способствовать воспитанию вдумчивого читателя, чувства уважения к окружающим людям.
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Методы: работа с художественным текстом по методике РКМЧП «чтение с остановками», рассказ учителя, анализ текста, беседа по вопросам, составление кластера, составление синквейна, опережающее задание.
Оборудование:
«Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация.
Вступительное слово учителя.
Рей Брэдбери – крупнейший американский писатель-фантаст. Родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес. Детство и юность писателя в бедности, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем после написания в 1953 году романа "451 градус по Фаренгейту "(Fahrenheit 451) его слава разрослась до всемирной.
Рэя Брэдбери называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра.
Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством.
2. Мозговой штурм.
Давайте оформим все ваши ассоциации как кластер. В центре запишем не просто слово «каникулы», а предложение: «Счастливые каникулы, о которых мечтаешь». Кружочки в схеме мы разделим на две части. В верхней части запишите свои слова, обозначающие наши ассоциации, связанные с этим словом. Один кружок оставим пустым, который заполним позднее.
III. Изучение новой темы.
Формирование новых понятий.
Чтение текста с остановками.
1-я часть – до слов «Впереди путь разрушен. Придется ждать, пока я исправлю»
- Как автор описывает пейзаж?
- Какое слово в этом описании непривычно? (Парадокс).
- А в чем он заключается?
- Как вы думаете, кто эти люди, как они оказались на полуразрушенной железной дороге?
Словарная работа: дрезина.
2-я часть – до слов «Не знаю, - и это была правда»
- Итак, мы узнали, что пропали все люди. Ваши предположения: что произошло?
(Запись на доске)
- Что показалось вам странным в облике мужчины? Почему он так одет?
Попробуйте выдвинуть свои гипотезы, что произойдет с героями дальше.
3-я часть – до слов «А нам не будет одиноко?»
- А вы нажали бы такую кнопку? Почему?
- Какие черты человека выделил мужчина? Заслуживает ли такой человек жизни на планете?
- Кого он имел в виду, когда сказал «Не надоели ли мы ему»?
- Не напоминает ли вам это библейский сюжет? (Содом и Гоморра)
- Какими представляют они свои длинные каникулы?
- А как бы вы хотели провести такие каникулы?
4-я часть – до слов «На всю жизнь хватит – не маршрут – находка»
- Давайте вернемся к нашим ассоциациям со словом каникулы и посмотрим, есть совпадения. (море, путешествие, отдых…)
- Что испытали герои, увидев мир без людей? Почему?
- Почему мужчина считает, что на его сыне должен остановиться людской род?
5-я часть до конца.
- Почему мальчик назвал родителей болванами?
- А почему мальчик свое письмо спрятал в бутылку и бросил в море?
- Как вы думаете, совпало ли желание мальчика с родительским?
- Почему взрослые пришли к выводу, что если вернется мир с его шумом, ненавистью и пр., так будет лучше?
- Хотели бы вы оказаться на месте этих героев? (Мальчик выразил простыми словами: Папа, тебе тоже не с кем играть?)
- Почему автор не включил в рассказ текст письма мальчика?
- Какой фрагмент вы бы хотели изобразить с помощью красок?
IV. Синквейн.
Составление синквейна
Правила написания
1. Одно слово – имя существительное – тема синквейна
2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами
3. Три слова – глаголы
4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна
5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.
Пример Синквейна по рассказу Р. Брэдбери «Каникулы»
Каникулы
Беззаботные, веселые, летние
Гулять, купаться, играть
Нужно быть всегда с людьми
Счастье
V. Рефлексия.
Напишите письмо, которое вложил мальчик в бутылку
VI. Подведение итогов урока.
Каким оказался мир без людей? (Мир без людей такой же прекрасный и гармоничный.)
Сбылось ли желание главных героев? (Мечта главных героев сбылась, но она не сделала их счастливыми.)
Гарантирует ли счастье сбывшаяся мечта? (Иногда человек понимает, что мечтает не о том, что ему по-настоящему нужно)
Что нужно человеку для счастья? (Человеку нужны друзья.)
Вывод. Герои рассказа оказались в трагическом одиночестве. С течением времени меняется настроение отца от радости в день исчезновения людей до отчаяния, мечты о том, чтобы вечером лечь спать, а «ночью все каким-то образом вернулось на свои места».
По собственному эгоизму герои лишили себя и собственного сына настоящей жизни, превратив ее в бесконечные и скучные каникулы. Настоящие каникулы потому и радостные, что ограничены временем. От трудностей жизни люди ушли на каникулы, но счастливыми не стали.
VII. Домашнее задание.
Творческое задание. Сочинить продолжение рассказа.