СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Женщине не нужно воевать..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Память - это свойство души сознания о былом". Хранить память о прошлом, о подвиге - долг потомков хранить как святыню.

Просмотр содержимого документа
«"Женщине не нужно воевать..."»







Методическая разработка урока литературы

по теме:


« Женщине не нужно воевать…»

( Урок памяти ).





















Учитель русского языка и литературы

Честных Валентина Юрьевна










Мичуринск


2022

Тема Великой Отечественной войны – святая не только для нашей литературы, но и для огромного количества людей, населяющих мир. Как пробудить у современных ребят интерес к литературе о Великой Отечественной войне? Как сделать так чтобы они читали подобные произведения, проникались нравственным содержанием, сочувствовали, сопереживали? Видимо, при отборе произведений следует не только руководствоваться образовательными целями, но и учитывать психолого-возрастные особенности обучающихся.

«Память – это свойство души сознанье о былом» - читаем в словаре В.И. Даля, то есть хранить знание о прошлом, каким бы оно не было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.

Девятого мая весь мир отмечает День Победы над фашизмом. Уходят из жизни свидетели и родственники тех, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого Праздника Победы, нужна прежде всего нам живым.

Тема войны в русской литературе неисчерпаема. Каждое произведение – итог размышлений, воспоминаний о грозном испытании, выпавшем на долю русского человека.

Чем дальше отдаляется от нас время военной поры, тем высвечивает оно романтические лица того времени. Это были надежные, крепкие, мужественные, добрые люди – это их руками созидались великие дела, это они вынесли на своих плечах неслыханную войну.

Время показало, что нашим людям было что защищать в этой войне, для них она была в полном смысле Отечественной, ибо они защищали свою землю, свои семьи, не щадя жизни.

Поэтому очень важно показать подрастающему поколению значимость подвига, совершенного нашими отцами и дедами во имя спасения страны и ее будущего.

Каждый урок литературы должен служить высокой цели – формированию мировоззрения учеников, нравственных идеалов.

Взаимоотношение ученика и учителя, продиктованные педагогикой сотрудничества и основанные на равноправии в процессе обучения, предполагают и особое построение урока.

При проведении таких уроков использую различные методы обучения: работа с различной литературой, демонстрация наглядных пособий, использование аудио и видеозаписей, дискуссии. Обучающиеся помогают в проведении таких уроков, работают над планом, готовят доклады и сообщения, читают стихи, инсценируют отдельные сцены из произведений.

Постоянный творческий поиск, стремление к таким формам и методам работы обеспечивают наиболее полное выявление и раскрытие личности учителя и ученика.

Именно поэтому были поставлены конкретные учебные цели:

  1. Знакомство с поэзией и прозой военной поры.

  2. Место и роль нашего государства в Великой Отечественной войне.

  3. Основные этапы военных действий и их особенности.

  4. Традиции русской батальной прозы.

  5. Представители разных уровней военной иерархии.

  6. Причины и последствия войны.


Выделены познавательные задачи:

  1. Дать оценку итогам Великой Отечественной войны.

  2. Раскрыть сущность понятий (Родина, честь, подвиг).

  3. Философское осмысление жизни.

  4. Выявить сложную систему духовных отношений, в которых находится человек.

  5. Установить обязанности человека, которые на него налагает семья, общество.


Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

  2. Восхититься подвигом.

  3. Устыдиться своего сегодняшнего отношения к людям, защищавшим мир на земле.

  4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.

























План урока.


Тема: Великая Отечественная война.

«И ходит по Земле босая Память – маленькая женщина».


Урок памяти

Цели:

Обучающая: добиться понимания причин и последствий Великой

Отечественной войны, дать анализ поэзии о войне, формировать

понятие о чести и подвиге людей, воевавших в годы войны.

Развивающая: учиться делать выводы, совершенствовать навыки работы с

книгой, делать сообщения на уроке, развивать у обучающихся

память, речь.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине,

восхититься подвигом своего сегодняшнего отношения к людям,

защищавшим мир на земле, формировать интерес к предмету.

Задачи:

формирование и развитие познавательных интересов обучающихся, развитие творческих способностей обучающихся, совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся, развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений словесного и музыкального искусства.

Планируемые результаты:

личностных:

−сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

−толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,

−готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

−эстетическое отношение к миру;

−совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

−использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

−умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

−умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

−умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

−сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

−сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

−владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

−владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

−владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

−знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

−сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

−способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая,

информационно-коммуникационная.

Методы и формы обучения: эвристический метод, индивидуальная,

групповая, фронтальная.


Тип урока: урок – концерт


Межпредметные связи: история


Учебно-материальное оснащение: портреты писателей и поэтов,

иллюстрации, аудиозаписи, сборники произведений.

Ход урока:

I. Организационная часть (приветствие, готовность к уроку).

II. Изложение нового материала.

  1. Память о войне.

  2. Словарная работа.

  3. Знакомство с биографией участников Великой Отечественной войны.


Звучит песня «Священная война».


1. Учитель. Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепельница сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто кА роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

Низкий поклон Женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами!

Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг», и самое высокое – «мать». Но милосердие – их суть и смысл. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки». Бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жесткостью на землю, на ее дом, на ее детей.

Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Так какие же они были, девчонки срок первого, как уходили на фронт, как воевали?

Сегодняшний урок мы посвящаем женщинам, которые наравне с мужчинами добывали свободу. Перед нами предстанут судьбы, жизни, искореженные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятью военных лет.


Эпиграф к уроку: «Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно не – мертвым!

Это надо – живым!» (Р.Рождественский).


2. К уроку даю задание:

По ходу урока у вас должен родиться план, по которому нужно написать сочинение по лирике военной поры, пункты плана могут быть строчками стихов.

3. Обратите внимание на другую часть доски. («В словарь»). Здесь даны слова, которые встретятся по ходу урока и правописание которых вам надо запомнить.


В словарь.

День Победы, Великая Отечественная война, военный, священный, Милосердие, обелиск, Вечный огонь.


Как хорошо, что человек наделен памятью.


С чего начинается память – с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если - с убийства!

А если – со слез!

А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростертых!

А если с недетского знания – как

Живое становится мертвым!

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

Войной начинается память.

(К.Симонов)

Землю жгли смертельные метели

Небеса и те не знали сна ….

В серые солдатские шинели

Наряжала девушек война

(А.Жаров)

  1. Обучающийся знакомит с биографией Л.Р. Зверевой:

- окончила Усманское медучилище в 1937 году;

- в 1942-м призвана в действующую армию и зачислена в состав 60-й армии Первого Украинского фронта операционной сестрой эвакогоспиталя №174;

- принимала участие в Курской битве, форсировании Днепра, прошла Южную Польшу, г. Краков и закончила боевой путь в Верхней Силезии в звании лейтенанта медслужбы.

Обучающиеся узнают о подвиге Любови Романовны, которая около сорока лет после окончания войны проработала медсестрой в Октябрьской районной больнице, каждый день отмеряя туда и обратно 10 километровый путь, словно продолжение долгих верст войны.

Документы войны… За их скупыми строками – сложная и прекрасная судьба. Чем можно воздать за их подвиг? Может быть, согреет сердце стихотворение о том далеком времени.


Я помню, будто бы вчера:

Далекий фронт и госпиталь холодный

На сломанную веточку похожа,

В палате умирала медсестра.

Была она белее, чем бинты,

Глаза, как тени, на лице синели…

И мальчики в продымленных шинелях

Ей после боя принесли цветы.

Откуда там, на выжженной земле,

Под пулями, под взрывами, откуда

Взялось это оранжевое чудо

На тонком изогнутом стебле?

На нестерпимой белизне бинтов –

Два мака пересаженные в каску.

И в мире лучше не было лекарства

Нежнее и целебнее цветов!

Тогда я понял, как цветы сильны.

Они – как нежность, как цветы, как дети,

Сильнее зла. Сильней всего на свете.

Сильнее смерти и сильней войны.

Цветы, как люди, на добро щедры.

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры.

Я славлю тех, кто вырастил цветы,

Как славят кузнеца или шахтера.

Я благодарен людям, у которых

Добры сердца и помыслы чисты.

Ж.Кирилидзе «Цветы, как люди»

А говорили: все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в берёзах сок.

(А. Селезнёв)

Анна Егоровна Ростовцева жила с мужем и маленькой дочкой в Бересте. Ждала второго ребенка.

В тот день она проснулась от непонятного грохота. Быстро вскочила с постели. Никак не могла сообразить, что происходит. Когда же под самыми окнами раздался оглушительный взрыв и в комнату влетели осколки металла, поняла: началась война. Наспех набросив на себя одежду, схватив на руки дочку, выскочила из дома.… Так началась война для жены политрука роты 125 пехотного полка 6 – й Орловской дивизии Анны Егоровны Чекалиной.

Двое суток прожила она в незнакомом доме, а на третий стояла у взрывной ямы вместе с двумя мужчинами под дулами автоматов, прижимая к себе заливающуюся слезами дочку. Но тут произошло неожиданное. Женщина, которая приютила Анну Егоровну, бросилась к ней, выхватила ребенка и скрылась в толпе, согнанной сюда фашистами.

Прогремели выстрелы. Двое мужчин упали, а она продолжала стоять. Один из палачей подошел к ней и с силой ударил прикладом в грудь. Женщина упала, не подавая признаков жизни. А когда фашисты ушли, люди подняли ее с земли и отнесли ее в дом.

Больше оставаться здесь она не могла. Установив связь подпольщиками, Анна Егоровна устроилась на работу в больницу. В валике волос она выносила бинты, медикаменты. А вскоре ее забрали в гестапо. Ее допрашивали, пытали, били, требуя выдать имена подпольщиков. Партизаны Бреста подкупили охрану, и Анна Егоровна оказалась на свободе.

Она ушла в партизанский отряд…. Во время одной из боевых операций Анна Егоровна получила ранение, была представлена к награждению орденом Красной Звезды.

В этой страшной войне Анна Егоровна потеряла двоих детей. В 1944 году начала их поиски. Только через 14 лет она нашла сына Васю, объехав почти всю страну. А еще через год в Сибири нашлась и дочь Алена.

Раньше, когда я думала о войне, мне представлялись бегущие и падающие солдаты, стонущая от ран земля. Теперь же слово «война» связано для меня с гражданским и материнским подвигом этой женщины…


Вы не плачьте, женщины военные,

Девушки сороковых годов.

Ваши слезы, слезы сокровенные,

Тяжелей сибирских зимних льдов…

Непосильны вам воспоминания…

Но, вернувшись в прошлое на час,

Вопреки всем ранам, всем страданиям

В прежних превращаетесь девчат…

Вы не плачьте… А запойте лучше вы,

Воскресите юность песне той:

Выходите на берег с «Катюшею»…

На высокий берег, на крутой.

(С. Козлова).


Исполняется песня «Катюша»


Вижу в семьях очень разных

Письма почты полевой.

В горький час и в светлый праздник

Голос их звучит живой.

Обучающийся.

М.А. Щетинина родилась 16 ноября 1923 года;

- призвана на фронт в 1942 году и воевала на Первом Украинском фронте в составе 148-й дивизии в 507-м стрелковом полку связисткой. Прошла Украину, Польшу, Германию;

- была награждена орденом Красной Звезды; медалями «За боевые услуги» и «За отвагу»;

- на фронте получила множественное слепое мелкоосколочное ранение спины и головы…

(Чтение писем Марии Андреевны).

Вы прекрасны женщины России,-

Я узнал не из великих книг.

Вы прошли чрез годы вихревые,

Не утратив сердца и на миг.

Вы в закрытой памяти не ройтесь,

Вам трудней сказать, что я скажу:

Видел Вас, отважных и геройских,

Вами, россиянки, дорожу-

Вашей вечной славою солдатской,

Закаленной на лихом огне,

И слезою, пролитой украдкой-

Мало ль, что бывало на войне!

Вашей статью, вашей трудной долей,

Зачастую вдовьей, горевой,

Мужеством на грозном ратном поле,

Щедростью души своей живой.

Все это никак не обходимо

И достойно гордости людской

Все это никак не отделимо

От того, что помним день-деньской.

(А. Прокофьев).

Мы вспоминаем «всех поименно»; кто приближал Великую Победу. Память о них помогает воспитывать в молодом поколении доброту, милосердие, сострадание.


Верю в добрых сердец бессмертие.

В солнце мира и тишины.

Милосердие! Милосердие!

Это слово старше войны…

Милосердие! Слово вещее,

Ты и нам сияло во мгле,-

Наклонялись над нами женщины

Под огнем на ничьей земле.

И когда все войны забудутся,

Все оружие на слом пойдет,

Все надежды людские сбудутся,-

Милосердие не умрет!

(В. Шефнер).

Звучит песня «День Победы»


Земля устала от войн. Устала… Почему мы забываем о том, что люди рождаются для жизни, для созидания, для любви…


Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два,

А миллиарды лет,

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

(С. Михалков).

Женщине не нужно воевать.

Пусть она, красивая и хрупкая,

Будет просто женщина и мать,

Свой очаг хранящая голубкою…

Женщине не нужно воевать,

Но солдаты нынче вспоминают:

-Стыдно было землю обнимать,

Если цепь девчонки поднимают.

Тишь в полях. Хотя года идут,

Памятное время сердцу дорого,

И на встречах ветераны ждут

Своего отважного комсорга,

Ей готовы руки целовать

Все солдаты, старше и моложе.

Слава женской доблести!

И все же

Женщине не нужно воевать.

(Н. Новосельнова).


Звучит песня «Хотят ли русские войны».


И ходит по Земле

Босая Память – маленькая женщина.

Она идет,

Переступая рвы,-

Ей не нужны ни визы, ни прописки,

В глазах – то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе – о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают.

И обелиски кланяются в пояс.

(Е. Исаев).

Учитель. Не всем было суждено прийти с этой страшной войны. Но память о них, героях и рядовых, всегда в наших сердцах.

Минутой молчания почтим их память.

Услышанные сегодня рассказы рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо.

Они звучат как предостережение.

Как обвинение тем, кто развязывает войну. Но, к сожалению, пламя войны продолжает полыхать. Это «горячие точки» на планете.


Взвод на «первый-второй» рассчитался сполна.

И вкопался по грудь на высотах.

А на утро солдат рассчитала война

На «двухсотых» и только «двухсотых».

Я в кощунстве страну упрекнуть не могу

Но её не разжалобишь взводом.

Десять русских «двухсотых» лежат на снегу,

Как близняшки с двухтысячным годом.

С грузом «двести» в душе я и сам не живой.

Что творится сограждане с нами?

Раньше с фронта писали: погиб как герой

А теперь - только цифра с нулями

Скоро нам телеброкера сводки потерь

Попадут вперемежку с рекламой.

Мы позволили нашим глазам запотеть.

И не видим, где криво, где прямо.

А калёные жерла нелепой войны

Затыкают нам грохотом уши.

Мы отводим глаза от уставшей страны.

Дал бы бог отвести ещё души.

Грузом «двести» на них навалился Кавказ

Не укрыться в жилищах высотных.

Это линия фронта прошла через нас

Не в двухтысячном мы, а в «двухсотом»

(Л.Корнилов)

Учитель. Войне говорят «нет!» матери, жёны, сёстры, дочери. Войны, будь они даже маленькие – для

Женщин всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жизнь.


III. А мне хочется сказать спасибо всем, кто сегодня помогал проводить урок, кто душой и сердцем окунулся в те годы, кто вспомнил о тех, «кто уже не придёт никогда».

Проверка составленных планов по теме урока (проецируется возможный вариант).


    1. Учитель подводит итог, комментирование оценок. Рефлексивная деятельность обучающихся.


План.

  1. «Вспомним всех поименно»…

  2. «Но боль войны жива в народе»….

  3. «Вы прекрасны женщины России»…..

  4. «Женщине не нужно воевать»…

  5. «И ходит по земле босая Память – маленькая женщина»….


V. 1. Написать сочинение – миниатюру по данной теме.

2. Наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!