СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанры русского фольклора на основе весенних праздников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаем ли мы наши традиционные народные праздники? К сожалению, в связи с произошедшими в России за последние сто лет событиями, поверхностно и неглубоко. Уже нет с нами рядом поколения рожденных в начале XX в. века бабушек и дедушек, которые могли еще что-то вспомнить, спеть, рассказать о наших праздничных традициях, о традициях воспитания детей в семье. Песни, обряды, обычаи сопровождали русского человека всю его жизнь. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями - начинался родильный обряд. Под колыбельные песни ребенок засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он пел игровые припевы, заклички, считалки и дразнилки. Подростком он участвовал в играх и хороводах, на вечерках и беседах. Взрослея, ребенок естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Материалы, представленные в данном приложении, доступны  и  могут быть легко введены в педагогическую практику. Они предназначены педагогам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: воспитателям детских садов, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, могут быть с успехом использованы в воскресной школе.

Просмотр содержимого документа
«Жанры русского фольклора на основе весенних праздников»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» г.Колпашево















Номинация

«Учебное занятие»


Тема: «Жанры русского фольклора на основе весенних праздников»


https://docs.pfdo.ru/uploads/programs/I3M/yWo/I3MyWotGWiwu7zK8QHjfBjW.pdf










Автор:

Голосова Юлия

Александровна

педагог дополнительного

образования








г.Колпашево 2019г.



Введение

Знаем ли мы наши традиционные народные праздники? К сожалению, в связи с произошедшими в России за последние сто лет событиями, поверхностно и неглубоко. Уже нет с нами рядом поколения рожденных в начале XX в. века бабушек и дедушек, которые могли еще что-то вспомнить, спеть, рассказать о наших праздничных традициях, о традициях воспитания детей в семье. Песни, обряды, обычаи сопровождали русского человека всю его жизнь. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями - начинался родильный обряд. Под колыбельные песни ребенок засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он пел игровые припевы, заклички, считалки и дразнилки. Подростком он участвовал в играх и хороводах, на вечерках и беседах. Взрослея, ребенок естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Материалы, представленные в данном приложении, доступны и могут быть легко введены в педагогическую практику. Они предназначены педагогам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: воспитателям детских садов, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, могут быть с успехом использованы в воскресной школе.























Тема: Жанры русского фольклора на основе весенних праздников.

Цель занятия:

Пробуждение интереса к культурному наследию русского народа.

Задачи:
Предметные

  • Знакомство с жанрами русского фольклора на основе весенних праздников.

  • Познакомить с обычаями, традициями встречи весны на Руси;

  • Дать понятие фольклорной терминологии;

  • Показать взаимосвязь устного и музыкального народного творчества;

  • Пробудить интерес к исследовательской деятельности

Метапредметные

  • развивать творческие способности, фантазию, воображение, память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы.

  • способствовать формированию художественно-эстетического вкуса

  • Научить анализировать, сравнивать древние символы с явлениями природы.

Личностные

  • Пробудить интерес к русскому фольклору;

  • Способствовать развитию разговорного общения;

  • Воспитывать бережное отношение к обычаям и традициям русского народа, способствовать их сохранению

Тип занятия – изучение нового материала

При проведении занятия используются следующие методы:

Словесный (беседа, рассказ);

Иллюстративный (слайдовая презентация, фольклорное солнышко);

Практический (пение музыкального материала: песен, закличек, игровой фольклор).

Эти методы используются, потому что они более наглядны, доступны и привлекательны для ребят

Методы наблюдение, сравнение, анализа помогут разобраться в жанрах русского фольклора.

Возраст: 9 лет

Структура занятия выстроена в логической последовательности и тесной взаимосвязи с народным календарем.

Информация предлагается в доступной, интересной форме с помощью мультимедийного, игрового оборудования и наглядного материала (Медиа проектор, компьютер, магнитная доска, магниты, свистульки,

бумажные птицы «жаворонки», игровое оборудование “Солнце”, 
русский народный костюм)

Организационный этап включает в себя:

Создание психологического настроя и активизацию внимания обучающихся через один из жанров русского фольклора: пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка» или как их еще называют потешки для пальчиков.

Основной этап занятия обеспечивает восприятие, осмысление предложенного материала по основным жанрам фольклора через разные виды деятельности (пение, слушание, рассказ, диалог, хороводы, игра).

На заключительном этапе обобщение знания по жанрам русского фольклора, по весенним праздникам.




Ход занятия:

Под музыку дети входят в горницу (класс, кабинет).  Педагог приветливо встречает и приглашает сесть на лавки.
Педагог:
исп.песню «Да во горнице»

Да во горнице, да во горнице

Во горнице, во светлице.

Здравствуйте, гости дорогие!(Проходите в горницу)

Рассаживайтесь поудобнее!

Посидим рядком

И поговорим ладком!

Дети рассаживаются

Когда гости собираются в горенке

Все знакомятся

Давайте и мы с вами не будем отходить от традиций и познакомимся.

Меня зовут Юлия Александровна.

А как вас зовут я, узнаю при помощи пальчиковой игры «Этот пальчик дедушка»

Давайте соберем левую руку в кулачек и представим, что каждый пальчик – это наши родственники:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я малыш,

Своё имя назовишь.

Вот и познакомились.

Ребята, а вы знаете, что такое фольклор?

Ответы

Слово фольклор в переводе с английского обозначает народная мудрость.

А еще принято фольклором называть народное творчество.

Ребята, обратите внимание на доску – это фольклорное солнышко,только пока без лучиков, а в конце занятия оно заиграет яркими лучиками, состоящими из разнообразных жанров, видов народного творчества, где каждый лучик – это жанр фольклора.

При помощи пальчиковой игры или как их еще называют потешки для пальчиковмы с вами познакомились. Потешки являются одним из видов русского фольклора.

Первый лучик нашего солнышка – это потешка.

Сегодня на занятии я хочу вас познакомить с некоторыми жанрами русского фольклора на примере народных праздников.

Ребята, а вы знаете народные праздники?

Дети отвечают.

Какие. Похвалить.

Все праздники на Руси тесно связаныс временами года. Чтобы узнать о каком времени года сейчас пойдет речь, отгадайте загадку:


Она придет вслед за зимой,

Тепло подарит нам с тобой,

Разбудит землю ото сна.

А как зовут ее? ... (ВЕСНА)

Весну в старину на Руси встречали трижды.

Тремя большими праздниками: Сретенье, Сороки, Благовещенье.

Первая встреча весны по народному календарю15 февраля и называется этот день Сретенье.

Сретенье в переводе обозначает слово «встреча».

Как вы думаете, какие времена года сейчас встретились?

Ответы.

Правильно.

В народе так и говорят, что кафтан с шубой встретились, т.е. зима встретилась с весной.

А, скажите мне пожалуйста, какие вы знаете признакиранней весны?

Ответы детей:Удлиняется день, тает снег, появляются сосульки, солнце ярче светит, небо голубеет, птицы поют.

По народным представлениям люди верили, что весна сама не придет, её нужно пригласить, позвать вот и исполняли весенние заклички.

Весна, весна красная,

Приди, весна с радостью,

Радостью, радостью

Великою милостью

С корнем глубоким,

Со льном высоким

С дождями сильными,

С хлебами обильными.

Закликая весну, люди верили, что она принесет тепло, обильные дожди и хороший урожай осенью.

Вторую встречу весны отмечали - 22 Марта –этот день назывался Сороки.

Существует народная примета: если этот день теплый – то и следующие сорок дней будут теплыми, если холодный — жди сорок холодных утренников».

И чтобы морозы скорее ушли хозяйки на 22 Марта пекли 40 шариков из ржаной или овсяной муки и каждый день по одному шарику выбрасывали за окошко, приговаривая:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся,

Подобру-поздорову!

Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

Сороки – это день весеннего равноденствия, как вы думаете, что обозначает это выражение «День весеннего равноденствия», правильно, т.е. день равен ночи;

Зима кончается, весна начинается.

К этому дню птицы начинали возвращаться с теплых стран.

Ребята, а какие птицы, к нам прилетают весной первыми?

Ответы детей.

На Сороки из теста пекли жаворонков, а из глины в форме птичек делали свистульки.Взобравшись на пригорки, дети звали птичек, поднимая руки к солнцу, другиесвистели в глиняные свистульки, чтобы птицы их услышали, быстрее прилетели и на своих крыльях принесли весну.

Давайте и мы сейчас с вами позовем жаворонков. Я исполню закличку, а вы прослушайте.(См.Приложение)

Чувиль-виль-виль,

Жаворонушки,

Прилетите к нам,

Принесите нам.

Лето теплое, весну красную.

Нам зима то надоела,

Весь хлеб переела

Весна-красна,

На чем пришла?

На кнутике, на хомутике

Чувиль-виль-виль,

Жаворонушки!

Раздаем жаворонков. Возьмите по птичке, поднимите руки к солнцу. И все вместе исполним закличку.

Чувиль-виль-виль.

Исполнили.

А 7 апреля, когда наступала третья встреча весны - отпускали птиц на волю и этот день назывался Благовещенье. В это день так и говорили: «Благовещенье – птиц на волю отпущенье».

Беру солнце.

Ребята, возьмите каждый по ленточке и прикрепите к ней свою птичку. Во время игры они свободно полетают. Но сначала нам надо выбрать игрока, который будет держать солнце при помощи считалки. Считалки являются – одним из жанров русского фольклора.

Ребята, кто знает считалки?

Выходи посчитай.

Прикрепляют.

Ребята, давайте будем ходить по кругу по часовой стрелке и повторять за мной слова игрового весеннего хоровода, а я буду ходить в противоположную сторону.

играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют:

Заря-заряница.(См.Приложение)

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обранила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги как огонь!

   А сейчас мы в эту игру поиграем. Кого я задену за плечо, тот должен побежать в противоположную сторону. Кто первый возьмёт освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся игрок становится водящим.

Поиграли, сели.

Ребята мы сейчас с вами ходили по кругу. Наше занятие тоже начиналось с круга. А почему! На что похож круг? Что он вам напоминает?

Ответы детей.

А что у нас на небе похоже на круг.

Круг является символом солнца.

Когда сходил снег, молодежь выходила на проталины, пригорки и утраивала весенние хороводы,играя они своими движениями звали солнце и дождь. Если надо было позвать солнце, то ходили по кругу, а если дождь, то делали змейку. Почему делали змейку? На что она похожа? (на весенний ручеек)

Давайте с вами позакликаем солнце и дождь народной игрой «Золотые ворота».

Для этого нам надо выбрать двух человек – они будут у нас воротами, а остальные будут проходить в эти ворота взявшись за руки цепочкой.

Сидящие по краям - ворота.

Я – завожу.

Игра «Золотые ворота» (См. Приложение)

Золотые ворота, проходите господа!

Первой мать пройдет, всех детей проведет!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз – не пропустим вас!

Присаживайтесь на свои места.

Дети садятся на стульчики.

Ребята, вам весело было играть?

Ответы детей.

Вот так весело и задорно люди на Руси встречали матушку-Весну.

Ребята, сколько раз встречали весну на Руси?

Ответы

А кто запомнил в какие месяцы ее звали?

Пришло время обратится к фольклорному солнышку и дополнить его лучиками.

Давайте вспомним с какими жанрами фольклора вы сегодня познакомились?

Кто отвечает, тот берет лучик и прикрепляет его к солнцу.

Дети перечисляют, прикрепляют лучики.

Ребята, есть еще некоторые виды фольклора, которые вы сегодня не назвали, это…..С этими видами вы познакомитесь самостоятельно.

А сейчас, в память о нашем занятии, я вам хочу подарить буклеты, в которых написаны весенние праздники, и жанры русского фольклора (См. Приложение)

Ребята, давайте обратим внимание на последнюю страницу буклета.

Я вам предлагаю провести небольшое исследование.

Мы с вами уже говорили, что 22 марта на Сороки существует такая народная примета, если в этот день тепло, то и последующие 40 дней будет тепло, а если холодно, то жди 40 холодных утренников. Вы понаблюдайте и отметьте в этой клеточке какая погода будет 22 марта. А затем и последующие 40 дней. И в конце сделайте вывод: соответствует ли эта примета в наши дни. Ваши наблюдения вы можете прислать мне на электронную почту, адрес которой указан в конце буклета.

Ребята, давайте обратим внимание на фольклорную полянку.

Как вы думаете, чего на ней не хватает.

Ответы.

Правильно. Солнышка.

Я предлагаю вам разместить солнышки с вашем настроением.

Если вам

  • очень понравилось занятие, то вы прикрепляете солнышко с улыбкой,

  • если понравилось, то серьезное солнышко,

  • а если не понравилось, то грустное солнышко.

Прикрепляют солнышки.

Посмотрите, на нашем фольклорном небосклоне все солнышки веселые. Я рада, что вам занятие понравилось.

И еще, ребята, я хочу всем вам подарить символ сибирской зимы

Этот подарок не простой

Сделан с особой теплотой

Это символ матушки зимы

В народе их называют пимы.

Вот такие сувениры делают обучающиеся детского объединения «Город мастеров».

Прикладное творчество является частью фольклора – поэтому я дарю вам частичку нашего фольклора.

Раздаю подарки.

Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Что больше всего понравилось?


Всем спасибо за работу.

До свидания!







Информационное обеспечение для родителей


  1. Аникин В. Русский фольклор./ Аникин В. - М.: Худ. Лит., 1985.

  2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. /Гилярова Н.Н.– М.: Министерство образования РФ / Управление внешкольного дополнительного образования / Российский союз любительских фольклорных ансамблей ООО Издательство «Родникъ» / Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996.

  3. Забылин М.Ю. Русский народ: его обычаи, предания, обряды. /Забылин М.Ю. -М, 2003.

  4. Камаева Т.Ю. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. /Камаева Т.Ю.- М.: Лайда, 1994.

  5. Копылова А.В. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия. /Копылова А.В. - М: Рипол Классик, 2002.

Информационное обеспечение для педагогов


  1. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М.: Сов.композитор, 1986.

  2. Владыкина-Бачинская Н.М. Русские хороводы и хороводные песни. – М.-Л.: Музыка, 1951.

  3. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI-XIX веков. /Сост. Л.Ф. Солонешко, Ю.С. Прокошена. – М., 1991.

  4. Иванов А. О сохранении фольклорных традиций в обучении народному пению. В сб.: Сохранение и развитие русских народных певческих традиций. – М.: ГМПИ им.Гнесеных, 1986.

  5. Истомин И. Мелодико-гарманическое строение русской народной песни. – М.: Сов.композитор, 1985.

Информационное обеспечение для обучающихся


  1. Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки. М., 1988

  2. Аникин В. П., Гусев В. Е., Толстой Н. И. Мудрость народная. Детство.1991

  3. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). – М.: Изд-во «Родникъ»; Россицских союз любительских фольклорных ансамблей, 1996.

  4. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (3-4 год обучения). – М.: Изд-во «Родникъ»; 1996.

  5. Заинька во садочке. Сборник народных игр. Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич.- Екатеринбург, 2000.

  6. Зарецкая Н. В. Календарные музыкальные праздники М.,2004



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!