполагать, и на здоровье сердца.

Замечу, что экологическая экспертиза ограничена изучением только детской комнаты. В нашем случае активность проявило 60% родителей, так как некоторые дети изъявили желание сделать всё самостоятельно. И если учащихся с родителями этот вопрос взволновал, это уже маленькая победа.

3) Практически – деятельностный этап – выполнение проекта.

На этом этапе детям предлагалось оформить дома «уголок хорошего настроения», где их будут окружать любимые игрушки, книги, поделки, подарки – сюрпризы от родителей и друзей, словом всё то, что повышает настроение и улучшает здоровье ребят. Также предложено было выполнить план комнат с описанием. Ребята с удовольствием делились впечатлениями, как изготавливали план комнаты [Приложение 11] и придумывали ей название. Продуктом данного этапа стала фотовыставка «Мой уголок хорошего настроения» [Приложение 8]. Всё это очень порадовало детей и подняло им самооценку, а значит, и здоровье их улучшилось. А, следовательно, их сердца порадовались. Таким образом, дом красивый не располагает к стрессам.

Рефлексивно – оценочный этап - подведение итогов.

На данном этапе была организована презентация составленных «планов комнат», выставка рисунков «Здоровый дом – мой друг», где ребята представили рисунки не только своих комнат, но и домиков для букв, для ламп, сказочных домиков, которые выполняли, как на уроках технологии, ИЗО, так и во внеурочной деятельности [Приложение 3]. Выполненным работам присвоены номинации «Самый дружный проект», «Самый оригинальный проект», «Научный проект», «Самый сказочный проект» и прочие. Намечены цели следующего проекта: «валеологический паспорт» своего учебного кабинета и определить возможные пути «оздоровления».

Гуманитарно-экологическое содержание комнаты, в которой проживаем, несёт положительную окраску на сохранение здоровья и профилактику работы сердца.

3. Проблемы сохранения здоровья.

3.1. Современное состояние здоровья подрастающего поколения.

Состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране в последние годы представляет собой серьёзную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие общества [24]. Как свидетельствуют данные официальной статистики, в России проживают 26 млн. детей, из них 13,4 млн. обучаются в образовательных учреждениях. По данным Научного центра здоровья детей  Российской академии медицинских наук, только 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых [4]. На современном этапе развития медицины КЖ (качество жизни) является одним из ключевых понятий, важнейшим критерием общего благополучия и здоровья [3]. Критерии [12], на которых основано изучение медицинских аспектов КЖ, вытекают из определения здоровья Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

В настоящее время в мире все больше внимания уделяется изучению КЖ, о чем свидетельствует ежегодное увеличение числа подобных исследований. Разработка критерия КЖ сделала возможным учет субъективного мнения человека о своем благополучии (физическом, психическом, эмоциональном), что следует отнести к знаменательным научным событиям XX века [14]. Нездоровый образ жизни, который приводит к развитию сердечно -сосудистых заболеваний, чаще всего формируется в детском и подростковом возрасте, а с возрастом риск сердечно - сосудистых заболеваний только повышается. Поэтому профилактику следует начинать с самого детства. И помимо здорового образа жизни, в современном обществе необходимо развивать и культуру здоровья, которая включает и регулярное медицинское наблюдение для раннего выявления заболеваний и факторов риска их развития, и навыки борьбы со стрессом, и приемы сохранения здоровья в условиях агрессивной окружающей среды и ухудшения экологической ситуации. «Частые Родительские конфликты приводят детей к стрессам, которые впоследствии влияют на здоровье сердца» [2].

3.2. Информированность общества о здоровье сердца

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» показывает гражданам Российской Федерации важность сохранения и укрепления здоровья сердца. На этот вопрос обращают пристальное внимание врачи – кардиологи. Автором было проведено социологическое исследование методом анкетирования населения города Мирный Архангельской области с целью определения уровня информированности жителей о заболеваниях и профилактике сердечно - сосудистых заболеваний. Равнодушных среди горожан не было, никто не отказался отвечать на вопросы [Приложение 9]. Всего было опрошено 80 человек. Результаты опроса были сведены в диаграмму [Приложение 10]. Все респонденты были заинтересованы данной темой, поступило много предложений по оздоровлению сердца. Исследование показало, что жители знают о проблемах сердца.

3.3. Программа сохранения здоровья сердца

Заболевания сердца удерживают первенство среди болезней XXI века. Чтобы сохранить наше подрастающее поколение здоровым, а сердце в норме, автором разработаны методы и схемы профилактики, позволяющие в большем числе случаев добиться успехов в сохранении здоровья сердца, если это связано с условиями окружающей среды и внешними факторами, либо вообще избежать заболеваний связанных с сердечно - сосудистой системой:

следует остерегаться сквозняков, беспорядочно лежащих проводов, как на полу, так и на стене;

избегать беспорядочного и бесконтрольного применения лекарств, без консультации врача;

содержать своё жилище в чистоте;

заниматься ежедневно 30 минут в день активной физкультурой, совершать ежедневные пешие прогулки, заниматься закаливанием и плаванием, желательно иметь дома спортивные тренажёры;

чтобы избежать ожирения сердца, вести сбалансированное питание; вести и пропагандировать здоровый образ жизни;

не игнорировать ежегодные медицинские осмотры;

быть доброжелательным и жизнерадостным, избегать стрессов и вредных привычек;

иметь дома измерительные приборы для артериального давления;

проводить психологические тренинги;

не носить мобильный телефон рядом с сердцем. Держать его отдельно от организма человека;

соблюдать режим дня;

над всем вышесказанным работать в системе.

Автором подготовлен информационный буклет по данной проблеме

участникам образовательных отношений [Приложение 13].

Заключение

В результате исследования из достоверных источников удалось установить, что окружающая среда и условия жизни воздействуют на здоровье сердца человека. «Хорошо на сердце!» - произносим мы и у нас в этот момент либо улыбка на лице, либо просто спокойное состояние души. Мы не волнуемся ни за что в этот момент. И уже спокойный сон, нормальный аппетит, желание всё вокруг сделать краше. Сердце! Что-то радостное, беспокойное звучит в этом слове. Да, сердце – главнокомандующий нашего организма, несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – свои картины. А в душе бъётся сердце, которое просит его поберечь.

Всемирный день сердца (World Heart Day), отмечаемый ежегодно 29 сентября, повышает осознание в обществе опасности, которая вызвана эпидемией сердечно – сосудистых заболеваний в мире, а также инициирует всеобъемлющие профилактические меры в отношении ишемической болезни и мозгового инсульта во всех группах населения. И каждый год мероприятия, проходящие в рамках Дня сердца, посвящены определенной теме, связанной со здоровьем сердца.

Итак, автором определено, что сердце – орган чувств, переживаний, настроений, важнейший орган; здравствовать – благополучно существовать, здравоохранение – поддержание общественной гигиены. Стало понятным, что люди, говоря: «легко на сердце», подразумевают здоровье окружающей среды. То самое, которое даёт подпитку психическому, физическому и социальному состоянию.

Если представить пирамиду оказания помощи, то в её основании будет находиться профилактика, и только на вершине – высокотехнологичная медицинская помощь. Именно это основание определяет всё. А основные риски развития сердечно - сосудистых заболеваний – это гиподинамия, избыточный вес, высокий уровень холестерина и глюкозы, артериальная гипертензия, злоупотребление алкоголем и табакокурением и, немаловажную роль играет здоровая окружающая среда. Вину на стрессы, связанные с повседневной жизнью, возлагает и доктор медицинских наук, профессор, кардиолог Александр Шарандак [17].

Если исключить эти риски, то с большой долей вероятности можно избежать болезней. Профилактика зачастую решает всё.

Окружающая среда играет огромнейшую роль, как в работе всего организма человека, так и в отдельно взятом органе – сердце человека в прямом и переносном смыслах. Таким образом, исследование показало, что условия жизни человека воздействуют на здоровье сердца человека. Значит, предположение оказалось верным.

Список источников и литературы:

Источники:

1. Интрервью фельдшера отделения медицинской профилактики ГБУЗ Архангельской области «Мирнинская ЦГБ» Мищеряковой Е.Е. от 08.10.2015

2. Интервью фельдшера МКОУ СОШ №3 г.Мирный Архангельской области Богдановой Н.И. от 30.09.2015

Литература:

  1. Антонова, Е.В. Здоровье российских подростков 15-17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления: Автореф. дис. .докт. мед. наук / Е.В. Антонова М., 2011. - 42 стр.

  2. Баранов A.A., Щеплягина JI.A., Ямпольская Ю.А. и др. Биологические особенности подросткового возраста // гл. в кн. «Проблемы подросткового возраста». М.:РАМН, Союз педиатров России, Центр информации и обучения. 2003.- С. 5-53.

  3. Б.В.Петровский. Популярная медицинская энциклопедия. Таллин.1993.

  4. Бирах А. Здоровье – своими руками: массаж рефлект-х зон. 2-е изд.-Мн.: Полымя, 1985.

  5. Газета "Панорама Мирного" № 40/243 от 08.10.2015. Статья "Дела сердечные". Интервью Н. А. Колосовой, участкового терапевта 3 участка городской поликлиники г. Мирный.

  6. Карантинов С.И. Толковый словарь русского языка для школьников. – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2002

  7. Козлова Т.И. Толковый словарь для школьников. Грамматика. Словообразование. Орфография. – М.: Айрис – пресс, 2008.

  8. Колосова Н. А. "Дела сердечные"//Панорама Мирного № 40/243 от 08.10.2015.

  9. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

  10. Онищенко, Г.Г. Безопасное будущее детей России. /Г.Г Онищенко, Баранов A.A., Кучма В.Р. //Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН. 2004. 154 стр.

  11. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис – пресс, 2005

  12. Стунеева, Г.И. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе / Г.И. Стунеева, В.А. Кирюшин, А.М. Цурган // Гигиена и санитария. 2000. -№3. - С. 45-46.

  13. Тартак А.М. Золотая книга, или здоровье без лекарств. – М.: АО МДС, 1997

  14. Флеровский Е.А. Алкоголь-враг спортсмена. Государственное издательство «Физкультура и спорт» Москва 1959г.

  15. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. Москва «Просвещение» 1990.

  16. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Москва «Просвещение» 1986.

Интернет-ресурсы:

  1. Год больных сердец/ http://www.gazeta.ru/ 6 октября 2015, 07:21

  2. Здоровьесберегающие технологии/ http://www.openclass.ru/node/47746/ 11 октября, 10.14

  3. Медицинская Энциклопедия. Ожирение/ http://medportal.ru/

  4. Атеросклероз и тромбоз/ http://www.sweli.ru/ zdorove/meditsina/kardiologiya/

  5. Механизмы и последствия тромбообразования/ http://bibliofond.ru/

  6. Ожирение сердца/ http://www.fat-man.ru/

  7. http://pavcrb.ru/index.php/dlya-patsientov/profilaktika-zabolevanij/70 4 октября 22.17

  8. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat/ http://www.dissercat.com/

  9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"/

http://www.rg.ru/2012/05/09/zdorovje-dok.html

Приложение №1

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598

"О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" 

Опубликовано: 9 мая 2012 г. в "РГ" - Столичный выпуск № 5775. 
Вступает в силу: 7 мая 2012 г.

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни, постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить к 2018 году:

снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения; снижение младенческой смертности, в первую очередь за счет снижения ее в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми;

доведение объема производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90 процентов;

б) разработать и утвердить до 1 марта 2013 г. комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";

в) разработать и утвердить до 1 января 2013 г. Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года;

г) обеспечить до 1 ноября 2012 г. разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о защите здоровья населения от последствий потребления табака.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака;

б) разработать до 1 января 2013 г. с участием общественных организаций Стратегию лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации;

в) утвердить до 1 июля 2012 г. план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года;

г) разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей;

д) завершить до 1 января 2016 г. модернизацию наркологической службы Российской Федерации.

3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, в I квартале, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности за отчетный год.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Пути

Приложение №2

Памятки от врача Мирнинской больницы


Приложение №3

Фото коллективной работы способом квилинг «Доброе сердце». Выполнили учащиеся 2 «Б» класса МКОУ СОШ №3 г. Мирный Архангельской области

Приложение №4

Фото работ «Здоровые сердечки». Выполнили воспитанники кружка «Мукосольки» МКОУ СОШ №3 г. Мирный Архангельской области

Кулыгина Кристина, 2 «Б» класс

Грушка Ксения, 2 «Б» класс

Приложение №5

Фото выставки рисунков «Всемирный день сердца»















Приложение № 6

Инструкционная карта № 1. Экскурсия по комнате

Приложение №7

Инструкционная карта № 2 «Оцени свою комнату»

ученика 2 «Б» класса________________________________________________

Уважаемые родители, помогите пожалуйста своему ребёнку оценить свою комнату. В помощь: данная инструкционная карта.

Проблема: достаточно ли вы сделали для оздоровления своего дома, всё ли знаете о способах созидания экологически здоровой среды? (Замечу, что экологическая экспертиза ограничена изучением только детской комнаты.)

  1. Определите воздущную среду детской комнаты (тепло – холодно, сухо – влажно, проветривается – нет, хорошо освещено - недостаточно)

  2. Оцените экологическую комфортность комнаты (организация озеленения, цветовое оформление (дайте оценку её интерьера с точки зрения цветотерапии) , экологическое состояние пола, стен, мебели и другое по желанию)

  3. Определите характеристики организации детской комнаты (маленькая – большая, наличие левостороннего освещения рабочего стола и т.д.)

  4. Изготовьте план детской комнаты (формат А -4)

  5. Придумайте название для детской комнаты (подпишите на плане)

  6. Рассказ – описание по пунктам 1-5 напишите на обратной стороне плана или приложите.




Приложение №8.

Уголок хорошего настроения ученика 2 «Б» Варжеинова Кирилла












Приложение №9

Социологический опрос

Здравствуйте.

Мы, учащиеся 2 «б» класса МКОУ СОШ № 3 г. Мирный предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе. Это необходимо для нашего проекта.

п/п

Вопрос

Да

Нет

1

Знаете ли вы, что 2015 год объявлен Указом Президента РФ В.В.Путиным годом борьбы с сердечно – сосудистыми заболеваниями?



2

Знаете ли вы, что 29 сентября является Всемирным Днём сердца?



3.

Тяжело ли в наше время сохранить сердце здоровым?



4.

Бывают ли проблемы сердца, связанные с условиями окружающей среды?



5.

Могут ли возникнуть проблемы с сердцем связанные с внешними условиями, т.е. тех, которые зависят от нас, в основном это, домашний быт, и в том числе стрессы, связанные с домашними условиями проживания?



6

Знаете ли, что курение вызывает склероз сосудов, что повышает риск инфаркта миокарда, инсульта, заболеваний сердечной мышцы?



7

Знаете ли вы, что ожирение влияет не только на массу тела, но неблагоприятно влияет на сердечно - сосудистую систему: провоцирует развитие атеросклероза и повышенное тромбообразование?



8

Если человек мало движется, влияет ли это на здоровье сердца?



9.

Бережёте ли Вы своё сердце?




Что бы вы хотели предложить по оздоровлению сердца? (по желанию)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сколько Вам лет? (по желанию)_________________________________________________

Где Вы работаете? (по желанию)_________________________________________________


























Приложение №10

Диаграмма

Возможно, что детский социологический опрос, рисунки и поделки заставят задуматься о необходимости беречь и своё сердце, и сердца окружающих.  







Приложение №11

План комнаты и его описания учащихся 2 «Б» класса

1. Овдиенко Матвея, 2. Кулыгиной Кристины

1

2

Приложение №12

Фото аквапарка г. Мирный Архангельской области



Приложение №13

Информационный буклет для участников образовательных отношений

Сторона 1

Сторона 2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!