СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Женские образы в романе "Тихий Дон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы. 11 класс. Женские образы в романе "Тихий Дон"

Просмотр содержимого документа
«Женские образы в романе "Тихий Дон"»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон »

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон »

Цель:   Показать, как складывались женские судьбы в романе М.Шолохова «Тихий Дон». Вопросы: - Как развивались отношения главных героинь? - Какие личные переживания несла каждая из женщин романа? - Как война повлияла на судьбы женщин-казачек?

Цель:

Показать, как складывались женские судьбы в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

Вопросы:

- Как развивались отношения главных героинь?

- Какие личные переживания несла каждая из женщин романа?

- Как война повлияла на судьбы женщин-казачек?

Женские образы в романе Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею “Тихий Дон” в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке, ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу.

Женские образы в романе

Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею “Тихий Дон” в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке, ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу.

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»- грандиозная эпопея. В нем перед читателем встают судьбы людей, захваченных водоворотом исторических событий в трагическом XX веке. Автор рисует колоритные, яркие характеры казаков и казачек. Большое место в романе занимают женские образы . Многие свои сокровенные мысли связывает писатель с образами Натальи Коршуновой, Ильиничны и Аксиньи.

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»- грандиозная эпопея. В нем перед читателем встают судьбы людей, захваченных водоворотом исторических событий в трагическом XX веке. Автор рисует колоритные, яркие характеры казаков и казачек. Большое место в романе занимают женские образы . Многие свои сокровенные мысли связывает писатель с образами Натальи Коршуновой, Ильиничны и Аксиньи.

Ильинична как воплощение материнства. Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков. В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких. «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много...» Эта строчка передает сострадание и любовь, которые испытывает автор к своей героине.

Ильинична как воплощение материнства. Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков.

В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких. «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много...» Эта строчка передает сострадание и любовь, которые испытывает автор к своей героине.

М.А. Шолохов в своем романе создал очень запоминающийся образ матери Григория Мелехова - Ильиничны. Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, казалась незаметной, и в происходящих событиях мало принимала участия. Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а есть только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила на своем веку: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

М.А. Шолохов в своем романе создал очень запоминающийся образ матери Григория Мелехова - Ильиничны. Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, казалась незаметной, и в происходящих событиях мало принимала участия. Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а есть только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила на своем веку: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Ее судьба стала отражением страшного времени, несмотря на высокие душевные качества и нравственные ценности, которыми жила одна из любимых героинь М.А.Шолохова Ильинична возвышается Шолоховым до высоты народной героини, всю жизнь свято соблюдавшей заповеди православной морали, заповеди доброты и любви к ближнему.

Ее судьба стала отражением страшного времени, несмотря на высокие душевные качества и нравственные ценности, которыми жила одна из любимых героинь М.А.Шолохова

Ильинична возвышается Шолоховым до высоты народной героини, всю жизнь свято соблюдавшей заповеди православной морали, заповеди доброты и любви к ближнему.

Образ Дуняши Строптивой и гордой казачкой выросла самая младшая из Мелеховых — Дуняша. Ей тоже приходится пережить душевную драму. Она любит Михаила Кошевого, который, став большевиком, безжалостно убил сдавшегося в плен красным Петра Мелехова — брата Дуняши. Но, несмотря на угрозы со стороны своей семьи, девушка остается верной чувству и выходит замуж за Кошевого.

Образ Дуняши

Строптивой и гордой казачкой выросла самая младшая из Мелеховых — Дуняша. Ей тоже приходится пережить душевную драму. Она любит Михаила Кошевого, который, став большевиком, безжалостно убил сдавшегося в плен красным Петра Мелехова — брата Дуняши. Но, несмотря на угрозы со стороны своей семьи, девушка остается верной чувству и выходит замуж за Кошевого.

Образ Дарьи Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе романа. Но ее образ Шолохов показывает абсолютно по-другому. В манере Дарьи играть своими бровями, щурить глаза и во всем ее облике улавливается что-то порочное.

Образ Дарьи

Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе романа. Но ее образ Шолохов показывает абсолютно по-другому. В манере Дарьи играть своими бровями, щурить глаза и во всем ее облике улавливается что-то порочное.

Порочность эта связана и с нелюбовью Дарьи к труду. Пантелей Прокофьевич говорит о ней: «... с ленцой баба, спорченная... румянится да брови чернит...». Постепенно черты Дарьи вырисовываются более отчетливо. В потрепанном наброске, сделанным Шолоховым, за легкостью красивых движений ощущается житейская цепкость, ловкость этой женщины.

Порочность эта связана и с нелюбовью Дарьи к труду. Пантелей Прокофьевич говорит о ней: «... с ленцой баба, спорченная... румянится да брови чернит...». Постепенно черты Дарьи вырисовываются более отчетливо. В потрепанном наброске, сделанным Шолоховым, за легкостью красивых движений ощущается житейская цепкость, ловкость этой женщины.

В свои последние дни Дарья все чаще задумывалась о прожитой жизни. Она осознала, что прошла по жизни скверной дорогой и поэтому строга к себе Однако, уже поздно, прошлого не вернешь, а жить дальше эта женщина не могла и не хотела

В свои последние дни Дарья все чаще задумывалась о прожитой жизни. Она осознала, что прошла по жизни скверной дорогой и поэтому строга к себе

Однако, уже поздно, прошлого не вернешь, а жить дальше эта женщина не могла и не хотела

Образ Натальи Коршуновой Шолохов представляет Наталью молодой, красивой, сдержанной девушкой, которая будет хорошей женой, хозяйкой и матерью. Она проклинает мужа, а затем неудачно избавляется от ребенка и от этого умирает. Григорий, узнает от матери, что Наталья перед смертью простила его, но его не отпускает чувство вины в ее смерти. Наталья женщина огромной нравственной чистоты.

Образ Натальи Коршуновой

Шолохов представляет Наталью молодой, красивой, сдержанной девушкой, которая будет хорошей женой, хозяйкой и матерью. Она проклинает мужа, а затем неудачно избавляется от ребенка и от этого умирает. Григорий, узнает от матери, что Наталья перед смертью простила его, но его не отпускает чувство вины в ее смерти. Наталья женщина огромной нравственной чистоты.

Жизнь Натальи – это поединок с судьбой. Она, оскорбляемая отрешённостью от неё Григория, то бунтует, то уходит из дома, то покушается на свою жизнь. Но это усиливает её цельность, верность идее семьи, дома. Вещий инстинкт подсказывает ей, что в доме свёкра она дождётся неверного мужа, восстановит разрушенную семью, обретёт детей. Наталья превосходит Аксинью талантом удивительной верности, нескончаемого терпения.

Жизнь Натальи – это поединок с судьбой. Она, оскорбляемая отрешённостью от неё Григория, то бунтует, то уходит из дома, то покушается на свою жизнь. Но это усиливает её цельность, верность идее семьи, дома. Вещий инстинкт подсказывает ей, что в доме свёкра она дождётся неверного мужа, восстановит разрушенную семью, обретёт детей. Наталья превосходит Аксинью талантом удивительной верности, нескончаемого терпения.

В образе Натальи одна из наиболее обаятельных черт – материнство. Всю свою любовь, всю силу нерастраченной женской ласки она перенесла на своих детей, в заботах о них забывала свои обиды и горести. Наталью больно ранят отношения Григория с Аксиньей. Она не хотела прощать человеку, которому отдала все. Измены его были оскорбительны для нее, матери его детей. Наталья восставала против этих измен всем своим существом. Гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от Григория, нарушившего верность. Она человек глубоко верующий, богобоязненный. И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство любви и ревности подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу. После аборта, сделанного неумелой повитухой, она умирает.

В образе Натальи одна из наиболее обаятельных черт – материнство. Всю свою любовь, всю силу нерастраченной женской ласки она перенесла на своих детей, в заботах о них забывала свои обиды и горести. Наталью больно ранят отношения Григория с Аксиньей. Она не хотела прощать человеку, которому отдала все. Измены его были оскорбительны для нее, матери его детей. Наталья восставала против этих измен всем своим существом. Гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от Григория, нарушившего верность. Она человек глубоко верующий, богобоязненный. И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство любви и ревности подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу. После аборта, сделанного неумелой повитухой, она умирает.

Образ Аксиньи Аксинья – это тип настоящей русской женщины, умеющей по -настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь. Аксинья была необыкновенно красива. Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим.

Образ Аксиньи

Аксинья – это тип настоящей русской женщины, умеющей по -настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь. Аксинья была необыкновенно красива.

Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим.

Одним из постоянных определений человеческой сущности Аксиньи, ее борьбы за счастье становится в романе эпитет «гордая». У Аксиньи «гордое» лицо; презирая хуторские сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». После ссоры с Мелеховыми она не здоровается с ними, «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри, проходила мимо». Неоднократно повторенное определение «гордая» служит для выделения одной из самых существенных черт характера Аксиньи. Аксинья гордится не только своей яркой, волнующей красотой. Гордость ее выражает постоянную готовность отстаивать свое человеческое достоинство, показывает жизненную стойкость, силу и благородство характера.

Одним из постоянных определений человеческой сущности Аксиньи, ее борьбы за счастье становится в романе эпитет «гордая». У Аксиньи «гордое» лицо; презирая хуторские сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». После ссоры с Мелеховыми она не здоровается с ними, «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри, проходила мимо». Неоднократно повторенное определение «гордая» служит для выделения одной из самых существенных черт характера Аксиньи. Аксинья гордится не только своей яркой, волнующей красотой. Гордость ее выражает постоянную готовность отстаивать свое человеческое достоинство, показывает жизненную стойкость, силу и благородство характера.

Она следует за любимым по дорогам войны, вместе с ним терпит лишения. Смертью на руках Григория заканчивается ее скорбный и счастливый жизненный путь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Ей присущи и внешняя, и внутренняя красота.

Она следует за любимым по дорогам войны, вместе с ним терпит лишения. Смертью на руках Григория заканчивается ее скорбный и счастливый жизненный путь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Ей присущи и внешняя, и внутренняя красота.

 Средства воплощения женских образов в романе «Тихий Дон» Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию – прекрасную, но обреченную на страдания. В романе много второстепенных образов казачек: юных и пожилых, наивных и умудренных житейским опытом. Все они красивы, все они стремятся к любви и сохранению собственной семьи и очага. По мнению Шолохова, женщины – это хранительницы самобытной культуры казачества, хранительницы народной нравственности и животворящей силы Вселенной.

Средства воплощения женских образов в романе «Тихий Дон»

Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию – прекрасную, но обреченную на страдания.

В романе много второстепенных образов казачек: юных и пожилых, наивных и умудренных житейским опытом. Все они красивы, все они стремятся к любви и сохранению собственной семьи и очага. По мнению Шолохова, женщины – это хранительницы самобытной культуры казачества, хранительницы народной нравственности и животворящей силы Вселенной.

Образы своих героинь писатель раскрывает многими художественными средствами. Ведущий среди них – прием психологического параллелизма , когда внутренней состояние человека сравнивается с состоянием природы. Тем самым не только лучше раскрывается душевный мир героев, но и подчеркивается их неразделимая связь с родной землей, казачьими традициями. Среди других приемов можно выделить психологический портрет, художественная деталь .

Образы своих героинь писатель раскрывает многими художественными средствами. Ведущий среди них – прием психологического параллелизма , когда внутренней состояние человека сравнивается с состоянием природы. Тем самым не только лучше раскрывается душевный мир героев, но и подчеркивается их неразделимая связь с родной землей, казачьими традициями. Среди других приемов можно выделить психологический портрет, художественная деталь .

Домашнее задание Судьбы Аксиньи и Натальи. Заполнить таблицу.

Домашнее задание

Судьбы Аксиньи и Натальи.

Заполнить таблицу.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!