Жанровые особенности житийной литературы.
"Житие Сергия Радонежского"
Что такое "Житие"
Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, написанных уже в XI веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси.
Читая жития, пытаясь понять, чем они были важны и интересны нашим предкам, мы входим в мир русской святости. Для людей нашего века, далёких от идеального служения миру и Богу, редко заглядывающих в самих себя, больше думающих о настоящем, чем о вечном, предпочитающих жить в больших городах, этот мир, с его тишиной, смирением, уединением, самоуглублённостью, кротостью и трудолюбием, кажется странным и чудным.
Житие - один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы.
Слово "житие" буквально соответствует греческому ("жизнь"), латинскому vita. И в литературе византийской, и в средние века на Западе и у нас на Руси термин этот стал обозначать определённый жанр: биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей тех или иных монастырей, но только тех, которых церковь считала святыми. Жития, следовательно, - биография святых. Отсюда жития в науке часто обозначаются также термином "агиография" (от agios - "святой" и grafo - "пишу"). Агиография - это вся литература и искусство, посвящённая святым .
Такая биография часто писалась ближайшими друзьями святого вскоре после его смерти, по свежим следам воспоминаний о нём, но обычно не ранее его канонизации, то есть не ранее того момента, когда герой такой биографии официально причислялся к лику святых, ибо только святой мог стать предметом агиографического прославления. Писалась такая биография с целью рассказать о жизни и подвигах святого, прославить его память, сохранить для потомства воспоминание о необыкновенном человеке.
За составление житий брались только очень опытные люди. Этот труд требовал больших знаний и соблюдения правил стиля и композиции.
Правильному "житию" было свойственно неторопливое повествование в третьем лице, иногда допускалось отступление: обращение автора к читателю, похвала от своего имени святому. В композиционном отношении были обязательны три части: вступление, собственно житие, заключение. Во вступлении автор должен просить прощения у читателей за своё неумение писать, за грубость изложения. В заключение должна быть похвала святому - своеобразная ода в прозе.
Житие нельзя назвать "биографией" святого в полном смысле этого слова. Автор жития отбирает из его жизни только те факты, которые не противоречат идеалу святости. Рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного, случайного. В составленном по всем правилам житии бывает мало дат, точных географических названий, имён исторических лиц. Действие жития происходит как бы вне исторического времени и конкретного пространства, оно разворачивается на фоне вечности. Этот фон создаётся многочисленными цитатами и сравнениями из Библии, творений отцов церкви, других житий. Иногда рассказ настолько абстрактен, что даже не совсем ясно, в какое время жил святой, о каких именно исторических событиях идёт речь. Абстрагированность - одна из особенностей житийного стиля. Повествуя о реальном историческом лице и событиях его жизни, автор жития изображает не жизнь конкретного исторического лица во всех её деталях и подробностях, а некое обобщённое воплощение святости.
Житие Сергия Радонежского
Один из самых почитаемых на Руси святых - Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом от родителей Кирилла и Марии. До пострижения в монахи преподобный носил имя Варфоломей - в честь одного из 12 апостолов. Известна дата его рождения - 3 мая 1314 года
В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням - средам и пятницам.
В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать. Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси).
Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан , и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.
Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Преподобный с радостью принимал их. Так зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева лавра (по-гречески лаура - крупный, большой монастырь). "Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее". Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей.
Преподобный Сергий, бывший духовником князя Дмитрия Донского , сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю. Перед битвой Сергий благословил князя крестом и окропил святой водой. Великий князь попросил у преподобного Сергия двух его монахов - Пересвета и Ослябю , которые в миру принадлежали к воинскому сословию и были богатырями. Сергий возложил на богатырей схимы с нашитыми на них крестами, и заповедал им "крепко бороться по Христе на врагов его". Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела.
По легенде, Сергий сказал князю: "Не страшись! Ты победишь!"
И Дмитрий Донской одержал великую победу над Мамаем Золотой Орды в Куликовской битве в 1380 году, который был разбит и бежал в Крым в Кафу (современная Феодосия), где и был убит. Мужество и героизм русских людей развеял господствующее ранее представление о непобедимости татар.
Умер преп. Сергий в 1392 году в возрасте 78 лет, и не было дня, когда к нему не приходили за помощью со своими заботами и скорбями.
Внешность Сергия не успела к моменту его канонизации изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.
Житийная икона - икона, запечатлевшая житие и чудеса того или иного святого; по её сторонам и в клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнического жития и чудес святого, которому посвящена икона.
Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону.
Житие - жизнеописание не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека. Поэтому мы должны проследить этапы духовного пути Сергия Радонежского. Обратимся к тексту жития.
Выборочное чтение
Найдите в тексте строчки, подтверждающие ваши слова.
- 1. От каких родителей родился Сергий?
- 2. Какое имя получил мальчик при крещении?
- 3. Как учился мальчик?
- 4. Кого встретил мальчик?
- 5. Объясните значение слова " «черноризец".
- 6. Что понял встретившийся человек, глядя на мальчика?
- 7. Что он спросил у мальчика?
- 8. Что ответил мальчик на вопрос старца?
- 9. Что встретившийся человек дал мальчику?
Объясните значение слова «просфора»
- 10. Что старец велел читать отроку?
Обьясните значение слова "псалом"
- 11. Откуда и куда переехал отец мальчика?
- 12. О чём просил юноша своих родителей?
- 13. О чём попросили родители юношу?
- 14. Как почтил умерших родителей своих Варфоломей?
Объясните значение слова "панихида"
Объясните значение слова " литургия"
-Расскажите, какие чудеса происходили с Сергием до принятия монашества.
До принятия монашества с Сергием происходит чудеса: · будучи младенцем, отказывался от молока матери по постным дням, · в отрочестве обрел дар понимания книжной грамоты после встречи с божественным старцем.
Характеристика главного героя
Образ идеального святого
- Смирение
- ·Милосердие
- Подвижничество
- ·Прозорливость
- Нравственная красота
- ·Жизнь как общественное служение
Игра "собери план".
(Составь план жития, указав по порядку части)
- Родился в окрестностях Ростова Великого.
- Ведение отроку Варфоломею старца святого.
- Переезжает с родителями в Радонеж.
- Трудности в учении.
- Уход родителей из жизни.
Вывод
Чудеса, которые происходили в жизни Сергия Радонежского указывают на его богоизбранность, на высокую духовность Сергия, свет души освещает жизненный путь многим поколениям людей.
1. Герой жития идеален.
2. Главное достоинство - вера в Бога.
3. Внутренний мир героя не раскрывается. Агиограф не описывает бурных переживаний, страстей; сдержанно рассказывает о тяжёлых испытаниях, умалчивая о внутренней борьбе.
4. В житии сочетается жизнеподобие и фантастика.
5. Жизнь героя поучительна, она учит христианской морали.
Тест
1. Какая черта характера не соответствует внутреннему миру Сергия Радонежского?
- 1) добрый
- 2) богоносный
- 3) великодушный
- 4) властолюбивый
2. Как звали родителей Сергия?
- 1) Иван и Мария
- 2) Михаил и Мария
- 3) Кирилл и Марфа
- 4) Кирилл и Мария
3. Назовите город, в котором родился Сергий.
- 1) Москва
- 2) Петербург
- 3) Рязань
- 4) Ростов
4. Определите время начала великого воздержания Варфоломея.
- 1) с начала рождения
- 2) с 7 лет
- 3) с 9 лет
- 4) с 23 лет
5. Что возлюбил Варфоломей, будучи ещё юным?
- 1) безмолвие
- 2) детские игры
- 3) веселье
- 4) еду
6. Когда Варфоломей начал изучать книжные премудрости без труда?
- 1) после наказания родителей
- 2) сам взялся за ум
- 3) помогли друзья
- 4) после встречи с иноком
7. На кого надеялся Варфоломей после раздачи оставшегося после родителей наследства?
- 1) уповал на Бога
- 2) мир не без добрых людей
- 3) помогут священники
- 4) надеялся на самого себя
8. В каком облике представали бесы перед Сергием, пытаясь согнать его с места?
- 1) иногда в виде зверей, иногда в виде змей
- 2) иногда в облике братия
- 3) иногда в облике жителей окрестных деревень
- 4) иногда в облике друзей
9. Кто, по мнению Сергия, питает птиц?
- 1) братия
- 2) святые
- 3) прохожие
- 4) Отец Небесный
10. Кому, по мнению Сергия, подаёт Бог?
- 1) нетерпеливым
- 2) властолюбивым
- 3) сильным
- 4) терпеливым
11. Почему Сергий больше возлюбил гнушающегося им земледельца, чем ту честь, которая оказана была ему князем?
- 1) назвал его великим
- 2) принёс ему дорогие подарки
- 3) единственный, кто истинно познал святого Сергия
- 4) помог построить монастырь
12. Почему Сергий вернулся в свою обитель?
- 1) пожалел своих братия, они словно овцы без пастыря
- 2) не мог ослушаться блаженного Алексия
- 3) устал жить один близ реки Киржач
- 4) захотелось признания
13. Почему отказался святой Сергий от престола эпископа?
- 1) считал себя недостойным такого сана
- 2) недостаточно уговаривал его митрополит Алексий
- 3) боялся не оправдать доверия людей
- 4) не хотел бросать свой монастырь
Критерии оценки
- 12-13 баллов - «5»
- 9-11 баллов - «4»
- 6-8 баллов -«3»
- 0-5 баллов - «2»
Ключ
- 8. 1)иногда в виде зверей, иногда в виде змей
- 9. 4)Отец Небесный
- 10. 4)терпеливым
- 11. 3)единственный, кто истинно позвал святого Сергия
- 12. 2)не мог ослушаться блаженного Алексия
- 13. 1)считал себя недостойным такого сана
- 1. 4)властолюбивый
- 2. 4)Кирилл и Мария
- 3. 4)Ростов
- 4. 1)с начала рождения
- 5. 1)безмолвие
- 6. 4)после встречи с иноком
- 7. 1)повал на Бога