СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Женщины в медицине

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия для медицинского колледжа, посвященная празднику 8 марта.

Просмотр содержимого документа
«Женщины в медицине»

Министерство здравоохранения Республики Мордовия

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Республики Мордовия

«Саранский медицинский колледж»








Методическая разработка внеклассного

мероприятия

«ЖЕНЩИНЫ В МЕДИЦИНЕ»














Разработал: И.В. Кузнецова,

преподаватель










Саранск 2017

Пояснительная записка

Тема: «Женщины в медицине», посвящен празднику 8 марта

Рассматривает нелегкие пути становления женщин в медицине, их истории и жизни, для будущих медицинских работников является актуальной.

В разработке данного классного часа, подготовке материала активно принимали участие студенты группы т.к. данная тематика представляет для них интерес не только в познавательном аспекте, но и является частью профессиональных знаний, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности.

Форма проведения занятия: тематический классный час.

Место проведения: аудитория №35 ГБПОУ Республики Мордовия «Саранский медицинский колледж»

Время проведения: 14 марта 2017г в 12.00

Возрастная категория: 18-19 лет

Цели и задачи проведения:

  1. Воспитание у студентов нравственности, духовности, культуры.

  2. Вовлечь в подготовку и проведению данного мероприятия как можно большее число студентов.

  3. Путем самостоятельного изучения студентами литературы, интернет ресурсов по данной теме подвести их к пониманию значения данной темы и конкретного выбора материала.


Оборудование и оснащение:

  1. Литература по данной тематике специальная и научно-популярная.

  2. Данные Интернета из официальных сайтов научно-исследовательских учреждений.

  3. Электронная презентация.


Структура мероприятия:

  1. Подготовительный этап.

Включает следующие моменты:

  • Определить личности женщин, которые будут представлены на классном часе.

  • Продумать оформление помещения.

  • Подобрать информационные материалы.

  • Назначить участников и ответственных за подготовку и оформление классного часа.

  • Составить и обсудить план проведения классного часа.

  • Провести репетиции с ответственными.

  • Назначить дату проведения мероприятия.

  • Написать и повесить объявление.

  • Подготовить аудиторию в день проведения мероприятия и оформить её по теме.

  • Установить необходимую аппаратуру для демонстрации мультимедийных презентаций, фильмов.


Этот этап является очень важным в проведении мероприятия. Организовать его необходимо так, чтобы у студентов появилось стремление познать больше и глубже по данной теме, выучить необходимые материалы. Преподаватель своими советами должен направлять, помогать, но не подавлять инициативу студентов.


  1. Проведение мероприятия по плану классного часа.


Прежде всего, пришедшие на классный час студенты и гости должны быть подготовлены к восприятию данной темы, это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в аудитории должна способствовать подготовке гостей к тематике и должна быть оформлена соответствующим образом.

Студентам группы необходимо поддерживать выступающих и вовлекать в дискуссию гостей, создавать атмосферу непринужденного обсуждения волнующих тем.

Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс обсуждения и по возможности корректировать, направлять дискуссию должным образом, чтобы подвести студентов к заключительному этапу.  

  1. Окончание мероприятия.

В заключении классный руководитель должен поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, отметить наиболее активных студентов.


Ход мероприятия:

Вступительное слово:

«Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью   змеи и сердцем льва».

Абу Али Ибн Сина


История женщин в медицине отмечена проблемами и достижениями. Хотя женщины на протяжении веков работали в области медицины, на первый план всегда выходили мужчины. 

Во времена Античности к обучению искусству врачевания допускались только мужчины, и профессия эта считалась исключительно мужской. Есть сведения, что  в Древнем Египте  женщины работали в таких областях, как акушерство и гинекология. Также существуют сообщения о женщинах, занимавшихся хирургией в древнем Вавилоне, Греции и Риме. В Средние века те, кто пытался лечить больного с помощью трав и других натуральных продуктов, считались ведьмами и часто сжигались на кострах. Единственная медицинская роль женщины, разрешенная в течение нескольких столетий – это акушерка.

Официально свои двери медицинские вузы открыли для женщин только в девятнадцатом веке. И произошло это лишь в некоторых странах.  В Соединенных Штатах первая медицинская школа для женщин, Женский Медицинский колледж штата Пенсильвания, была основана в Филадельфии в 1850 году. В Бразилии, лишь совсем недавно, в 1879 году, женщины были допущены к медицинскому образованию.

В последующие годы, несмотря на многочисленные препятствия, все больше и больше женщин, продолжали развиваться в медицине. Важным достижением на этом поприще стало создание медицинских обществ, специально предназначенных для практикующих в медицине женщин.

В России женщины стали «прорываться» в медицину во второй половине столетия, когда в стране стали происходить изменения в социальной и политической жизни, в образовании.

Несмотря на запрет обучения в российских университетах, женщины пытались обойти все ограничения. Часть из них уезжала в европейские учебные центры, в частности, в Цюрих.

В 1872 году при Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, был открыт «Oсобый женский курс для образования ученых акушерок», который в дальнейшем получил название «Высшие женские врачебные курсы». Это заведение по праву считается  первым высшим женским медицинским учебным заведением не только в России, но и во всей Европе.

Во время войны, конечно, все женщины не могли оставаться только в тылу, они выходили на поле боя, как действенные работницы при оказании медицинской помощи раненым и больным, а также ухаживали за пострадавшими военнослужащими. В русской армии подобные «женские движения» были связаны с именем великого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова и великой княгини Елены Павловны, которые вернулись к древним традициям, организовав работу сестер милосердия во время Крымской войны.

В кoнце 19 века был открыт Женский медицинский институт в Санкт-Петербурге, а к началу следующего столетия женщины были официально допущены к экзаменам на звание доктора медицины, что, безусловно, послужило большим достижением в развитии образования в целом.

После государственного переворота в 1917 году изменилась и система обучения медицинских кадров в нашей стране. Появление женщины в стенах высших медицинских учебных учреждениях уже никого не удивляло, росло количество учебных заведений, в которых готовили средних медицинских работников.

Следующим важным периодом изучения данного вопроса является Великая Отечественная война, когда впервые настолько широко стали привлекать женщин для оказания медицинской помощи военнослужащим. В связи с тем, что большинство мужчин сражались на фронте, на женщин легла тяжелейшая задача помощи раненым: они выносили их на своих плечах с поля боя, доставляли к врачам, ухаживали.  Наравне с мужчинами, они выполнили колоссальный объем работы, вернув в строй миллионы военнослужащих.

Основная часть:

Женщины в древности

    1. Аспазия.

Из врачей Древнего Рима в истории медицины сохранились особенно известные  имена: римлянин Цельс и греки  Филумен, Соран и Гален. Оказанием  помощи в родах в Риме, как и  в Греции, занимались преимущественно  женщины - акушерки (повитухи). Врач приглашался  только в случаях патологических родов, когда акушерка видела, что  сама она справиться не может. Среди  женщин-акушерок были и выдающиеся, оставившие в истории след о своей  деятельности. К таким относилась Аспазия (II век н. э.), носившая звание врача. Свои теоретические и практические познания она изложила в книге, дошедшей до вашего времени. В ней Аспазия  осветила ряд вопросов, в частности  о гигиене беременности, об уходе  за больной при естественном и  искусственном выкидыше, об исправлении  смещенной матки, о расширении вен  наружных половых органов. Изложены показания и методы обследования матки путем пальпации и впервые  путем применения влагалищного зеркала. В книге имеются сведения о  кондиломах, а также о грыжах. Аспазия владела хирургическим  методами лечения некоторых женских  болезней. Она оперативно удаляла  гипертрофированные малые губы и  клитор, удаляла полипы цервикального  канала матки и пр.

2. Мерит Птах (жила в XXVII в. до н. э.) — жительница древнего Египта, известная тем, что некоторые египтологи считают её первой из известных женщиной-врачом и женщиной-учёным. В своей деятельности совмещала лечебные практики, основанные на использовании трав, и спиритические ритуалы. Как и другие известные женщины-врачи из Египта, специализировалась на акушерстве.

О Мерит Птах известно из таблички, расположенной в гробнице её сына, верховного жреца древнего Египта. На ней указано, что она была «главным врачом».

Её портрет можно увидеть на гробнице в некрополе, около ступенчатой пирамиды Саккары. Её сын, который был главным жрецом, называл её «вождем врачей». Международный союз астрономов назвал в её честь метеоритный кратер на Венере.

Врача Мерит Птах не нужно путать с Мерит-Птах, женой Рамоса, правителя Фив, визиря Аменхотепа IV и раннего адепта атонизма. Она изображена рядом с мужем в его гробнице, в некрополе Шейх абд эль-Курна.

  1. Агнодика — первая в истории, и, возможно, вымышленная[1], древнегреческая акушерка. Она была родом из Афин, где женщинам и рабам было запрещено законом изучать медицину. Так или иначе, согласно трудам Гая Юлия Гигина (и только его), Агнодика выдала себя за мужчину и стала посещать лекции врача по имени Герофил, посвятив себя преимущественно изучению акушерства и гинекологии.

Женщины отказывались от её услуг, пока она не признавалась, что сама является женщиной. Позже, когда она уже начала самостоятельную и успешную практику, несколько других врачей позавидовали ей и обвинили её в растлении пациенток. Она вынуждена была отвечать перед Ареопагом. После того, как она открыла свой истинный пол, это обвинение с неё сняли, но тут же предъявили другое — как уже было сказано, женщины не вправе были заниматься медициной. На её защиту встали её бывшие пациентки — жены афинских правителей, и в результате закон, нарушенный Агнодикой, был отменен. Ни к какой конкретной дате эта история не привязана, но некоторые называют учителя Агнодики не Иерофилом, а Герофилом, и таким образом относят произошедшее к III-IV веку до н. э.


Женщины врачи современности.

    1. Надежда Прокофьевна Суслова (1 сентября 1843 — 20 апреля 1918) — первая из русских женщин, ставшая врачом.

В царской России для женщин были закрыты двери всех университетов. Только в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии некоторые профессора (Сеченов и Боткин) разрешили в 1862 году трём женщинам, в том числе Н.П. Сусловой, посещать их лекции в качестве вольнослушательниц.

Н.П. Суслова особенно интересовалась физиологией, уже в 1862 г. в «Медицинском Вестнике» появилась её статья «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического раздражения». После того как царское правительство в 1863 г. запретило женщинам посещать лекции, Надежда Прокофьевна уехала в Швейцарию. В 1864 г. она поступила в число слушателей Цюрихского университета и в 1867 г. первая из русских женщин получила диплом доктора медицины и хирургии и акушерства за диссертацию «Доклад о физиологии лимфы», выполненную под руководством И. М. Сеченова.

16 апреля 1868 года в Вене Надежда Прокофьевна вышла замуж за швейцарского врача Фёдора Фёдоровича Эрисмана. Надежда, окончившая 14 декабря 1867 года учёбу в австрийском университете г. Грац, вернулась с ним в Санкт-Петербург и добилась признания её врачом: ей пришлось снова сдавать экзамены и вторично защищать диссертацию. Впоследствии вышли её другие научные работы: «Прибавление к физиологии лимфатических сердец» (Санкт-Петербург, 1868) и критический разбор книг М. М. Манасеиной «О воспитании детей в первые годы жизни».

  1. Варвара Александровна Кашеварова-Руднева.

Первой русской женщиной врачом, получившей диплом в России и удостоившейся ученого звания доктора медицины, была Варвара Александровна Кашеварова-Руднева. Жизнь ее, полную трудов и лишений, можно назвать поистине героической.

В 1862 году Варвара, узнав о том, что Оренбургскому казачеству нужны акушерки для оказания помощи женщинам-мусульманкам, которым религиозный закон не позволял обращаться к помощи врачей-мужчин, отправилась в Башкирию. Её назначили повивальной бабкой Башкирского казачьего войска.

Поступила в Повивальный институт. На экзаменах, пройдя годичные курсы за четыре месяца, Кашеварова поразила комиссию знаниями и навыками. Комиссией был поднят вопрос о выдаче Кашеваровой особой награды за успехи — денежной премии в размере годичного жалованья. Но Варвара Александровна попросила в качестве награды дать ей возможность учиться дальше. Исполнить её желание удалось благодаря заступничеству и особому ходатайству Оренбургского генерал-губернатора Безака, с разрешения военного министра Д. А. Милютина она в виде исключения была зачислена в 1863 году в Медико-хирургическую академию в качестве вольнослушательницы-стипендиатки. Она изучала венерологию — ведь среди башкир в то время лютовал сифилис.

Во время учёбы студентка ездила учиться в Венские клиники, работала в Праге, написала свою первую научную работу. Окончив курс, она выдержала экзамен на звание доктора медицины и получила диплом на вторую золотую медаль. 9 декабря 1868 женщина была впервые в России признана врачом.

К защите докторской диссертации Руднева-Кашеварова сначала не была допущена, несмотря на то, что она напечатала (в «Архиве» Вирхова) работу, извлечения из которой вошли во многие руководства по акушерству. 25 мая 1876 года впервые в России женщина защитила диссертацию. Кашеварову-Рудневу признали в степени доктора медицины.

Звания доктора медицины была удостоена по защите диссертации «Материалы для патологической анатомии маточного влагалища» (1867).

  1. Ната́лья Петро́вна Бе́хтерева (7 июля 1924 г — 22 июня 2008 г) — советский и российский нейрофизиолог, крупный исследователь мозга, доктор медицинских наук, профессор. В 1990—2008 гг. — научный руководитель Института мозга человека РАН.

За свою жизнь удостоена множества званий и самых разных наград в области медицины. Основным исследованием является область мозга в норме и патологии. Впервые был применен метод вживления в мозг электродов не только в диагностических, но и в лечебных целях. Под руководством Бехтеревой была создана новая ветвь нейрохирургии и неврологии.

  1. Елизаве́та Петро́вна Гли́нка (широко известна как До́ктор Ли́за; 20 февраля 1962 г— 25 декабря 2016 г) — российский общественный деятель и правозащитник. Филантроп, по образованию врач-реаниматолог, исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь». Член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека.

Елизавета Петровна Глинка родилась 20 февраля 1962 года в Москве в семье военного. В 1986 году закончила 2-й Московский государственный медицинский институт им. Н. И. Пирогова по специальности детский врач-реаниматолог. Во время учебы работала в реанимационном отделении одной из московских клиник.

Елизавета Глинка — член правления созданного в 2006 году российского фонда помощи хосписам "Вера". Она также упоминалась в СМИ как член Американской академии хосписной и паллиативной медицины, член попечительского совета Фонда содействия реабилитации людей с проблемами слуха "Страна глухих".

В 2007 году она основала благотворительный фонд "Справедливая помощь" и стала его исполнительным директором. Изначально предполагалось, что фонд будет оказывать паллиативную помощь неонкологическим больным, для которых в России не существовало хосписов, однако впоследствии круг его подопечных существенно расширился.

Организация занималась помощью малообеспеченным больным и другим социально незащищенным категориям населения, в том числе людям без определенного места жительства.

В августе 2010 года фонд "Справедливая помощь" организовал сбор помощи пострадавшим от лесных пожаров, охвативших различные регионы страны. Эта благотворительная кампания, принесла Глинке всероссийскую известность.

В июле 2012 года Глинка и ее фонд организовали сбор вещей для пострадавших от наводнения в Крымске. Она также участвовала в сборе средств для жертв стихии: 17 июля в ходе благотворительного аукциона, было собрано более 16 миллионов рублей.

В ноябре 2012 года Глинка была включена в состав совета по развитию гражданского общества и правам человека, утвержденный указом президента РФ Владимира Путина.

В 2015 году стала лауреатом премии "Своя колея" за 2014 год "За верность врачебному долгу, за многолетний труд по оказанию помощи бездомным и бесправным людям, за спасение детей на востоке Украины".



















Список литературы:

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аспазия.

    2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мерит_Птах

    3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Агнодика

    4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Суслова_Надежда_Прокофьевна

    5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашеваро-Руднева_Варвара

    6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бехтерева_Наталья_Петровна

    7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Глинка_Елизавета_Петровна

    8. http://viromiro.livejournal.com/495294.html

    9. http://www.notemedical.com/pervaya-zhenshhina-v-medicine/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!