СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанр антиутопии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жанр антиутопии»

Конспект урока

Тема: « Жанр антиутопии в литературе».


Тип урока: урок изучения нового материала, урок-беседа, урок-лекция.

Тема урока: «Жанр антиутопии в литературе».

Цели урока:

- обучающие: закрепить знания пройденного материала по утопии и антиутопии, углубить устоявшее представление о жанре антиутопии, дать новое представление о жанре современной антиутопии познакомить с историей развития жанра антиутопии в литературе, познакомить с жанровой спецификой антиутопий данного периода;

-развивающие: вести беседу по пройденному теоретическому материалу, учить учащихся логически мыслить и выделять главное, развивать речь учеников;

- воспитывающие: воспитывает уважение к труду других и собственную скромность.

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, лекция.


Ход урока:


1. Проверка полученных знаний:

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем изучать жанр антиутопии в русской литературе .И прежде, чем перейти к теме нашего урока, давайте вспомним, что же такое утопия?

Учитель: «Утопия (греч. τοπος — «место», υ-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества» ; «произведение, изображающее вымысел, несбыточную мечту».

Скажите, пожалуйста, а термин утопия от названия какой книги происходит? Или кто является основателем утопии?

Ответ: На протяжении всей истории различные группы людей пытались построить рай на земле. Так в 1516 году Томас Мор пишет произведение под названием “Утопия”, в котором показывает мир с другой стороны. Действие книги происходит на фантастическом острове Утопия, где нет частной собственности, а труд - всеобщая обязанность, распределение благ происходит по потребностям гражданам. Конечно, этот мир звучит идеальным для каждого из нас, поэтому он выбрал для этого идеальное название “ Утопия” с греч. - “место, которого нет”.


Учитель: А о чем эта книга?

Ответ: Эта книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии. Название открыто говорит нам о невозможности существования этого места, но прогресс в науке и политике дает надежды на воплощение утопии в жизнь. Однако, в то же время, на пути возникают преграды в виде войн, голода и угнетения.


Учитель: А каких русских авторов вы можете отнести к утопической традиции?

Ответ: Сумарокова, Радищева, Одоевского, Чернышевского, Достоевского, Салтыков-Щедрина.

Учитель: А какой еще жанр развивается параллельно с утопией?

Ответ: Антиутопия.

Учитель: Ребята, а давайте вспомним, что же такое антиутопия?

Ответ: Антиутопия (греч. anti – против, utopia – утопия) – пародия на жанр утопии либо на утопическую идею; подобно сатире, может придавать своеобразие самым различным жанрам: роману, поэме, пьесе, рассказу.

Учитель: Кем был введен впервые термин антиутопия и в каком году?

Ответ: Впервые термин антиутопия был введён английским философом и экономистом Джоном Стюартом Милом в 1868 году.

Учитель: Ребята, а в чем отличается утопия от антиутопии?

Ответ:

Утопия

Антиутопия

1. Вымышленная картина идеального жизненного устройства; прекрасная, но неосуществимая мечта.

1. Изображение социальной и технической катастрофы, крах общественных идей, разрушение иллюзий идеалов.

2. Мечта об идеальном общественном устройстве.

2. Мечта – выжить, вернуть свой мир, приняв его таким, каков он есть.

3. рисуется идеал автора.

3. рисуется анти – идеал автора.

4. Утописты хотят создать универсальный рецепт спасения от всех социальных и политических бед.

4. Антиутописты хотят создать, прежде всего, художественное произведение.

5. Изображено общество, стремящееся к гармонизации отношений между человеком и государством.

5. Изображено общество, претендующее на совершенство, с ценностно-негативной стороны.

6. У героев на все оптимистические взгляды.

6. Подрывы оптимистических взглядов на будущее.

7. Концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства.

7. Концентрируется на стремлении выявить негативные черты описанного в произведении общественного устройства.

8. Назначение состоит в том, чтобы указать миру путь к совершенству.

8. Назначение состоит в том, чтобы доказать невозможность и кошмарность, каких бы то ни было утопий.


Учитель: В каком веке жанр антиутопия расцвел в России? И какое произведение стало пророческим романом этого времени и кто является его автором?

Ответ: В России жанр антиутопия расцвел в 20 веке. И автором первого антиутопического романа считается Замятин со своей антиутопией «Мы».


2. Изучение нового материала:

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас я вам расскажу о более современных антиутопиях и о его жанровых характеристиках. А вы делаете конспект в своих тетрадях.

Для антиутопий характерен мотив предостережения. Автор пытается предостеречь общество от того ужаса, который преследует героев антиутопии.

Антиутопии связаны с реальной жизнью, они показывают, что выходит из утопических идей, если их претворять в жизнь, поэтому антиутопии всегда строятся на остром конфликте, подсказанном жизнью, имеют драматический, напряженный сюжет, яркие характеры героев.

В России яркими представителем являлся также Евгений Замятин с его произведением «Мы».

Д-503 – главный герой произведения, являющийся талантливым и можно даже сказать гениальным инженером этого фантастического мира. Работает в компании «интеграл» и трудится над соответствующим проектом. Как и все остальные герои замятинского мира, Д-503 не имеет человеческого имени, зато владеет «красивым» и «уникальным» именным номер (503). Персонаж является философом, по совместительству автором записок, которые и служат карнизом всего сценария. Д-503 ярый защитник организованного социума и он, честное слово, не понимает, как людям удавалось жить в 20 веке, где царила свобода, свободомыслие и хаос. Как он любит говорить: «мы проистекает от божества, а «я» от дьявола». «Такая радость покориться этому «нужно». Вероятно, куску железа так же радостно покориться неизбежному, точному закону — и впиться в магнит.»


И-330 – главная женская героиня в произведение, пример демонизма и дьявола в строгом организованном социуме Единого Государства. Она несёт в себе сразу несколько противоречивых качеств, не похожих на принципы и нормы общества. Например, в первую очередь, в глаза бросается её нетипичная внешность: всё тело заострено, хищное, вытянутое, несмотря на номер вместо имени, она кажется красивой, женственной, что в полной мере противоречит символам Единого Государства. К тому же девушка входит в совет «заговорщиков». (Здесь Замятин явно отсылается к революционным мотивам, бушевавшим во время написания этого романа).


В данном романе действие происходит в городе под куполом, где вся индивидуальность растворяется и исчезает среди жителей, которые отличаются лишь нумерами на одежде. Каждый день этих людей расписан по минутам и часам. Главный герой Д-503, который живет в страхе и ужасе влюбляется в некую И-330. Влюбляться и любить не по расписанию являлось жестоким преступлением. Живя в бесконечных вопросах и внутренних конфликтах, главный герой поддается соблазну этих теплых чувств и решает посмотреть на жизнь с той стороны, которую покажет ему его возлюбленная. Именно ей удалось втянуть героя в мятеж против власти. Вскоре Д-503 понял, что есть множество людей, которые творят ужасные грехи, как алкоголь и курение, после опущения штор.


Это произведение- предупреждение о том, что нужно отстаивать свои права и достоинства. Важно помнить, что это всего лишь художественное произведение, которое показывает, что человек еще не достиг такого понимания, как идеальный, подходящий всем мир.

Отсутствие индивидуальности и воображения, постоянная слежка ведут к пагубным последствиям нашего мира.


В зарубежной антиутопии активно рассматривают произведение Рэя Брэдберри «451 градус по Фаренгейту». Книга полностью описывает представление о человеке нынешнем. Даже в наше время уже существуют страны, в которых уничтожают книги. Введение технологий в жизнь-удобно, но к чему может привести этот комфорт прописано в произведении Брэдберри. Роман представляет поучительную историю о важности свободы слова, затрагивает тему личной ответственности, творчества и индивидуального самовыражения.


Это призыв к людям искать информацию, идеи и думать самостоятельно, она служит вдохновляющим напоминанием о силе человеческого знания и творчества. Книга также является ярким показателем исхода событий угнетения и цензуры, показывает, что только знание и свобода может победить эти силы.

«Представляемый Мистером Брэдбери сумасшедший мир, так пугающе напоминающий наш собственный, очарователен…Некоторые творческие приемы потрясают своей уникальностью…Книга призывает к получению личного жизненного опыта, а не бесконечных искусственных развлечений» - Орвил Пресскот.


Еще одним интересным произведением этого жанра является антипутопия Джорджа Оруэлла «1984». Он был человеком, которого в Средневековье сожгли бы на костре. Но сейчас 20 томов его наследия изучают в школах, его книги переведены на 65 языков, по ним поставлены фильмы и спектакли, а суммарный тираж его романа “1984” только в Англии перевалил за 40 миллионов... 130 его предсказаний уже сбылись, и это не предел.


Одна из самых ужасающих книг 20 века, которая поражает своей жестокостью и реализмом. Роман «1984» — это, в первую очередь, антиутопия, написанная под влиянием событий, происходящих в мире. Автор предрекает глобальный тоталитаризм и эпоху беспросветной диктатуры. Роман был написан еще в 1948 году и он повествовал о событиях будущего. Автор хотел поведать один из возможных вариантов развития событий для человечества. Смысл названия книги «1984» относит читателей к году, в котором происходят события, описанные в романе.


Оруэлл словно намекает людям, что будущее может быть крайне опасным и ужасным, если люди продолжат стремиться к войнам и власти над всем. Мир может оказаться во тьме, под властью диктатора и тогда не останется места чувствам и отношениям между людьми.



3. Итоги урока:

Учитель: Что нового на уроке сегодня вы узнали?

Ответ: Мы познакомились с новыми жанрами антиутопий и разобрали ярких представителей и их произведения.

Учитель: Молодцы!


4. Домашнее задание: Прочитать произведение Ю. Даниэля «Говорит Москва», определить жанр антиутопии, выявить антиутопические черты произведения.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс