СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Железы внутренней и внешней секреции

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изучения нового материала,с использованием презентации

Просмотр содержимого документа
«Железы внутренней и внешней секреции»

План урока № 10


Тема: Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.

Школа: ШГ№95

Дата: 05 .10.2017

ФИО учителя: Палкина Е.С.

КЛАСС: 8

Кол-во присутствующих:

отсутствующих:

Цель обучения

Показать разницу между железами внешней, внутренней и смешанной секреции; • Познакомиться со строением эндокринной системы, свойствами и функциями гормонов; • Показать связь между эндокринной и нервной системами; • Показать процесс регуляции деятельности эндокринной системы; • Показать факторы, влияющие на активность эндокринных систем;

Цели обучения/

Ожидаемый результат

К концу урока:

Все: сформируют знания о железах внешней, внутренней и смешанной секреции, свойствах и функциях гормонов.

Большинство: смогут объяснить процесс регуляции деятельности эндокринной системы

Некоторые: продолжить развивать умения рассуждать, систематизировать полученную информацию, рассказывать по рисункам, самостоятельно делать выводы;

Языковые цели

Учащиеся будут понимать конкретно-предметные слова, связанные с изучением раздела.


Предшествующее обучение

Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.

План

Планируемое время

(в минутах)

Запланированная деятельность

Оценивание

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учеников



Введение

( 2мин)

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Перекличка.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя.

Настрой на урок.


Презентация (Актуализация знаний)

5мин.

Проверка д/з.

- Что такое ткань?

- Сколько типов тканей в организме человека? Назовите их.

- Какие виды соединительной ткани вы знаете?


Отвечают на вопросы.




Учебник,

Основная часть 33 мин




Изучение нового материала.


Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким или одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5г, паращитовидные железки или надпочечники. Всего желез внутренней секреции около 10, их масса около 100г. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения. Любое нарушение работы желез внутренней секреции приводит к болезни, а нередко к смерти [1].

  

Цель нашего сегодняшнего урока – выяснить, что такое железы и какими они бывают.

  1. Эндокринные железы, их типы

 

Слайд 2 – СЛОВАРЬ

Железа́ — орган, функцией которого является производство  какого-либо  вещества,  играющего важную роль в организме.

 Вещество может выделяться  в качестве  секрета наружу либо в качестве гормона прямо  в систему кровообращения.

Железы бывают двух видов:  

·        Экзогенные

·        Эндогенные

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ - Слайд 3  (элементы текста открываются по щелчку мыши)

  • Что такое экзогенные и эндогенные железы?

Экзогенные – это железы внешней секреции

Эндогенные – железы внутренней секреции

  • Найдите их определение в тексте учебника?

Экзогенные – это железы, имеющие выводные протоки  и выделяющие  свои

секреты на  поверхность тела или в полости тела

•         Эндогенные – это Железы, не имеющие выводных протоков  и выделяющие

вырабатываемые ими гормоны непосредственно в кровь или лимфу.

 

Слайд 4 - СЛОВАРЬ

 

    Секреты –  вещества специфического действия, участвующие в регуляции различных процессов жизнедеятельности организма.

     Ферменты (энзимы)– (от лат. fermentum, греч. ζύμη, ἔνζυμον — дрожжи, закваска) — обычно белковые молекулы или молекулы РНК или их комплексы, ускоряющие (катализирующие) химические реакции в живых системах.

     Гормоны (от греч. Hormao побуждаю в действие) – биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции

2. Железы внешней секреции

Их можно разделить на три группы - (Слайд 5)

  1. Выводные протоки выходят на поверхность тела (потовые, сальные, слезные, половые)

  2. Выводные протоки открываются в  полости тела (Слюнные железы, печень, поджелудочная железа, железы желудка, железы кишечника)

  3. Смешанные железы, одновременно  являющиеся  железами  внутренней секреции (половые железы, почки, поджелудочная железа, железы желудка, железы двенадцатиперстной кишки).

 

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: (Слайд 6)

  • Как осуществляется регуляция деятельности желез?

Осуществляется  нервной системой и некоторыми гормонами (ответ открывается по щелчку мыши).

 

Первой древнейшей формой взаимодействия между клетками многоклеточных организмов стала гуморальная регуляция. Химические вещества, образующиеся в организме в процессе его жизнедеятельности, поступают в кровь, тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, химические вещества действуют на деятельность его органов, обеспечивают их взаимодействие. [3]

  • Вспомните особенности гуморальной регуляции?

o                  Химические вещества разносятся по всему организму

o                  Действуют на все органы и ткани

o                  Химические вещества распространяются относительно медленно

o                  Химическое вещество действует в ничтожных количествах и быстро разрушается или выводится из организма

   Мини-сообщения о железах внешней секреции

 

3.Железы внутренней секреции 

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: (Слайд 7)

Назовите указанные на рисунке железы.

(Сначала их называют учащиеся, а затем щелчком мыши открываются ответы.)

 

 Мини-сообщения о железах внутренней секреции

 

  1. Свойства и функции гормонов

Свойства гормонов (Слайд 8) – открываются ответы по щелчку мыши

    • Действуют на органы, расположенные далеко от железы

    • Действуют только на живые клетки

    • Действие строго специфично: только на органы-мишени или на строго определенный вид обменных процессов

    • Обладают высокой биологической активностью

    • Оказывают действие при низких концентрациях

 

Функции гормонов (Слайд 9) - открываются ответы по щелчку мыши

o                        Обеспечивают рост и развитие организма

o                        Обеспечивают адаптацию организма к  постоянным изменениям среды

o                        Обеспечивают гомеостаз

o                        Контролируют процессы обмена веществ

 

n      Что такое адаптация?

СЛОВАРЬ – Слайд 10

Адаптация - (лат. adapto, приспособляю)  — процесс приспособления (Википедия)

    Что такое гомеостаз?

 

СЛОВАРЬ – Слайд 11

Гомеоста́з  (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὁμοιος — одинаковый,  подобный и στάσις —

стояние, неподвижность)  — способность открытой системы  сохранять постоянство своего  внутреннего состояния посредством  скоординированных реакций,  направленных на поддержание динамического равновесия.

 

  1. Эндокринные железы и их гормоны (Слайды 12, 13)

 

При объяснении раздела использовать Приложении 1 (Резанова Е.А. и др. – «Эндокринные железы и их гормоны») помимо слайдов презентации. Идет совместная работа учителя и учеников, анализирующих информацию приложения и дополняющих о значении гормонов, названных учителем.

 

6. Факторы, влияющие на активность эндокринных желез

Учитель объясняет материал, пользуясь слайдами 14, 15, где информация открывается по щелчку мыши.

ВЫВОД:

В организме человека существуют особые органы – железы, оказывающие влияние на обменные процессы в организме.

Существуют железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

 

7. Нарушение деятельности эндокринных желез 

Учащиеся перечерчивают в тетрадь таблицу (Слайд 16), которую начинают заполнять в классе, а заканчивают дома (или для выполнения дома).



Запись в тетради











Запись в тетради















Слушают рассказ учителя





По ходу объяснения заполняется таблица


















































Слушают рассказ учителя









Вместе с учителем делают выводы урока



Заполняют таблицу










































































Учебник, презентация, доска.


























Презентация












Учебник







Раздаточный материал























Учебник



















Учебник, презентация, доска.



Рефлексия (5мин.)



1.Рефлексия учителя:

Продолжи фразу:

Я узнал(а), что ….

Мне понравилось ….

Меня удивило то, что ….

Я понял, что …

Мне было интересно …

Я хочу похвалить себя за …

или «заполни» анкету:



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

параграф ____, ответить на вопросы в конце параграфа. Мини-сообщения учащихся о заболеваниях (Например, «Карлики» (Презентация учащегося прилагается),  «Великаны», «Сахарный диабет» и пр.)


Ответы учащихся


Выставление оценок активным учащимся


Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете помогать учащимся?

Какие задания вы планируете давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

(обобщенная информация/идея оценивания)

Межпредметные связи:

Для желающих:

а) составить кроссворд, ребус или тесты по любой
из тем.

б) сделать модель ДНК, структур белка, АТФ или
ферментно-субстратного комплекса.


математика, химия, Физика, медицина, производство.

Рефлексия

Были ли цели обучения/урока достижимыми?

Чему сегодня научились учащиеся

Какой была атмосфера обучения?

Хорошо сработал ли мой дифференцированный подход к работе?

Уложился ли я в график?

Какие изменения я хотел бы внести в свой план и почему?

Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.



Итоговое оценивание

Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения).

1:

2:

Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения).

1:

2:

Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся, и как это отразится на проведении моего следующего урока.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!