СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанр фэнтези. Р. Бредбери. «Каникулы».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Обучающая:

  • расширить представления учащихся о фантастике через знакомство с рассказом Р.Брэдбери «Каникулы»;
  • раскрыть основную идею рассказа;

провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа.

Развивающая:

  • развивать ассоциативно-творческое воображение учащихся;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • способствовать развитию критического мышления, воображения, речи.

Воспитательная:

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, умение видеть в жизни хорошее;
  • способствовать воспитанию вдумчивого читателя, чувства уважения к окружающим людям.

Просмотр содержимого документа
«Жанр фэнтези. Р. Бредбери. «Каникулы».»

Дата: _________________

Класс: ________________


Урок № 53


Тема урока: Жанр фэнтези. Р. Бредбери. «Каникулы».


Цель:

Обучающая:

  • расширить представления учащихся о фантастике через знакомство с рассказом Р.Брэдбери «Каникулы»;

  • раскрыть основную идею рассказа;

  • провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа.

Развивающая:

  • развивать ассоциативно-творческое воображение учащихся;

  • формировать коммуникативные навыки;

  • способствовать развитию критического мышления, воображения, речи.

Воспитательная:

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, умение видеть в жизни хорошее;

  • способствовать воспитанию вдумчивого читателя, чувства уважения к окружающим людям.

    Тип урока: урок внеклассного чтения.

    Методы: работа с художественным текстом по методике РКМЧП «чтение с остановками», рассказ учителя, анализ текста, беседа по вопросам, составление кластера, составление синквейна, опережающее задание.

    Оборудование:

    • «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.


    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.


    • Сегодня наш урок литературы посвящен творчеству писателя – фантаста Рэя Брэдбери. Мы познакомимся с очень интересным рассказом.


    II. Актуализация.


    1. Вступительное слово учителя.


    Рей Брэдбери – крупнейший американский писатель-фантаст. Родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес. Детство и юность писателя в бедности, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем после написания в 1953 году романа "451 градус по Фаренгейту "(Fahrenheit 451) его слава разрослась до всемирной.

    Рэя Брэдбери называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра.

    Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством.


    2. Мозговой штурм.

    • Какие ассоциации у вас возникают со словом каникулы?

    Давайте оформим все ваши ассоциации как кластер. В центре запишем не просто слово «каникулы», а предложение: «Счастливые каникулы, о которых мечтаешь». Кружочки в схеме мы разделим на две части. В верхней части запишите свои слова, обозначающие наши ассоциации, связанные с этим словом. Один кружок оставим пустым, который заполним позднее.




    III. Изучение новой темы.

    Формирование новых понятий.

    Чтение текста с остановками.


    1-я часть – до слов «Впереди путь разрушен. Придется ждать, пока я исправлю»

    - Как автор описывает пейзаж?

    - Какое слово в этом описании непривычно? (Парадокс).

    - А в чем он заключается?

    - Как вы думаете, кто эти люди, как они оказались на полуразрушенной железной дороге?


    Словарная работа: дрезина.


    2-я часть – до слов «Не знаю, - и это была правда»

    - Итак, мы узнали, что пропали все люди. Ваши предположения: что произошло?

    (Запись на доске)

    - Что показалось вам странным в облике мужчины? Почему он так одет?

    Попробуйте выдвинуть свои гипотезы, что произойдет с героями дальше.


    3-я часть – до слов «А нам не будет одиноко?»

    - А вы нажали бы такую кнопку? Почему?

    - Какие черты человека выделил мужчина? Заслуживает ли такой человек жизни на планете?

    - Кого он имел в виду, когда сказал «Не надоели ли мы ему»?

    - Не напоминает ли вам это библейский сюжет? (Содом и Гоморра)

    - Какими представляют они свои длинные каникулы?

    - А как бы вы хотели провести такие каникулы?


    4-я часть – до слов «На всю жизнь хватит – не маршрут – находка»

    - Давайте вернемся к нашим ассоциациям со словом каникулы и посмотрим, есть совпадения. (море, путешествие, отдых…)

    - Что испытали герои, увидев мир без людей? Почему?

    - Почему мужчина считает, что на его сыне должен остановиться людской род?


    5-я часть до конца.

    - Почему мальчик назвал родителей болванами?

    - А почему мальчик свое письмо спрятал в бутылку и бросил в море?

    - Как вы думаете, совпало ли желание мальчика с родительским?

    - Почему взрослые пришли к выводу, что если вернется мир с его шумом, ненавистью и пр., так будет лучше?

    - Хотели бы вы оказаться на месте этих героев? (Мальчик выразил простыми словами: Папа, тебе тоже не с кем играть?)

    - Почему автор не включил в рассказ текст письма мальчика?

    - Какой фрагмент вы бы хотели изобразить с помощью красок?


    IV. Синквейн.

    1. Составление синквейна

    Правила написания

    1. Одно слово – имя существительное – тема синквейна

    2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

    3. Три слова – глаголы

    4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

    5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.

    Пример Синквейна по рассказу Р. Брэдбери «Каникулы»


    Каникулы

    Беззаботные, веселые, летние

    Гулять, купаться, играть

    Нужно быть всегда с людьми

    Счастье


    V. Рефлексия.

    Напишите письмо, которое вложил мальчик в бутылку


    VI. Подведение итогов урока.


    • Каким оказался мир без людей? (Мир без людей такой же прекрасный и гармоничный.)

    • Сбылось ли желание главных героев? (Мечта главных героев сбылась, но она не сделала их счастливыми.)

    • Гарантирует ли счастье сбывшаяся мечта? (Иногда человек понимает, что мечтает не о том, что ему по-настоящему нужно)

    • Что нужно человеку для счастья? (Человеку нужны друзья.)


    Вывод. Герои рассказа оказались в трагическом одиночестве. С течением времени меняется настроение отца от радости в день исчезновения людей до отчаяния, мечты о том, чтобы вечером лечь спать, а «ночью все каким-то образом вернулось на свои места».

    По собственному эгоизму герои лишили себя и собственного сына настоящей жизни, превратив ее в бесконечные и скучные каникулы. Настоящие каникулы потому и радостные, что ограничены временем. От трудностей жизни люди ушли на каникулы, но счастливыми не стали.


    VII. Домашнее задание.

    Творческое задание. Сочинить продолжение рассказа.



  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!