Женский народный костюм
Воронежской губернии .
Учитель начальных классов Ермакова Ю.А.
Борисоглебск 2018
Историческая справка
До середины 20- х годов 20 века Воронежская область входила в состав Воронежской губернии. Столицей Воронежской губернии являлся город Воронеж.
До середины 20х годов XX века Воронежская область входила в состав Воронежской губернии. Столицей Воронежской губернии являлся город Воронеж.
Историческая справка
Местность занимаемая Воронежской губернией до конца 17 века в основном была пустынной степью с редкими поселеньями и кочевьями.
Активное заселение Воронежской губернии началось при Петре I во время Азовских походов и строительства флота на реке Воронеж.
Местность занимаемая Воронежской губернией до конца XVII века в основном была пустынной степью с редкими поселеньями и кочевьями.
Активное заселение Воронежской губернии началось при Петре I во время Азовских походов и строительства флота на реке Воронеж.
Территория нашей заселялось служилыми людьми, отпрысками боярских родов, стрельцами, пушкарями, вольными казаками, выходцами из Украины. С XVIII в. земли Воронежской губернии дарились боярам, дворянам и прочим знатным людям. Началось массовое переселение государственных и крепостных крестьян семьями и целыми селами из Рязанской, Тамбовской, Московской, Орловской, Курской губерний и Украины.
История народного костюма
Из-за характера своего заселения Воронежская область отличается большим разнообразием костюмов.
В разных уездах, селах, а иногда и в одном селе можно было увидеть различные костюмы.
Самые ранние сведения об одежде Воронежского края относятся к 17-18 векам.
Из-за характера своего заселения Воронежская область отличается большим разнообразием костюмов.
В разных уездах, селах, а иногда и в пределах одного села можно было увидеть всевозможные комплексы костюмов.
Самые ранние сведения об одежде Воронежского края содержатся в письменных источниках XVII-XVIII веков.
А зарисовки костюма той или иной местности с указанием особенностей кроя и способа ношения появились только в середине XIX века.
Из каких тканей шили народный костюм
Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей.
Домашние ткани подвергали окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и желтыми массами
Шелковые, ситцевые и шерстяные платки также могли входить в состав костюма.
Женщины искусно сочетали покупные ткани с домоткаными, сохраняя местные традиции в костюме.
Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей.
Домашние ткани нередко подвергали окраске растительными красителями (кора ольхи, черноклен - черный, вейда -синий, морена - красный) или глинистыми коричневыми и желтыми массами
До появления фабричных, так называемых «дорогих» тканей («дорогой» товар - тот, за который платились деньги.), из «замашки» шились рубахи, запаны, завески и фартуки.
С появлением фабричных тканей для пошива одежды использовались ситец, миткаль, кумач, кисея, парчовые ткани, позумент, различные ленты. Прочно вошли в быт крестьянок шелковые, ситцевые и шерстяные платки.
Женщины искусно сочетали покупные ткани с домоткаными, сохраняя местные традиции в композиции и колорите костюма. Удачное применение фабричных материалов делало костюм еще более живописным.
Цветовая гамма народного костюма
В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый , красный и черный .
Белый цвет связан со светом, ощущением легкости, олицетворяет благородство.
Красный цвет считался праздничным. Цвет плодородия, света, долголетия.
Черный – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии.
Большое значение в народном костюме имел цвет одежды. В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный .
Белый цвет у большинства народов связан со светом, ощущением легкости, чистоты. Он как бы олицетворяет благородство и духовность.
Красный цвет был всегда любимым и считался праздничным. Не случайно термин «красный», имеющий значение «красивый»,«дорогой», «почетный».
Красный цвет - цвет плодородия, света, долголетия, власти, - всегда имел особое эмоциональное воздействие.
Зелѐный цвет символизировал растительный мир: зелѐные посевы на крестьянских полях и огородах, свободу, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.
А Черный цвет – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии.
Черный цвет – это радостный цвет земледельцев, а использование черных тканей для шитья девичьих сарафанов, верхней одежды, черная вышивка на рукавах говорят о традициях, уходящих в глубь древней культуры. Воронежские историки считают, что это дань черноземной земле, которая кормила крестьянина.
Семейные и возрастные отличия в одежде
Одежда отражала семейные и возрастные отличия.
В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку.
Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами.
Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка.
Одежда отражала семейные и возрастные отличия.
В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Эта традиция соблюдалась в некоторых селах вплоть до второй половины XIX века.
Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами.
Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка.
Очень стойко сохранялась разница между женским и девичьим костюмом.
Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами.
Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка.
Семейные и возрастные отличия в одежде
До замужества девушки носили сарафаны. Одежда семейных женщин включала в себя поневу.
Если женщинам обычай не позволял ходить и работать с непокрытой головой, то девушек он не касался.