ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР
«Мещанин во дворянстве». Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения.
Урок литературы в 8 классе
Максименко О.П.,
учитель русского языка и литературы,
ГУ « Первомайская школа - детский сад им. Д.М. Карбышева»,
Шемонаихинский район, ВКО
Цели урока:
Углубление понятия жанра комедии.
Развитие умения воспринимать текст драматического произведения.
Развивать умения характеризовать персонажи драматического произведения.
Показать общечеловеческое в комедии.
Целеполагание.
Опережающее задание:
Раздаточный материал.
На перемене в начале урока звучит музыка 17 века (Luidzhi Bokkerini – Strunnyj kvintet 4 re mazhor Fandango - 2. Allegro Maestoso) учащиеся слушают.
- Какие ассоциации и чувства возникают у Вас?
2. Вступительное слово учителя.
Открывая, комедию Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве» мы оказались во Франции в 17 веке. Замок Шамбор, двор Людовика ХΙV, короля солнце. 19 ноября 1670 года только, что закончилось представление новой комедии Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве».
Комедия вызвала пересуды и недовольство аристократии и понравилась Людовику ХΙV, понятно на это есть историческое объяснение.
Почему приема турецких послов, которые не восхитились королем Людовиком ХΙV и дворцом, а сказали, что на коне Короля больше драгоценностей, чем на нем самом Людовике, на что Людовик разгневался и решил отомстить, приказав придворному драматургу Мольеру, написать сатирическую комедию на турков. Так в комедии появилась комическая сцена посвящения Журдена в несуществующий сан «мамауши». Но эта сцена не стала главной, лишь эпизодической.
- А что в комедии главное? Что вызвало недовольство аристократии?
3. Целеполагание.
- Определите цели на сегодняшний урок, вчитываясь в тему урока?
- Как вам сидится в группах? Комфортно?
4. Разминка – совещание в группах.
Словарная работа: афиша, интрига, программка, партер, режиссер, бельэтаж, актер, ремарка, балкон, ложа, комедия, антракт.
(Читаются учителем определения, учащиеся находят подходящий термины. Записать в тетрадь незнакомые слова.)
Комедия – драматическое произведение, в котором характеры, положения и действия представлены в смешных формах. Смешное в комедии имеет различные эмоциональные окраски: ирония, добродушный или горький юмор, резкая сатира, ядовитый сарказм.
Интрига – соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении.
Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п.
Программка – содержание театральных, концертных, цирковых представлений.
Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
Бельэтаж – ярус в зрительном зале, расположенный непосредственно над партером.
Балкон – верхний ярус в зрительном зале.
Ложа – место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц.
Режиссер – художественный руководитель театральной постановки.
Ремарка – пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актеров.
Актер – профессиональный исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и кино, исполнитель ролей в театральных представлениях.
Антракт – перерыв между действиями, актами театрального спектакля. Предназначен для двух целей: отдыха актера и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.
- Нужны ли нам знания значения этих слов?
- Где? При каких обстоятельствах?
(Представьте, что вы в театре купили билет, куда пойдете? Вам дали программку, для чего? Как поведете себя во время антракте?)
5. Обращение к слайду – схеме.
- В схеме, на ваш взгляд, что являлся основополагающим, от чего зависит ход комедии, поступки героев и т.д.
(литературное направление).
На слайде признаки литературного направления, узнайте, что за направление?
(классицизм).
Обратимся к афише камеди.
- Какие социальные слои представлены в комедии: (мещане – буржуа, аристократы – дворяне, слуги, учителя).
- Как вы себе их представляете, какими они должны быть на ваш взгляд?
- А какие они на самом деле, построим.
1 группа. Буржуа – мещанин Журден. Запищите 5 ведущих черт характера Журдена, приведите примеры. (действие 3, явление 12)
2 группа. Слуги Николь и Ковьель какие они. Какие черты характера Николь и Ковьель? (действие 3, явление 12).
3 группа. Аристократы - графиня Доримея и граф Дорант. (действие 3, явление 18).
Выступление групп.
Беседа, после прослушивая выступления.
Классицизм предполагает четкое деление героев на положительные и отрицательные.
– Является ли Журден только отрицательным героем?
Посоветуйтесь, в группе, какие положительные черты Журдена можете выделить?
(стремится к образованию, хочет счастья дочери, сумел заработать деньги)
- Какой вывод можно сделать? (отход от классицизма, реалистические изображение действительности).
- В чем еще, кроме изображения Журдена Мольер реалистичен?
- Только ли людям 17 века характерные подобные черты характера?
(Из 300 лет прошедших мало, что изменилось. Мало изменилось представления в мире о том, что все можно купить и продать. Во времена Журдена такие отношения только зарождались, современные Журдены превратили деньги в мерило всех ценностей, а закон купли – продажи в закон жизни. Это печальный вывод, но это реалистический вывод).
Оценивание.
На листке в группе напишите имя и напишите, одним словом, как вы оцениваете себя в группе, передать по кругу, оценить товарищами.
Подведение итогов. Составление «Паспорта произведения».
Домашнее задание.
1. Написать сочинение- рассуждение «Журден, я тебя узнал» .
Письменный ответ на вопрос, «Какие пороки людей ХХΙ века я увидел в образах комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».