СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровый образ жизни-это основа жизни

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке учавствуют дети с 5-11 класса. доровый образ жизни-это основа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Здоровый образ жизни-это основа жизни»

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и Профессиональной переподготовки работников образования


Проект

Тема: «Здоровый образ жизни - это основа жизни»


Выполнила:

Коробова Татьяна Геннадиевна МБОУ «СОШ №57»



Научный руководитель: Ибатуллин Альберт Халимович


Казань - 2016



Актуальность проекта Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса. Для нашей страны в современной ситуации эта проблема еще более очевидна. Демографическая ситуация в России в настоящее время внушает опасения специалистам и ученым-демографам. Рождаемость в нашей стране падает, а смертность растет, что в итоге грозит привести страну к демографическому кризису.

Причины этого разнообразны и связаны с целым рядом социальных проблем, ухудшающейся экологической обстановкой, увеличением доли гиподинамии в повседневной жизни, нарастанием эмоционального и информационного стрессовых факторов. Возросло также влияние таких факторов как алкоголизм, курение, дорожно- транспортные происшествия, самоубийства и насильственные причины смерти.

Чем раньше у подростка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных медицинских знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.

Проблема: В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи (1 место), дружбы и общения (2 место), финансового благополучия (3 место). Последствия такого невнимания, а подчас и наплевательского отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте. Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, несформированность у них понятия ценности здоровья снижает эффективность здоровьесберегающей среды школы, чем и обусловлена актуальность проекта



«Здоровый образ жизни - это основа жизни».


Цель проекта - Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни. Создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.

Задачи:

  • формирование культуры здорового образа жизни;

  • улучшение здоровья учащихся и учителей;

  • уважение к законам и нормам коллективной жизни;

» активная пропаганда здорового образа жизни;

« возрождение национальных традиций в спорте, еде, семейном укладе, нравственных и духовных ценностях;

  • ранняя профилактика всех форм зависимости;

« обеспечение свободы выбора при максимальной информации;

  • формирование доброй связи между домом, родителями и школой.

Целевая группа проекта

Объектом проекта являются учащиеся общеобразовательной школы 5-11 классов, которые готовы принять в нём участие.

Срок реализации 2016 -2020 учебный год Место реализации проекта школа района Этапы реализации:

® Первый этап - подготовительный - сентябрь - октябрь 2016 уч. г.

  1. провести тестирования с целью исследования причин низкой мотивации школьников к ведению здорового образа жизни;

  2. определить источники информации (справочная литература, интернет, беседы с представителями институтов, учителями, родителями).

® Второй этап - планирование работы - ноябрь 2016 г.



  1. составить и согласовать организационный план совместных действий по повышению компетентности учителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся;

  2. сплотить единомышленников из числа учащихся, учителей, педагогов ОУ, родителей для реализации проекта.

  • Третий этап - основной - ноябрь 2016 - 2020 уч.г.

1) Реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий (беседы, мероприятия по ЗОЖ, задания для детей (рефераты, презентации).

  • Четвёртый этап - заключительный - май 2020 год

  1. произвести оценку результатов проекта (беседы, повторное тестирование), сделать выводы и опубликовать отчет в доступных формах;

  2. распространить идею проекта в образовательной среде.

Направления развития здоровья детей и взаимодействия между направлениями

Реализация проекта « ЗОЖ - это основа жизни» осуществляется в трех направлениях:

  • педагогическое

  • физиолого-валеологическое

  • психологическое

Педагогическое направление проекта реализуется в трех основных предметных областях, отражающих глобальные аспекты существования человека в мире: естественнонаучные (характеризующие взаимодействие человека и природы, включая техносферу), гуманитарные (изучающие отношение человека к себе подобными) и рефлексивные (отражающие методы познания человеком самого себя, своего мышления и функциональных возможностей организма).

Физиолого-валеологическое направление включает два этапа: формирование здоровья школьников немедикоментозными методами и реабилитация детей с наиболее встречающимися «школьными» заболеваниями без отрыва от учебного процесса.

Психологическое направление включает развивающую работу со всеми школьниками и психологическую помощь детям «группы риска».

Успешное взаимодействие этих направлений позволяет создать комплексную стратегию улучшения здоровья учащихся, разработать систему мер по сохранению здоровья во время обучения, выработать знания и навыки, которыми должны владеть школьники, тем самым сформировать здоровьесберегающую среду школы.

Девиз медиков «прежде всего не навреди» стал девизом педагогов.



Привычку к здоровому образу жизни формирует семья и школа. Пропаганда здорового образа жизни, личный пример преподавателей помогают воспитывать здоровое поколение.

Реализация проекта включает в себя программы:

  1. Программа повышения валеологической грамотности «Мы за здоровый образ жизни».

  2. Программа экологического воспитания «Эко-мир» .

  3. Программа сохранения физического здоровья «Быстрее, выше, сильнее».

  4. Программа охраны жизни и здоровья «Берегись бед, пока их нет».

  5. Программа «Школа без наркотиков».

  6. Программа сохранения психологического здоровья.

  1. Программа повышения валеологической грамотности «Мы за здоровый образ жизни»

Задачи:

1 .Формирование культуры здорового образа жизни.

  1. Активная пропаганда здорового образа жизни.

  2. Улучшение здоровья учащихся и педагогов.

  3. Повышение мотивации подростков к выбору поведения, не наносящего вреда здоровью.

  4. Повышение уровня знаний подростков по вопросам физической, социальной и эмоциональной перестройки организма в период полового созревания.

Содержание программы и формы деятельности:

  1. «Твой организм» — программа для учащихся 5-6 классов

  2. «О тебе» — программа для подростков 7-8 классов

  3. «Охрана репродуктивного здоровья» — программа для старшеклассников 9-11 классов

  4. Совершенствование здоровьесберегающих технологий, методик в учебно- воспитательном процессе

  5. Деятельность валеологического совета школы

  6. Родительские собрания и конференции

  7. Уроки здоровья и гигиены

  8. Классные часы, беседы, экскурсии

  1. Конференции, олимпиады, викторины, «дни здоровья»

  2. Встречи, беседы, лекции медицинских работников

  3. Оформление стендов, «уголков здоровья»

  1. Программа экологического воспитания «Эко-мир»

Задачи:

  1. Организовать экологическую деятельность учащихся.

  2. Создать модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой.

  3. 3., Формировать экологическую культуру личности.



Содержание программы и формы деятельности:

  1. Экологические походы, экспедиции

  2. Конкурсы, викторины, выставки, экологические марафоны, конференции

  3. Экологические акции

  1. Программа сохранения физического здоровья «Быстрее, выше, сильнее»

Задачи:

  1. Усиление оздоровительной направленности уроков и внеклассных мероприятий по физическому воспитанию.

  2. Совершенствование уровня физической подготовки учащихся.

  3. Активная пропаганда достижений отечественного и мирового спорта.

  4. Знакомство с историей спорта.

  5. Организация досуга.

Содержание программы и формы деятельности:

  1. Кроссы, игры, соревнования, турниры, конкурсы, эстафеты

  2. Недели физической культуры

  3. «Дни здоровья»

  4. «Подвижные» переменки

  5. Группы здоровья для сотрудников школы

  6. Спортивные кружки и секции

  1. Программа охраны жизни и здоровья «Берегись бед, пока их нет»

Задачи:

  1. Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

  2. Научить учащихся своевременно распознавать опасности, обходить их стороной, сдерживать и уменьшать, определять способы защиты от них.

  3. Научить использовать народные традиции в жизненной практике.

Содержание программы и формы деятельности:

  1. Медико-профилактические мероприятия

  2. Соревнования санпостов

  3. Проведение акций по охране здоровья

  4. Классные часы

  1. Программа сохранения психологического здоровья Задачи:

  1. Оказание консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам обучения и общения с детьми

  2. Психологическое просвещение педагогов, родителей и учащихся

  3. Ранняя профилактика всех форм зависимости и различных психических отклонений



  1. Профессиональная ориентация школьников, выбор путей продолжения образования

  2. Психологическое сопровождение ребенка в процессе школьного обучения.

Содержание программы и формы деятельности:

  1. Цикл лекций и тренинги для учащихся по укреплению психологического здоровья

  2. Цикл бесед, тренинги, тестирование

  3. Родительские конференции, собрания

  4. Индивидуальные консультации, беседы с целью решения поведенческих и эмоциональных проблем

  5. Декады, месячники профилактики злоупотреблений ПАВ

  6. Группа «Оздоровление» для преподавателей и сотрудников

  7. Мониторинг сохранения психологического здоровья

  8. Психодиагностика

Планируемые результаты

  • Возникновение осознания потребности в здоровом образе жизни;

  • Желание вести ЗОЖ;



Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это-основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 150 лет и более. Но как мало людей достигает этого возраста!

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Множество людей вспоминают о необходимости заботиться о своем здоровье только тогда, когда заболеют. Ну, а вылечившись, тут же забывают о разумной профилактике и ничего не предпринимают, чтобы не допустить заболевания в дальнейшем.

Недостаток движения, недостаток физической работы, физических упражнений

  • характерная черта нашего времени, болезнь века, как говорят многие. И действительно, механизация труда, развитие транспорта, рост материального благосостояния во всех жизненных сферах привели к тому, что большая часть населения страны с высоким уровнем культуры не получает должной дозы движений ни в количественном ни в качественном отношении.

Почти исключительно от нас самих зависит, будете ли вы наслаждаться



здоровой, энергичной жизнью до старости, либо впадете в неряшливое, вялое существование и преждевременно разрушите свое здоровье, как это случается с большинством людей, живущих в странах с высоким жизненным уровнем.

Многие люди проходят по жизни, так и не узнав, что значит по настоящему быть в состоянии физической готовности. Им неведомы ни самочувствие по - настоящему здорового человека, ни радостное сознание того, что любая работа тебе по плечу и ничто не вызывает утомления. Тем не менее, сделав правильный подход и рассчитав усилия, все они могут обеспечить себе именно такую жизнь.

Определение здоровья.

Термин «здоровье» неоднозначен. С давних времен принято толковать его как отсутствие болезни. Подобное определение бывало еще до начала 12го столетия, когда жизнь была коротка и не заболеть считалось удачей. Но в наше время люди стремятся к более высокому уровню благополучия, нежели просто отсутствие болезни, и это определение следует признать устаревшим.

Новое определение здоровья впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940г. К этому времени благодаря появлению вакцин, антибиотиков и улучшению санитарной обстановки угроза многих заболеваний в мире снизилась. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия.

С тех пор определение здоровья претерпело дальнейшее развитие. Сегодня мы вкладываем в это слово гораздо более широкий смысл и считаем, что понятие «здоровье» должно включать такие формы поведения, которые позволяют улучшить нашу жизнь и делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации.

«Благополучие» касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Необходимо гармоническое сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального, и духовного элементов жизни.



Каждый из этих элементов важен сам по себе и влияет на все остальное. Ни один из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию.

Ко всему, что вы делаете в жизни, постарайтесь относиться ответственно. Вера в то, что вы заняты достойным делом, увеличивает самоуважение, что само по себе способствует благополучию и существенно для мотивации здорового поведения.

Имейте мужество противостоять трудностям жизни. Помните, что наш мир постоянно меняется и процветают в нем лишь те луди, которые относятся к этим изменениям как к источнику новых возможностей. Кроме того, многие ситуации в жизни, например установление близких отношений (без чего невозможны полноценное здоровье и благополучие), требуют от нас способности рисковать.

Относитесь терпимо к собственным недостаткам и недостаткам других. Повышенные требования к себе обрекают человека на неизбежные неудачи. Требования совершенства от других создает трудности во взаимоотношениях с людьми.

Думайте больше о других, чем о себе. Эгоцентричные люди склонны концентрировать свое внимание на любых, самых незначительных проблемах. Они рискуют оказаться беспомощными перед такими ничтожными трудностями, на которые другие люди просто не обращают внимания.

Всегда рассчитывайте на здоровье, а не на болезнь. Позитивные ожидания имеют обыкновение сбываться.

Психическое здоровье

Психическое здоровье - главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят: личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми и все аспекты физического здоровья. Наши эмоции прямо воздействуют на большинство функций организма и сильно влияют на уровень нашего благополучия. Психически уравновешенные люди заинтересованы в том, чтобы быть здоровыми. Термины «психический» и «эмоциональный» - из этих двух слов первое имеет более общий смысл, означает все, что связано с психикой и охватывает все интеллектуальные и



эмоциональные реакции индивида. Мысли, память, эмоции, сновидения, восприятие и верования - все эти понятия находятся под кровлей «психического здоровья». Эмоции по определению психологов включают три компонента.

Эмоциональное благополучие* В действительности психика и эмоции взаимосвязаны и взаимозависимы. Эмоции представляют собой отражение наших психических функций, а эмоциональное состояние влияет на психические функции. Таким образом, во многих случаях можно с полным правом говорить о психическом или эмоциональном здоровье как синонимах.

Благополучие человека зависит от множества факторов, среди которых - социальные, физические, интеллектуальные, эмоциональные.

Эмоциональный фактор. Несмотря на определенную генетическую детерминированность личностных качеств, каждый из нас сам решает, как справиться с жизненными трудностями. Будем ли мы учиться мужественно преодолевать их или возьмем себе в помощники алкоголь-это, в конечном счете, на нашей совести.

Определенные установки способствуют достижению благополучия. Главное среди них - осознание необходимости управлять своей жизнью (не рассчитывая при этом на полный контроль всех жизненных обстоятельств), сохранение позитивного взгляда на жизнь и укрепление здоровья.

Достижение высокого уровня благополучия требует соответствующей установки и мотивации, поскольку награда за здоровый образ жизни, как удовольствие от поведения, не способствующего здоровью, возникает мгновенно. Мы можем поддерживать мотивацию, поощряя себя за достижение каких-то целей. Внимание окружающих тоже способствует укреплению нашей решимости вести здоровый образ жизни.

Социальные факторы. Люди - существа общественные, и социальная структура любого общества значительно влияет на наше благополучие. Уровень благополучия может быть высоким лишь тогда, когда человек имеет возможности для самореализации, когда ему гарантированны хорошие жизненные условия, образование и медицинское обслуживание.



Важным фактором, влияющим на благополучие, несомненно, является умение строить свои взаимоотношения с другими людьми. Нужно научиться создавать вокруг себя доброжелательную, теплую атмосферу. Мы должны быть также достаточно уверены в себе, если рассчитываем на ответное уважение.

Физические факторы. Физические факторы лежат в основе нашего благополучия. Наиболее важные среди них - наследственность, состояние окружающей среды и качество пищи.

Данные последних лет свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья. Но это не дает нам право снимать с себя ответственность за собственное здоровье. Наоборот, наличие предрасположенности к определенным заболеваниям, например к алкоголизму и диабету, должно побуждать нас вести такой образ жизни, который позволит снизить вероятность развития болезни.

Состояние окружающей среды прямо влияет на благополучие людей. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязняющего воздуха или воды. Но каждый из нас в ответе за ту среду, в которой мы живем. Убеждайте своих друзей, призывайте политических деятелей и промышленные корпорации проявлять заботу о сохранении здоровой среды обитания.

Интеллектуальный фактор. Нельзя вести здоровый образ жизни, не зная, что это такое. И хотя знание само по себе не побуждает к правильному поведению, знакомство с принципами здорового образа жизни помогает нам сделать правильный выбор. Профессиональные успехи, карьера человека моет оказывать грамотное воздействие на его благополучие, приносящая удовлетворение работа позволяет человеку самореализоваться, укрепляет чувство собственного достоинства, увеличивает денежный доход, обеспечивает социальные гарантии. Работа в неподходящей для данного человека сфере служит источником стресса, дипресси, упадка и, следовательно, может оказывать разрушительное действие на его организм.



Факторы определяющие здоровый образ жизни.


Питание

Пища является не только основным источником энергии но и «строительным материалом» для новых клеток.

Люди питаются по-разному, однако существует ряд требований которые должны учитываться всеми. Прежде всего пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Нет таких пищевых продуктов которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, тем не менее не существует и некой идеальной пищи. Важно не то что мы едим, а сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты. Правильное питание позволяет организму максимально реализовать свой генетический потенциал. Из шести основных типов питательных веществ три группы соединений (углеводы, жиры и белки) обеспечивают организм энергией, тогда как другие три группы ( витамины, минеральные вещества и вода) калорий не содержат. Главным источником энергии являются углеводы и жиры (липиды). Нельзя допускать переедания: оно ведет к ожирению. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например, обильное введение жиров или углеводов, повышенное потребление поваренной соли).

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать



правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Физическая нагрузка

Физические упражнения помогают людям сохранить молодость, отсрочить старость, улучшить свой внешний вид, избавиться от лишнего веса, повысить жизненный тонус и улучшить самочувствие.

Хорошая физическая форма (тренированность) - способность человека бодро и энергично справляться с повседневными делами, не испытывая при этом чрезмерной усталости и сохраняя достаточно сил для приятного проведения досуга. Физические упражнения - мышечная активность, способствующая поддержанию физической формы. Физические упражнения вызывают у человека многообразные благотворные физиологические и психологические эффекты.

Тренированность - нечто больше, чем мускулистое тело. К числу ее составляющих относятся: сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, гибкость и хороший обмен веществ.

Тренировочная программа должна включать такие формы физической активности, которые соответствуют интересам, возрасту, здоровью и финансовому положению человека. В тренировочной программе не обязательно должны быть представлены какие-либо определенные формы активности. Занимаясь физическими упражнениями, следует помнить о некоторых тренировочных принципах: организму нужны разминка перед выполнением основных упражнений и остывание после них. Интенсивность, продолжительность и частота занятий должны обеспечивать тренировочный эффект. Тренируясь в жару, холодную погоду, на большой высоте над уровнем моря и в загрязненном воздухе, следует принимать соответствующие меры



предосторожности. Правильный выбор места и одежды для тренировки способствует ее превращению в приятное и удобное занятие.

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет, сидячий, образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих, сидячий, образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других физических



нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы : 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

Режим труда и отдыха

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно­мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.



Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности, непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа.

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.


Режим сна

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П. Павлов указывал, что сон- это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным.



разбитым, а иногда с головной болью,

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2,5ч. До сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде, не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом : это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

Здоровье людей и благополучие окружающей среды

Как часто мы слышим слова состоятельного человека: «Я отдал бы все мои деньги за здоровье !». Если бы он имел чуть - чуть здравого смысла и сделал бы кое какие усилия, у него было бы и то, и другое вместе. Ведь все, что ему нужно, заключается в элементарных познаниях в отношении деятельности своего организма, его главных нужд, в понимании того, что может служить во вред и каким образом избежать этого! Почти все люди тратят годы, чтобы сделать себе карьеру, и в этом



они могут преуспеть. Однако, они не пытаются затратить и пяти минут на изучение нужд и возможностей собственного организма для того, чтобы улучшенные условия их жизни, которых они так упорно добивались, могли приносить радость.

Все же, несмотря на то, что ваш организм годами подвергался неправильному воздействию, его нуждами пренебрегали слишком долго, он все еще способен к восстановлению и гораздо в большей степени, чем вы думаете. Конечно, при условии, что вы готовы пожертвовать временем, приложить некоторые усилия и запастись каплей терпения. С ослабленным, расстроенным организмом вопрос обстоит точно так же, как и с запущенным делом, - и то, и другое можно привести в порядок. Для восстановления того, что вы усердно губили в течение не одного десятка лет, требуется не более, чем несколько часов.

Люди просидевшие целехоньких 20 лет, не делавшие иной «физкультуры», кроме прогулки от дома до машины и от машины до учреждения, могут возвратить себе здоровье и силы. Все, что для этого нужно - обычное здоровое сердце. И почти все люди имеют такое сердце, даже те, кто на протяжении многих лет слишком легкомысленно к нему относился.

Окружающая среда - это вода, воздух; и земля с ее недрами. Окружающая среда влияет на нас, наша деятельность существенно влияет на ее состояние. Экология - это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой. Живые организмы объединяются в популяции, которые в комплексе с неживыми компонентами природы образуют экосистемы. Совокупность всех экосистем земного шара называют биосферой. К неживым компонентам земли относятся, в частности, простые химические элементы, которые вступают в сложные природные циклы. Вмешательство человека в эти циклы может привести к загрязнению окружающей среды.

Загрязнение воздуха обусловлено вредными газообразными примесями и взвешенными частицами. Оксиды углевода, азота, серы, углеводорода и озона - это наиболее распространенные загрязняющие примеси воздуха. Когда они скапливаются под слоем тепловой инверсии, то образуется фотохимический смог. Озоновый экран, находящийся в верхних слоях атмосферы, защищает землю от большей части ультрафиолетового излучения.



Загрязнение воды - это какое-либо нарушение ее чистоты, способное нежелательным образом сказаться на живых организмах. Только 0.003% мировых запасов воды доступно для человека и нужд сельского хозяйства. Наиболее часто загрязняют воду пестициды и соли тяжелых металлов.

Уничтожение твердых отходов представляет серьезную проблему. Твердые отходы иногда бывают очень опасными, некоторые из них вызывают образование дефектов у плодов и развитие злокачественных опухолей.

Радиация- это излучение быстро движущихся энергетически заряженных частиц. Существуют природные источники радиации (фоновая радиация) и искусственные, связанные с деятельностью человека. Особого внимания заслуживают радиоактивные осадки, возможные аварии на атомных станциях и захоронение радиоактивных отходов.

Шум-это нежелательный звук, который может вызвать различные физиологические и психологические реакции.

Динамика численности популяции представляет собой основной фактор, влияющий на окружающую среду. Мировая популяция людей продолжает увеличиваться, причем особенно быстро в слабо развитых странах. Концепция нулевого роста популяции предусматривает сохранение существующей численности населения на земном шаре. Пища и природные ресурсы - это критические факторы, которые влияют на благополучие человеческой популяции.

Заключение

Достижения науки и техники все больше отодвигают на второй план физический труд, отдавая предпочтение умственной работе с ее сложными психоэмоциональными нагрузками. Мозг, сердце, сосуды человека вынуждены работать с несравненно большим напряжением, чем его мышечная система, составляющая около 40% всего тела. Нарушенный нормальный физиологический баланс жизнедеятельности организма человека порождает все новые недуги, ограничивающие его жизнедеятельность. Люди не хотят болеть и преждевременно стареть, они ищут наиболее эффективные средства сохранения высокой



работоспособности. В этих многовековых и разносторонних поисках человечество пережило немало увлечений модными лекарствами, новейшими теориями оздоровления и омолаживания, однако авторитет физических упражнений от этого не только не поколебался, но неизменно возрос. И все потому, что влияние движений распространяется как на отдельную систему или функцию, так и на весь организм человека в целом.

Физические упражнения приводят в действие естественные резервные силы человека. Ничто не в состоянии возместить нашей нервной системе то, чем одаривают ее активная работа мышц, оптимальные физические нагрузки. Занятия в спортивном зале, бассейне, на стадионе, спортивных площадках, катке, лесных дорожках закладывают основу высокой работоспособности, возможность к длительному напряжению наиболее сложных функций нервной системы. Физическая культура, правильно организованные тренировочные занятия - это то надежное плечо, на которое можно и нужно опираться в любом возрасте. Физическая культура является мощным аккумулятором жизненных сил, она приносит бодрость и жизнерадостность, гордость за свои двигательные умения и возможности.



Список литературы

Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - м. : 1987 -96с.

Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. - М.: 1988 - 133с

Куценкр Г.И., Новиков Ю.В, Книга о здоровом образе жизни. - М.: 1992 - 223с. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. -м.:1985 - 125с.

Байер К. и др. Здоровый образ жизни. - м.: 1997 - 268с.

Энгельман И.М. Человек и здоровье. 1986 - 127с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!