СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанр рождественского рассказа в русской литературе. Виктория Токарева «Рождественский рассказ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок целесообразно проводить в рамках Рождественских чтений.  Он посвящён теме Рождества в литературных произведениях современных авторов. 

Просмотр содержимого документа
«Жанр рождественского рассказа в русской литературе. Виктория Токарева «Рождественский рассказ».»

Тема: Жанр рождественского рассказа в русской литературе. Виктория Токарева «Рождественский рассказ».

Цели

  1. познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;

  2. формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся;

  3. нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского; иллюстрация к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, ёлка с игрушками.

Оформление доски:

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.

Чарльз Диккенс

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, очень рада вас всех видеть. У нас сегодня необычный урок, урок в рамках мероприятия «Рождественские чтения», которое будет проходить в нашей школе завтра, на нашем уроке гости, давайте их поприветствуем. Спасибо большое, присаживайтесь. Я хочу , чтобы весь урок у нас прошёл таким образом, чтобы вы чувствовали тепло и поддержку друг друга. А что значит тепло, как вы это понимаете? Что значит тёплые отношения? Поддержка нам сегодня пригодится, работать будем в группах, возьмитесь за руки, подержите каждого члена своей группы, почувствуйте тепло друг друга.

Будем работать в группах, выполнять задания, помогать в этом вам будет оценочный лист

Звучит музыка П.И. Чайковского “Декабрь. Святки” (цикл “Времена года”). В класс входят ведущие, Лера наряжает ёлку.

Ведущий 1. Рождество- один из главных церковных праздников, которому около 2000 лет. Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Он отмечается каждый год очень торжественно и красиво и связан с жизнью Сына Божьего- Иисуса Христа. Давно уже люди были на земле, но в суете жизни часто стали забывать о Боге. Душа у них делалась грешной и злой.

Ведущий 2. И до того, как пришёл на землю Иисус Христос- Сын Божий, Бог Отец сказал ему: «Только ты можешь спасти людей, сойдя на землю и став человеком. Учи их, чтобы они знали Мою волю и исполняли её. Те, которые поверят Тебе, будут любить меня и другим людям не станут делать зла, спасутся от смерти и получат в награду жизнь вечную».В ту ночь, особенно светлую и тёплую, у Марии родился сын Христос. Ясли для скота стали первой кроваткой новорождённого, а сено- первым одеялом.

Музыка замолкает, Лера начинает читать стихотворение.

Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звезды — крупнее.
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз,
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец-Христос;



Ведущий 1. В тот же час к пастухам, которые пасли скот, в сиянии необыкновенного света явился ангел и сказал: «Не бойся, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: «Бог прислал Сына своего на Землю, чтобы спасти людей от зла. Пойдите в Вифлеем, там вы увидите Его. Он лежит на соломе в пещере». Пастухи поспешили к пещере и увидели там Иосифа и Марию с младенцем. В это время произошло чудо- на небе зажглась необычайно яркая звезда.

Ведущий 2. В IV веке праздник Рождества был узаконен римским императором Константином, принявшим христианство. Началась новая эра в истории человечества. С тех пор верующие с большим благоговением относятся к святой ночи Рождества Христова. Этот светлый праздник христиане всего мира отмечают рождественской ёлкой. Дома и храмы заранее украшаются еловыми ветвями, вечная зелень которых издавна считалась символом древа жизни; цветами, лентами. На макушке ели – звезда в память о Вифлеемской звезде, а на ветвях- множество свечей, фонариков в память о кострах, светивших для пастухов. Из всех церковных праздников день Рождества- самый «детский праздник». Ребятишки под ёлкой находят подарки, поют песни, водят хороводы вокруг ёлки.

Ведущий 1. На Руси Рождество начали отмечать с X века. В этот праздник молодёжь колядовала , ходила по дворам, славила хозяев, песнопениями желала им доброго здоровья, богатства, семейного благополучия, хорошего урожая, а те в ответ одаривали их угощением, колбасой, хлебом, мелкими деньгами.

Звучит колядка.

Физминутка Дети встают, ходят по кругу, вместе с учителем исполняют колядку

В XIX – начале XX века ежедневно в конце декабря можно было встретить на книжных прилавках сборники под названием “Святочные рассказы”. Иногда это были произведения одного писателя, иногда – рассказы разных авторов. Такой сборник был хорошим подарком, как взрослым, так и детям. Рождественские рассказы отличались особыми святочными сюжетами.

Действие в святочном рассказе происходит под Новый год, это время, когда все мы ждем исполнения желаний, рождественского чуда, поэтому для святочного рассказа характерен счастливый конец. Как бы ни было трудно его героям, но в волшебную новогоднюю ночь обязательно приходит спасение от всех бед и напастей. В одном из журналов того времени дано такое определение святочного рассказа: “Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье”.

Работа с папками по литературе. Открыли ваши папки по литературе. Давайте проговорим жанровые особенности святочных рассказов.

Ученики называют особенности.

В настоящее время писатели продолжают писать такие рассказы, по- другому они ещё называются Рождественские рассказы.

Вашим домашним заданием было изучить несколько святочных, или по-другому, рождественских рассказов

Сейчас я вам приведу цитату из прочитанного вами рассказа , а вы догадайтесь, как этот рассказ называется.

    - Ничего. С Новым годом!

    Я протянула ему розу. Зачем? Не знаю. Протянула, и все.

Виктория Токарева Рождественский рассказ

Сегодня мы с вами поговорим о жанре рождественского рассказа в современной литературе.

Во времена Советского союза святочная словесность была не востребована, с конца 80 годов жанр «рождественского рассказа» переживает второе рождение. И сразу же наметились разные подходы к его разработке. Одни писатели, продолжая традиции классиков, новаторски подходят к реализации жанровых возможностей такого рода произведений. Другие наполняют его содержанием, далёким от христианской морали. Но, в любом случае , обращение к жанру святочного рассказа можно считать явлением позитивным, так как оно напоминает читателям о вечных нравственных ценностях.

Виктория Токарева Рассказ о писательнице.

Решение теста

Вопросы по рассказу Токаревой.

Что представляет собой героиня рассказа?

Что происходит с ней и в чём видите причины происшедшего?

Можно ли назвать героиню рассказа равнодушной? Почему?

Расскажите о теории героини. Как вы относитесь к её взглядам? Претерпевают ли они изменения? В этом вы видите её силу или слабость?

В традициях ли рождественского рассказа написан рассказ или можно говорить об отступлениях от них?

Сформулируйте идею произведения. (Нельзя нести в себе груз обиды: обида разрушает человека, лишает великодушия, добра, способности прощать, переводит в «разряд пораженцев».

Работа в группах.

  1. Составить сюжетный план рассказа.

  2. Соответствует ли рассказ жанру рождественского рассказа?

  3. Чему учит этот рассказ?

Итог урока.

Ребята, Бог послал на землю своего единородного сына для того, чтобы люди изменились, стали лучше.

Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру рождественского (святочного) рассказа?

Писатели хотели напомнить людям о самом важном в жизни – о различении Добра и Зла, о милосердии, и при этом без скуки и назидательности.

Если кто-то из вас заинтересовался рождественскими рассказами, советую прочитать вам следующие произведения: “Ангелочек” Леонида Андреева, “Чудесный доктор” Александра Ивановича Куприна, Оксаны Иваненко “Про зелёную ёлку и золотой мандарин”, “Даня” Василия Белова.

Чем похожи и чем отличаются эти произведения?



Ведущий 1.Рождество сейчас. Это не просто памятный день. Это не просто время вспомнить Иисуса. Это не просто время, когда вы думаете о вашей семье и друзьях. Это не просто время, когда вы дарите друг другу подарки и делаете добрые дела. Хотя это время может включать в себя всё это, значение Рождества намного шире. Пусть оно будет шире и для вас. Пусть это время будет временем, когда вы вспомните, что у вас есть высшее предназначение в этом мире и что вы были посланы в этот мир, чтобы выполнить его, принять его и следовать ему.

Ведущий 2. Люди хотят быть добрыми и творить добро. Путь к Богу – это путь к воссоединению с жизнью и взаимоотношениям с другими и с собой.

Знание – это фундамент вашей способности испытывать взаимоотношение с кем-либо или с чем-либо. Без Знания люди вступают в взаимоотношения лишь для собственной выгоды. Они используют других и используют жизнь, для собственной защиты и преимущества. Они торгуются с любовью. Они продают собственные чувства. Это больше похоже на торговлю, чем на воссоединение. Они платят за это. Они предоставляют услуги. Может ли это быть истинным смыслом взаимоотношений?

Как Иисус, вы должны найти эту высшую силу и позволить ей проявить себя. Она сильнее вас. Она сильнее Иисуса. Она овладеет вами, так же как она овладела ним. Она откроет ваш ум присутствию Невидимых Наставников.

Ведущий 1.Она приведёт вас к тому, чтобы вы внесли ваш вклад в мир, не только чтобы служить ему и разрешить его непосредственные нужды, но и для того, чтобы подготовить мир к будущему, как это сделал Иисус в своё время.

В это Рождество помните, что у вас есть большая ответственность, которая выше ваших обязанностей и ответственности перед другими и даже превосходит приобретение вещей первой необходимости и излишеств.

Рождество – это празднование каждого мгновения, когда человек мотивирован Знанием и проявляет Знание

Тогда вы подумаете об Иисусе и будете ему благодарны за его успехи. Когда вы будете сомневаться, когда вы будете неуверенными и когда путь станет непонятным и неясным, вы вспомните его, и то, что он продолжал свой путь и нашёл свой пункт назначения. И вы будете благодарны ему, так как он оставил вам наследие через его демонстрацию и жертвование и трудности.

Ведущий 2. Иисус находится с вами. Невидимые Наставники наблюдают за вами. Вы можете почувствовать их и услышать их. И хотя они не приблизятся к вам слишком близко, они будут с вами. Помните их. Они не забыли вас. Помните Иисуса. Он будет находить отклик с вами, также как и вы с ним.

Тогда дар Рождества будет подарен. Тогда праздник состоится. Тогда вы будете чувствовать себя безвременно, но в рамках самого времени. Тогда вы будете чувствовать великое предназначение в мире, у которого, как кажется, нет предназначения.











Тест.

  1. Учительница Марья Ефремовна сказала утроить в классе:

а) чаепитие

б) живой уголок

в) весёлые старты

  1. Бабушка предложила отнести :

а)аквариум

б)цветок

в) котёнка

  1. Мы с папой купили в цветочном магазине:

а)герань

б) кактус

в) фиалку

  1. Продолжите цитату: «Горшочек выскочил из рук:

а) -упал на землю и раскололся»

б) прямо к Борьке Карпову»

в) и не разбился»

  1. После случившегося девочка

а) пошла в школу

б) пошла домой

в) расплакалась и осталась стоять у входа в школу

  1. Папа дотянул до того:

а) что затолкал Борьке за шиворот стеклянной ваты

б)что девочка перешла в другую школу

в) что Борька ушёл из нашей школы навсегда


  1. Прошло:

а) пять лет

б) шесть лет

в) семь лет

  1. «Моя теория..:

а) у природы нет плохой погоды

б) в природе существуют пораженцы и везунки

в)всё, что ни делается- к лучшему

  1. Героиня встречается с Борькой Карповым в автобусе:

а)1 сентября

б)31 декабря

в) 8 марта


  1. Борька сразу

а) узнал героиню

б) принялся расспрашивать

в) не узнал героиню


  1. Героиня подарила Борьке

а) книжку

б)розу

в)счастливый билет


  1. Благодаря тому , что героиня простила обидчика, она перешла из разряда пораженцев

а) в разряд везунков

б) в разряд преображенцев

в) в разряд простивших






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!