Рабочая программа
курса по внеурочной деятельности учащихся начальной школы
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Составила:
Мунаварова Гузель Фаритовна
Возраст учащихся:
7-8 лет, 1 класс
Срок реализации:
2015-2016уч.год
Уфа-2016
"Детское любопытство безгранично.
Дети хотят знать все о себе и о мире, в котором живут"
Роберт Ройтенберг
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс.
Поэтому в рамках окружной программы создания экспериментальных школьных площадок и набора первых классов начальной школы по апробации Новых образовательных стандартов и была разработана данная программа. Она рассчитана на учеников начальной школы и учитывает возрастные особенности школьников.
Предусмотрены разные виды работ с учениками: работы в группах, практические занятия, работа над проектами, конкурсы рисунков, диагностические исследования.
Программа является модифицированной, в ее основе использованы разработки:
проект по формированию ЗОЖ, автор Медведева С.В., учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г. Назарово;
проект «Уроки жизни» автор Кляпинина В.Ю., учитель начальных классов МОУ СОШ№21 г. Белорецка РБ.
Программа рассчитана на один учебный год (33 недели). В реализации программы участвуют дети первого класса (7-8 лет). Количество занятий в неделю – 1, по 35 минут.
Цель программы : Способствовать выработке целостного представления о здоровье человека, здоровом образе жизни, путях сохранения и укрепления здоровья в реальной окружающей среде, воспитание у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с понятием «Здоровый образ жизни».
2. Обеспечить последовательное формирование у учащихся основных понятий о здоровье человека, о факторах, формирующих здоровье, и о факторах, здоровье разрушающих.
3. Установить связь образа жизни со здоровьем и безопасностью человека.
4. Показать, что здоровье - это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
5. Раскрыть факторы здорового образа жизни: рациональное питание, режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание, личная и общественная гигиена. Культура взаимоотношений, умение преодолевать стрессы.
Актуальность: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста.
Программа включает следующие модули:
1. Информирование:
информирование учащихся, родителей, учителей по проблемам сохранения здоровья и формирования культуры здорового образа жизни;
информирование о правильном составе и грамотном использовании содержимого домашних аптечек;
информирование учащихся о правильном режиме дня для ученика первого класса.
2. Диагностика:
3. Занятия с учащимися:
проведение занятий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни;
проведение занятий, направленных на улучшение эмоционального состояния и повышение устойчивости к переутомлению и стрессу.
Реализация программы позволит:
привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области здорового образа жизни;
сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Р
езультатом реализации программы будет подведение итогов различных конкурсов в рамках данного курса:
на самый лучший проект «Вода – это сама жизнь»,
на самый интересный плакат «Мой дом - моя крепость»,
на самый красивый слоган «Наш класс – самый здоровый».
Учебный план программы
№ | Наименование раздела | Количество часов | Всего часов: |
Теория | Практика | Проекты |
1. | Введение в курс. | 2 | 1 | - | 3 |
2. | Здоровое питание. Режим дня. | 2 | 7 | - | 9 |
3. | Личная гигиена | 1 | 3 | 1 | 5 |
4. | Экология дома и города. Безопасность. | 2 | 2 | 4 | 8 |
5. | Полезные и вредные привычки. Витамины и народные средства. | 3 | 5 | - | 8 |
| Всего: | 10 | 18 | 5 | 33 |
Примерное содержание программы курса
«Здоровый образ жизни»
Введение в курс (3 часа).
Чему будут посвящены занятия? Что такое здоровье? Здоровье и красота человека. Как сохранить здоровье? Что такое здоровый образ жизни?
Здоровое питание. Режим дня (9 часов).
Долгожители. Наследственность. Режим дня и необходимость его соблюдения. Режим питания. Здоровая пища. Особенности питания у разных народов. Традиционные продукты питания аборигенов ХМАО. “Все время жуют только коровы”. Жевательные резинки – за и против. Рабочее место и правила посадки. Правильная осанка. Какую обувь мы носим? Плоскостопие и его профилактика. Утомление и переутомление. Отдых в процессе учебной деятельности. Почему устают глаза? Очки. Гимнастика для глаз. |
Личная гигиена (5 часов).
Зачем нужно умываться? Как это делать правильно? Личная гигиена. Как правильно чистить зубы? Что полезно и что вредно для зубов? Что мы знаем о воде. Роль воды для жизни и здоровья. Очистка воды в природных условиях и в доме.
Экология дома и города. Безопасность (8 часов).
Наш дом – наша крепость. Экология дома. Откуда мусор в городе? Экология города. Как помогают природные явления человеку сохранить и укрепить здоровье? Безопасное поведение в лесу зимой и летом. Безопасное поведение на льду, на реке. Оказание первой помощи. Народные средства. Правила безопасности при общении с незнакомыми людьми.
Полезные и вредные привычки.
Витамины и народные средства (8 часов).
Вредные и полезные привычки человека. Вредные привычки - курение и наркотические вещества. Полезные лекарства. Лекарственные растения. Заключительный урок.
Литература и другие источники информации
1. Антибиотики /лекарство или яд/. М.:АСТ, 2006.
2. Витамины /лекарство или яд/. М.:АСТ, 2006.
3. Крутецкая В.А. и Шинкарчук С.А. Правила здоровья и оказания первой помощи /серия Начальная школа/, Издательский дом Литера, С.-П., 2008.
4. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.
5. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. М.; АНС, 1999.
6. Химия для всех /хрестоматия/. Есть или не есть, пить или не пить. Ижевск, 2000.
7. Энциклопедия для детей. Т. 17. М.: Аванта+, 2000.
8. Сайт http://www.proshkolu.ru/search/
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_587395e855d80/523575_2.jpeg)
Тематическое планирование
"Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире".
Д. Локк
№ | План.дата | Факт. дата | Примерное содержание занятия: | Форма занятия |
1 | 4.9 | | Введение. Чему будут посвящены занятия? Что такое здоровье? | Беседа |
2 | 11.9 | | Здоровье и красота человека. | Беседа |
3 | 18.9 | | Как сохранить здоровье? Что такое здоровый образ жизни? | Работа в группах. |
4 | 25.9 | | Долгожители. Наследственность. История моей семьи. | Работа в группах |
5 | 2.10 | | Режим дня и необходимость его соблюдения. | Работа в группах. |
6 | 9.10 | | Режим питания. Здоровая пища. | Работа в группах. |
7 | 16.10 | | Особенности питания у разных народов. Традиционные продукты питания аборигенов ХМАО. | Беседа |
8 | 23.10 | | “Все время жуют только коровы”. Жевательные резинки – за и против. | Беседа |
9 | 30.10 | | Рабочее место и правила посадки. Правильная осанка. | Практикум |
10 | 6.11 | | Какую обувь мы носим? Плоскостопие и его профилактика. | Работа в группах. |
11 | 13.11 | | Утомление и переутомление. Отдых в процессе учебной деятельности. | Практикум |
12 | 20.11 | | Почему устают глаза? Очки. Гимнастика для глаз. | Разыгрывание сценок |
13 | 27.11 | | Зачем нужно умываться? Как это делать правильно? | Беседа, игра. |
14 | 4.12 | | Личная гигиена. Что это? | Практикум. |
15 | 11.12 | | Как правильно чистить зубы? Что полезно и что вредно для зубов? | Конкурс рисунков. |
16 | 18.12 | | Что мы знаем о воде. Роль воды для жизни и здоровья. Безопасное поведение около водоёмов. | Проект |
17 | 25.12 | | Очистка воды в природе и в домашних условиях. | Практикум |
1819 | 15.01 22.01 | | Наш дом – наша крепость. Экология дома. | Проект |
2021 | 29.01 5.02 | | Откуда мусор в городе? Экология города. | Проект. |
22 | 12.02 | | Безопасное поведение в лесу зимой и летом. Пожарная безопасность дома и на природе. | Работа в группах |
23 | 26.02 | | Безопасное поведение на льду, на реке. | Беседа |
24 | 5.03 | | Оказание первой помощи. Народные средства. | Беседа |
25 | 12.03 | | Вредные и полезные привычки человека. Откуда они? | Конкурс рисунков |
26 | 19.03 | | Правила безопасности при общении с незнакомыми людьми. | Игра, сценки. |
27 28 | 26.03 2.04 | | Опасные привычки – наркотики. Курение. | Беседа |
29 | 9.04 | | Спорт как средство укрепления здоровья. | Сценки |
30 | 16.04 | | Лечебные свойства северных ягод. | Практикум |
31 32 | 23.04 30.04 | | Народные средства профилактика простудных заболеваний. Сохранение здоровья осенью. | Беседа |
33 | 7.05 | | Витамины и история их открытия. | Беседа |
33 34 | 14.05 21.05 | | Заключительный урок. Подведение итогов. Тетрадь здоровья (задание на лето) | Награждение победителей конкурсов и самого здорового. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/09/s_587395e855d80/523575_3.jpeg)