Дата: ____________________
Учитель ______________________________
Класс: _____
Урок: окружающий мир.
Тема: «Земноводные: как они размножаются. Развитие лягушки от икры до икры: анализ схемы»
Цель урока: познакомить учащихся с группой животных "земноводные" и их отличительными особенностями.
Задачи:
Коммуникативные: способствовать формированию умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: развивать умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
Личностные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; развивать нравственно-этические качества личности;
Познавательные: обучать приемам поиска необходимой информации с помощью различных источников; учить построению логической цепи рассуждений.Оборудование: мультимедиапроектор, персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, энциклопедия, словари, учебник, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
1.Организационный момент
Учитель: - Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
2.Актуализация знаний
Учитель: - Вспомните, как мы отличаем животных одной группы от животных другой группы, на что мы обращаем внимание?
Предполагаемые ответы детей:
- Сколько у животного ног.
- Чем покрыто тело.
- Где живет.
- Как появляются детеныши.
- Чем дышит.
В случае возникновения затруднений при выделении критериев, учитель задает наводящие вопросы, приводит примеры.
Учитель вывешивает на доску таблицу с планом оценки животного на предмет его принадлежности к той или иной группе:
Как выглядит животное
Где обитает
Как дышит
Как размножается
Учитель: - А теперь, помня все эти пункты, ответьте на мои вопросы.
- Я считаю, что бабочка - это птица, потому что у нее есть крылья. Права ли я? Докажите.
Учитель использует мультимедиапроектор со слайдами. На экране появляется изображение бабочки.
Ответы детей: - Бабочка - не птица, потому что ее тело не покрыто перьями, у нее четыре крыла, а не два, у нее 6 ног, а не две, она не может переносить холод. Она - насекомое.
Учитель: - Я считаю, что паук - это насекомое, потому что у него много ног. Права ли я? Докажите.
На экране - изображение паука.
Ответы детей: - Паук - не насекомое, потому что у него 8 ног, а у насекомых ног 6.
Учитель: - Я считаю, что дельфин - это рыба, потому что у него есть плавники и он живет в воде. Права ли я? Докажите.
На экране - дельфин.
Ответы детей: - Дельфин - не рыба, потому что у него нет жабр, он дышит легкими, его тело не покрыто чешуёй, дельфин живородящее животное, а не откладывает икру, и выкармливает детенышей молоком. Он - млекопитающее.
3. Постановка проблемы с целью выведения темы урока.
Учитель: - Я считаю, что лягушка - это млекопитающее, потому что у нее 4 ноги. Права ли я? Докажите.
На экране появляется изображение лягушки.
Возможные ответы детей "за":
- Вы правы, потому что у лягушки 4 ноги, как и у млекопитающих.
- Она может обитать на суше, а значит, дышит легкими, как и млекопитающие.
Возможные ответы детей "против":
- У лягушки тело не покрыто шерстью, значит, она не млекопитающее.
Учитель: - Итак, мнения разделились. Что нам может помочь при определении группы, к которой относится лягушка?
Ответы детей: - План на доске.
В соответствии с планом детьми составляется описание лягушки, учитель при этом только направляет:
Как выглядит: голова, туловище, четыре ноги, гладкая скользкая кожа.
Где обитает: возле водоемов.
Как дышит: возможно, легкими.
Как размножается: точно неизвестно.
Учитель: - Перед нами возникла проблема, к какой группе животных отнести лягушку. Сформулируйте, пожалуйста, в соответствии с данной проблемой, какова будет тема нашего сегодняшнего урока.
Ответы детей: - Кто такая лягушка?
- Лягушка. Кто она?
4.Физкультминутка.
5.Открытие нового знания.
Выступающие в свободной форме по очереди раскрывают найденную своей группой информацию о лягушке.
Учитель: - Итак, вы выслушали выступающих от каждой группы. Заметили ли вы одинаковую информацию?
Ответы детей: - Да, заметили.
Учитель: - Теперь вы можете сказать, кто такая лягушка и чем она отличается от животных других групп? Пользуйтесь нашим планом, характеризуя это животное.
Ответы детей: - Лягушка - это земноводное.
- Ее тело покрыто голой кожей.
- У нее есть слизевые железы.
- Она дышит легкими и кожей.
- Весной лягушка откладывает в воде икру, из которой появляются головастики.
- Головастики живут в воде и дышат с помощью жабр.
- Лягушки обитают обычно вблизи водоемов.
- Лягушка - хладнокровное животное - зимой впадает в спячку.
6.Закрепление изученного
Учитель: - Итак, лягушка - земноводное. А почему земноводные так называются? Откуда такое название?
Ответы детей: - Потому что они одинаково хорошо чувствуют себя как на земле, так и в воде.
Учитель: - Хорошо. Значит, тюлень - это земноводное? Ведь он тоже отлично чувствует себя и в воде и на суше.
Ответы детей: - Нет. Потому что тело детеныша тюленя покрыто шерстью, а у взрослой особи есть подкожный жир, и они живут на севере, а земноводные не имеют ни шерсти, ни подкожного жира и холода не переносят.
- Кроме того, тюлень живородящее животное, выкармливающее своих детенышей молоком, и воспитывающее их, а, значит, он - млекопитающее.
- Земноводные же, отложив икру, о своих появившихся из нее детенышах не заботятся.
Учитель: - Хорошо. А сейчас каждому из вас я выдам карточку с таблицей, которая поможет нам проверить, как хорошо вы запомнили признаки земноводных. Вам нужно проставить плюсы в тех графах, которые соответствуют описанию основных особенностей земноводных. Будьте внимательны.
Дети самостоятельно выполняют работу на карточках.
7.Итог урока.
Учитель: - Наш урок подошёл к концу. Чему вы учились на уроке?
Ответы детей: - Научились находить нужную информацию, пользуясь учебником, энциклопедией, словарями, сетью Интернет.
Учитель: - Что нового узнали?
Ответы детей: - Узнали, что лягушка - это земноводное
- Что она откладывает весной икру, а из нее появляются головастики
- Что головастики живут в воде и дышат жабрами
- Что у лягушки есть слизевые железы
- Что она может дышать кожей
- Что лягушка - хладнокровное животное и зимой впадает в спячку
Учитель: - Какую учебную цель вы перед собой ставили?
Ответы детей: - Узнать с помощью различных источников информации, к какой группе животных относится лягушка.
Учитель: - Достигли ли вы цели?
Ответы детей: - Да, достигли.
8.Рефлексия.
Учитель: - Поделитесь с товарищами по команде продолжением предложения:
На уроке мне понравилось…
Лучше всего я справился…
Мне было трудно…
Дети по очереди делятся друг с другом ощущениями от урока