СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Женское образование: история, проблемы, перспективы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важное место в идеологии просветительского движения занимала образовательная система. Все просветители были единодушны в том, что в деле реформирования общества «старого порядка» первоочередным должно стать повышение образовательного и культурного уровня граждан. Лепту в решение поставленной задачи вносили как сами просветители, так и «просвещенные» монархи. К числу последних, как известно, принадлежала российская императрица Екатерина II. Достаточно длительное время, воспитание и формирование личности девушки шло в одном направлении - раскрытие в девушке тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни. Акцент делался на формирование в ней роли матери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые ей были нужны в будущей семейной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Женское образование: история, проблемы, перспективы»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рыльский Дом детского творчества»






XII МЕЖДУНАРОДНЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ


«Христианские ценности в изменяющемся мире: проблема выбора»


Региональная открытая научно-практическая конференция, посвященная женщинам Курского края,


«ПРИЗНАНА, ЛЮБИМА, ХРАНИМА КУРСКОЙ ЗЕМЛЕЙ»


Реферат


Женское образование: история, проблемы, перспективы





Выполнила:

обучающаяся хореографического объединения «Каприз» МБОУ ДОД «Рыльский Дом детского творчества» г. Рыльска

Дудкина Александра



Руководитель:

Чистякова Елена Анатольевна,

педагог дополнительного образования



Рыльск, 2016


Содержание



Введение .................................................................................................................... 3

Глава 1. История возникновения женского образования в России…………….…4

Глава 2. Рыльск - древнейший город России. Развитие просвещения в Рыльске………………………………………………………………………………10

Глава 3. Женское образование в Рыльске сегодня. Проблемы и перспективы…20

Заключение ................................................................................................................22

Список литературы ..................................................................................................24
































Введение


Важное место в идеологии просветительского движения занимала образовательная система. Все просветители были единодушны в том, что в деле реформирования общества «старого порядка» первоочередным должно стать повышение образовательного и культурного уровня граждан. Лепту в решение поставленной задачи вносили как сами просветители, так и «просвещенные» монархи. К числу последних, как известно, принадлежала российская императрица Екатерина II. Достаточно длительное время, воспитание и формирование личности девушки шло в одном направлении - раскрытие в девушке тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни. Акцент делался на формирование в ней роли матери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые ей были нужны в будущей семейной жизни.

Женщины стремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгое время вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом. Бытовало мнение, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однако стремление женщин к высшему образованию невозможно было сдержать. Получение высшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин в дореволюционной России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей.










Глава 1. История возникновения женского образования в России

История - сокровищница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

Мигель де Сервантес

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году дочь киевского князя Всеволода Ярославовича. Анна (сестра Владимира Мономаха) открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят». В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.

В результате, с XI-XIII веках при церквах и монастырях начали учреждаться училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам «отрокам и девицам». Однако в целом, в истории Древней Руси не наблюдается широкого развития женского образования. Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХIХ века.

Екатерина II в 1762 году начала свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704 - 1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. Он представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей.

Таким образом, начало женского образования в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого был основан Смольный институт при Воскресном Новодевичьем (Смольном) монастыре в Петербурге. Названный «Воспитательным обществом благородных девиц», Смольный институт вместе с организованным здесь же училищем для малолетних девушек недворянского происхождения («мещанским училищем») должен был стать по задумке императрицы Екатерины II центром женского образования, нацеленного на подготовку будущих «домоводок» и хозяек. В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Изданный устав «Общества благородных девиц» 5 мая 1764 года разделял воспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в «Общество» в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее 12 лет. Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц. Так же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах.

Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту:

Первый возраст (6-9 лет) преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы.

Второй возраст (9-12 лет) к вышеперечисленным предметам прибавлялись: история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством.

Третий возраст (12-15 лет) продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением - словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 году).

Четвертый возраст (15-18 лет) был посвящен повторению пройденного и усиленным практическими занятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. В последствии сюда добавили геометрию.

В созданных по уставу 1786 года для малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800г. в 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище).

С 1796 года после смерти Екатерины по указу Павла I дела «Воспитательного общества» были переданы в руки его жены Марии Федоровны, чем было положено начало Ведомству учреждений Императрицы Марии - управлению, ведавшему в России до 1918 года.

22 декабря 1797 года Мария Федоровна, на собственные средства, открыла в Петербурге училище. Оно было рассчитано на обучение 50 беднейших сирот мещанского сословия, названное вскоре Мариинским институтом. С 1798 по 1807 годы созданы еще четыре аналогичных женских училища в Москве и Петербурге.

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

19 апреля 1858 года в Санкт-Петербурге открыто первое в России женское среднее учебное заведение. Оно находилось под покровительством императрицы Марии Александровны (то есть подчинялось Ведомству императрицы Марии) и в ее честь получило название Мариинское женское училище. В 1862 году Мариинское училище переименовали в женскую гимназию. В дальнейшем по ее образцу создали женские гимназии в других городах (только в Петербурге к 1866 году открыли семь гимназий с семилетним сроком обучения). Таким образом, основание Мариинской гимназии в Петербурге положило начало существованию всей системы женского среднего образования в России. Стоит отметить, что женские гимназии «Ведомства учреждений императрицы Марии» были платными, причем плата за обучение превышала таковую в мужских гимназиях. К 1911 году в России действовало 35 Мариинских женских гимназий, где учились 16 тысяч воспитанниц.

В первой половине 60-х годов XIX века начинает развиваться сеть учебных заведений. Первоначальное их название - женские училища первого разряда. Параллельно возникают и неполные средние учебные заведения - училища второго разряда (будущие женские прогимназии).

В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях. С 1872 года в России стали открывать частные женские гимназии. В связи с высокой платой за обучение посещать их могли только дочери состоятельных родителей.

По инициативе и на средства общественности, стали создаваться высшие учебные заведения университетского типа для женщин. Первым женским университетом считаются Бестужевские курсы, основанные в 1878 году профессором А.Н. Бекетовым. К поступающим на курсы предъявлялись высокие требования: принимали лишь тех, кто имел золотую медаль за отличные успехи в женской гимназии. Кроме того, они должны были сдать экзамен на аттестат зрелости в мужской гимназии по латинскому языку и математике, свободно владеть французским, немецким языками. Если в 1878 году число слушательниц составило 800 человек, то в 1916 году уже 6 тысяч.

В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты.

В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут.

Проблемами женского профессионального образования в царской России занимался известный педагог и историк И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское профессиональное образование в России было обусловлено потребностями самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды на женское профессиональное образование. И.Н. Михайлов подразделял женские профессиональные школы на четыре разряда или категории:

1) Профессиональные школы. По уровню образования они приближались к женским прогимназиям, но в них усиленно преподавались специальные предметы. В профессиональные школы брали девочек после окончания трехклассной начальной школы. Срок обучения четыре - пять лет. В последних классах ученицы специализировались в каком-то ремесле: белошвейное дело, вышивание, изящное рукоделие, изготовление одежды и т.д.

2) Специальные школы, классы, курсы (при гимназиях и прогимназиях), где общее образование не продолжалось, и главное внимание уделялось изучению специальных предметов. В качестве примера можно привести рукодельные классы. Наряду с этим существовали курсы коммерческой арифметики и черчения.

3) Женские профессиональные школы, в которые девочки поступали без предварительного экзамена и где учебный курс начинался с обучения грамоте. Программа обучения была рассчитана на шесть - семь лет.

4) Школы, в которых преподавались различные ремесла, рисование, иногда счетоводство и черчение и при поступлении требовалось знание курса только начальной школы. В этих школах общеобразовательные предметы не проходили. К таким школам можно отнести школу М.И. Иевлевой в Петербурге.

Отдельное, но немаловажное значение представляли учебные мастерские. Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицы приучались непосредственно к ремеслу.

Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира.



Глава 2. Рыльск - древнейший город России. Развитие просвещения в Рыльске

Пусть город маленький, старинный,

Ласкает вид его наш взгляд.

Пленяет образ Рыльска дивный,

Хотя он прост и небогат.


Город Рыльск расположен в 120 км к западу от Курска на высоком правом берегу реки Сейм, между впадающими в него речками Рыло и Дублянь. Город стоит на холме и окружен холмами, а с трех сторон окаймлен речными долинами. Рыльск - один из древнейших городов не только Курской области, но и России. Археологические раскопки позволяют утверждать, что Рыльск был городом уже в дохристианскую эпоху древней Руси, т. е. ранее X века. По одной из версий Рыльск обязан своим названием преподобному Иоанну Рыльскому. Хотя сам святой никогда не был в Рыльске Курской области - он жил в Болгарии, в тех самых местах, где находятся Рильские горы, река Рилска и городок Рила с таким же названием. А уже после его смерти болгарские монахи из-за притеснений Византии были вынуждены бежать из страны, с собой они взяли частицу мощей святого - десницу (правую руку). В Курской области они основали монастырь - Рыльский - в честь святого Иоанна Рыльского. Так появился и город Рыльск, и речка Рыло. Сторонники другой версии утверждают, что название города связано с находившемся в древнем поселении крупным капищем Ярилы, и изначально город назывался Яры (и) льск. Собственно капище находилось на возвышении, ныне известном как Гора Ивана Рыльского.

В летописях Рыльск упоминается впервые под 1152 годом, когда Юрий Долгорукий - князь Суздальский и Ростовский, после неудачного похода на Чернигов «иде к Рыльску». Затем имя Рыльска звучит в 1185 году, когда он составлял особый удел и князья его участвуют в различных войнах. Так, Святослав в 1185 году в Игоревом походе; Олег - в битве при Калке в 1224 году, Мстислав - в 1241 году.

К 1283 -1285 годам относится известный летописный рассказ о печальных Рыльских делах, связанных с ханским баскаком Ахматом, князем Липицким Святославом и Рыльским князем Олегом. Последним самостоятельным Рыльским князем в XIII веке считается Василий Шемяка, при котором в 1295 году была обретена Чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы.

К началу XIV века Рыльское княжество перешло во власть литовцев. В 1454 году польско-литовский король Казимир IV Ягеллович отдал Рыльск в удел бежавшему в Литву князю Ивану Дмитриевичу, сыну Шемяки. И, как говорит Никоновская летопись, Рыльские князья действовали в составе литовских войск Витовта. В период усиления гонений на православие в Литве, при польском короле Александре (1492 - 1506) князь Василий Иванович Шемяка (сын Ивана Дмитриевича) со своим Рыльским уделом перешел на сторону Великого князя Московского Иоанна III. Окончательно Рыльск был утвержден за Россией договором о перемирии от 25 марта 1503 года Александра Литовского с Иоанном III. Василий Шемяка стал последним удельным князем в Московском государстве. В 1523 году Василий III Рыльский удел присоединил к своим владениям. С этого времени в Рыльске стали править назначаемые Москвой воеводы.

Находясь в составе Московского государства, Рыльская округа имела важное значение вследствие своего пограничного положения, а Рыльск к середине XVI века вошел в число русских городов первой линии государственной обороны от нападений поляков и литовцев, крымцев и нагайцев. Число служилых людей в Рыльске - дворян и детей боярских, было велико. Они несли службу в разъездах и станицах, сторожах - ближних и дальних, расположенных в южных степях. К концу XVI века Рыльск, как и Путивль, был одним из центральных пунктов военной пограничной стражи.

В конце XVII - начале XVIII столетия Рыльск утрачивает значение военной пограничной крепости, превращается в один из крупных торговых городов. 18 декабря 1708 года, при разделении России на 8 губерний, город Рыльск был приписан к Киевской губернии.

Потребность в образовании возрастала с каждым годом. В каком году открылась первая церковно-приходская школа в Рыльске, пока установить не удалось. Но всем известно, что первыми учителями и проповедниками были монахи, иноки и священники еще со времен жития Кирилла и Мефодия. В Рыльске еще в древности было много церквей и священников, и, по всей вероятности, в церквях некоторых детей обучали грамоте. Известно, что в начале XVIII века в Рыльске работало две приходских школы, а начальная школа с двухлетним курсом обучения была основана в 1787 году и называлась малым народным училищем. В училище преподавали Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметику, рисование. Был еще предмет домоведения и поведения человека в обществе, который преподавался по книге «О должностях человека и гражданина».

В начале училище находилось в частном доме, а затем было переведено в городское здание. В 1810 году городское училище стало Рыльским уездным училищем. После его окончания можно было продолжить свое образование в гимназии. В училище принимались дети помещиков и богатых людей из уезда и города. В 1834 году Рыльское уездное училище было преобразовано в независимое от гимназии училище с трехлетним сроком обучения. В него принимались дети мещан, ремесленников, купцов, в том числе дети из села, окончившие церковно-приходскую школу.

В 1874 году на базе Рыльского уездного училища было образовано городское училище повышенного типа с шестилетним курсом обучения. В 1912 году Рыльское городское училище было вновь преобразовано в высшее начальное училище с четырехлетним обучением. В училище принимались дети после окончания трехлетней начальной школы. Училище существовало вплоть до революции.

В 1848 году в Рыльске открылось женское начальное училище, которое содержалось за счет средств, вносимых ежегодно почетным блюстителем - купцом Василием Аристарховым в сумме 325 рублей серебром. В училище, кроме преподавания основных предметов, положенных по уставу, учили девочек рукоделию. Открывались училища и в сёлах. В 1845 году было открыто училище в Подмонастырской слободке, где обучалось 35 детей, в 1846 году - в селе Благодатном, где обучалось 65 человек.

В те годы к ученикам применялось телесное наказание. Каждую субботу перед выпуском из школы провинившихся и «ленивых за нерадение» наказывали розгами. Часто безмерные наказания побуждали детей к побегу из школы, отвращали от учения. Таким ученикам надевали на шею цепь с колодкой, на которую они садились в школе, и после исправления их освобождали от такого наказания. Эти наказания применялись больше в сельской местности в конце XVIII - начале XIX веков.

К середине девятнадцатого века в Рыльске заметно выросло число грамотного населения. Известный исследователь краевед А.И. Дмитрюков связывал большое количество грамотных рылян с тем, что «Рыльск по преимуществу торговый город и почти каждый житель старался научить сыновей своих, а некоторые и дочерей грамоте».

В 1784 году в Рыльском Николаевском монастыре было открыто духовное училище (бурса), но в 1788 году оно было переведено в Путивльский Молченский монастырь. В 1798 году - ровно через 10 лет - духовное училище вновь вернулось в стены Николаевского монастыря. В 1876 году оно было переведено в город, а в 1906 году в здании этого училища открылась духовная семинария.

Образование в городе и уезде начало развиваться быстрыми темпами только со второй половины XIX века. В деревнях и селах население было сплошь неграмотное. Среди крестьянства число грамотных людей в 1864 году составляло всего лишь около 9 процентов. Из 125376 крестьян обоего пола переписью зарегистрировано 9787 грамотных мужчин и 261 грамотная женщина, в уезде действовало только 5 сельских школ.

К 1895 году в Рыльском уезде было уже 45 школ. Крестьянские дети с охотой шли в школу, в том числе и девочки, о чем свидетельствуют исторические документы.

Село Снагость: «Дети охотно ходят в школу, с каждым годом повышается поступление девочек. Из окончивших 6 человек продолжают образование...»

Деревня Асмолово: «...В ненастную погоду дети ночуют в школе, бесплатно пользуясь горячей пищей у попечителей школы».

Село Гапоново: «Население относится к школе сочувственно - несмотря на большую бедность, приняты меры к постройке нового удобного помещения».

В селе Тёткино имелись школа и училище, где детям читали духовные и исторические книги с «волшебным» фонарем.

В Рыльске в конце XIX века стали появляться средние учебные заведения. Так, 1 сентября 1881 года на основании «Высочайшего утвержденнаго мнения Государственнаго Совета, состоявшагося 7 апреля 1881 года» в Рыльске была открыта мужская прогимназия с четырехклассным курсом обучения. Вначале она находилась в наемной квартире в доме В.И. Аристархова, а 1 августа 1882 года перешло в новое здание, где в настоящее время находится средняя школа №1. Этот дом с усадьбой купила городская власть у земского врача Гавриловича. Дом не был достроен. Семья врача жила на первом этаже, а второй был без окон и дверей. Капитальный ремонт дома (под классы прогимназии) был выполнен на средства Рыльского уездного земства и городского общества. Были приведены в порядок флигель (где поселился инспектор) и дворовые постройки. Позже это здание было расширено еще на одну треть.

Первого сентября 1891 года прогимназия отмечала свое десятилетие. Был издан «Исторический очерк Рыльской прогимназии за период десятилетия ея существования». Предметы, которые преподавались в прогимназии (согласно уставам гимназий и прогимназий): Закон Божий, русский, церковно-славянский, латинский, греческий языки, арифметика, алгебра, геометрия, география, история, французский и немецкий языки, чистописание, рисование, гимнастика, хоровое пение, музыка.

В числе музыкальных инструментов в прогимназии имелось:

1) струнных инструментов: скрипок - 6, альт -2, контрабас -1

2) духовых инструментов: флейта - 1, кларнет - 1, корнет-а-пистон - 1, тромбон тенор - 1, тромбон бас - 1.

Большинство учащихся имело свои инструменты. Пять скрипок прогимназии подарил землевладелец Рыльского уезда М.П. Лагофет.

В XIX веке в прогимназии существовал небольшой ученический оркестр, а в начале XX в гимназии появился струнный и духовой оркестры. В ученической библиотеке были в наличии все необходимые учебные пособия. В прогимназии преподавали квалифицированные педагоги, имеющие награды.

Преподаватели и служащие, часто в ущерб своим личным интересам, много сил отдавали воспитанию детей. Для более успешного достижения цели воспитания детей служащие в прогимназии всегда старались приохотить детей к учению, к добрым поступкам и к облагораживающим занятиям, поощряя все хорошее в учениках и оставляя наказания только для исключительных случаев.

В числе мер, имеющих воспитательное значение, не последнее место занимали литературно-вокальные вечера. Педагогический совет ежегодно устраивал в прогимназии такие вечера с 1886 года, каждый год по одному разу в феврале или марте месяце. При этом ученики читали наизусть стихотворные произведения отечественных поэтов и отрывки сочинений на обоих древних и двух новых языках, по выбору педагогического совета. Хор учеников исполнял несколько песен и каждый раз русский народный гимн. С введения в прогимназии обучения музыке, с конца 1889 года, оркестр учеников на таких вечерах исполнял по нескольку легких музыкальных пьес.

Занимались учащиеся прогимназии и спортом. Зимой во дворе устраивался каток для катания на коньках. В свободное от занятий время под надзором учителя совершали прогулки, плавали на лодках по Сейму, купались, играли в мяч и другие игры.

В гимназии 76 процентов учащихся были детьми состоятельных родителей, остальные - одаренные, но бедные дети - содержались за счёт благотворительных учреждений и обществ. В 1905 году в Рыльске было введено всеобщее трехклассное обучение, тем самым в городе полностью была ликвидирована неграмотность.

В конце XIX века в гимназию была преобразована женская прогимназия, которая находилась напротив Успенского собора, на улице В. Сеймской, на углу Соборной площади. В эти годы в прекрасном здании, находившемся на углу Базарной площади и ул. Вознесенской, открылась частная женская гимназия Н.В. Поповой. Это замечательное здание с двумя парадными входами и большим балконом было построено во второй половине XIX века владельцем чугунолитейного завода в Сумах - немцем Кронбергом. Затем завод и дом в Рыльске были проданы Федору Бауцу, а после его преждевременной смерти дом перешел его жене и ее второму мужу, бывшему управляющему, юристу Субботину Федору Стефановичу. Таким образом, частная женская гимназия находилась в доме, арендованном заведующей гимназией Н.В. Поповой.

Купеческий город Рыльск, в связи с развитием цивилизованной торговли и наличием торговых контор в других городах нуждался в грамотных торговых специалистах. Рыльская городская Дума обращалась к губернским властям и в Министерство просвещения с ходатайством о необходимости открытия в Рыльске торгового училища, но вопрос длительное время не решался. В 1901 году ходатайство было вновь возбуждено и вскоре удовлетворено. 1 сентября 1901 года торгово-промышленная школа с трехлетним курсом обучения была открыта. При школе имелось подготовительное отделение, на которое принимались мальчики в возрасте 12—15 лет, окончившие начальную школу и выдержавшие вступительные экзамены. В торговой школе обучалось около 180 учащихся. Она готовила приказчиков, товароведов, бухгалтеров, конторщиков. Здание школы сохранилось до настоящего времени, расположено на пересечении улиц К. Маркса и Свердлова (В. Сеймской/Васильевской). В советское время был разобран парадный подъезд и уничтожен балкон этого замечательного здания.

Рыльск в дореволюционной России, являясь уездным центром, превосходил по образовательному уровню и по количеству учебных заведений другие города Курской губернии. В городе было три приходских школы, начальная школа, три гимназии, высшее начальное училище, торгово-промышленная школа, духовное училище и духовная семинария. Всего 11 учебных заведений. При некоторых церквах имелись воскресные школы. Много детей обучалось разному ремеслу в домах и кустарных мастерских. В сиротском доме девочки и мальчики тоже приобретали профессию, а некоторых одаренных детей направляли учиться дальше за счет взносов городского управления и различных обществ. Были приходские школы при церквах не только в городе, но и в сёлах. Успенская соборная церковь имела четыре приходских и одну образцовую школы на двести учащихся, Преображенская церковь - две приходских и одну церковную школы на 133 учащихся, Вознесенская церковь - одну приходскую и одну церковную на 32 девочки.

В Рыльске был открыт целый ряд средних специальных учебных заведений с бесплатным обучением. Были открыты больницы с бесплатным обслуживанием. Советская власть дала широкие возможности для научной и культурной жизни людей. Каким бы оценкам не подвергалась сегодня советская власть, но её историческая роль в деле развития медицины, культуры и народного образования не может быть оспорена.

В тридцатых годах прошлого века в рыльских специальных учебных заведениях готовились специалисты разных специальностей: учителя и медицинские работники, агрономы и механики, комбайнеры и трактористы, шоферы, счетоводы и бухгалтеры. Одним из первых открылся в Рыльске сельскохозяйственный техникум. Вначале он был основан в Марьино. В сентябре 1921 года специальная комиссия передала Ивановский совхоз и Марьинский княжеский дворец с оставшимся имуществом сельхозтехникуму. Но уже летом 1922 года в Марьино был организован дом отдыха ВЦИК, а техникум был переведен в Рыльск, в здание бывшей духовной семинарии.

В техникуме были организованы кружки художественной самодеятельности, выпускалась стенная газета, была своя библиотека с читальным залом. Выпускаемые специалисты несли культуру в село. Из техникума их направляли на работу во многие области России: Курскую, Московскую, Воронежскую, Винницкую, в Казахстан и другие регионы.

В августе 1927 года в здании народного училища открылось Рыльское педагогическое училище, которое готовило учителей, пионервожатых, политпросветработников. С 1931 года при педучилище работали 6-месячные, а затем 10-месячные педагогические курсы. Педучилище имело студенческое общежитие, столовую, подсобное хозяйство. Была своя библиотека, хорошо оборудованные предметные кабинеты. Выпускников направляли на работу во многие города и села страны.

В 1931 году при Рыльской районной больнице были организованы полуторагодичные акушерские курсы, а в 1934 году на базе курсов была открыта школа медсестер с двухгодичным сроком обучения.

С 1936 года в Рыльске был открыт рабфак Воронежского химико-технологического института. Находился он в здании, конфискованном у Золотарева, которое сохранилось до нашего времени - угловой дом на улице Карла Либкнехта и Базарной площади, напротив часовни. В 1941 году институт был переведен в сельхозтехникум. В Рыльске также была открыта сельскохозяйственная школа, которая готовила полеводов, садоводов, пчеловодов, животноводов, ветеринаров.























Глава 3. Женское образование в Рыльске сегодня. Проблемы и перспективы

Проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине – менялось и отношение к женскому образованию.

В 2015 году в Рыльске насчитывалось свыше 16 тысяч жителей и почти половина из них молодые люди, каждый четвертый учащийся. Образование рыляне получают в дошкольных образовательных учреждениях, трех средних школах, одной основной.

В настоящее время в Рыльске осуществляют образовательную деятельность средние профессиональные учреждения.

Рыльский авиационный технический колледж-филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА). В колледже обучаются курсанты по 8-ми специальностям, в том числе гуманитарного профиля. Открыты отделения: средства вычислительной техники, электротехническое и бухгалтерское, а также введены специальности: «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов» и «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов». Организован авиационный учебный центр, работающий на коммерческой основе, где осуществляют переподготовку на новую технику инженерно-технических работников авиапредприятий. Большое значение для развития колледжа имеют сотрудничество, разнообразная помощь авиапредприятий, заводов ГА и выпускников. По лицензии колледж имеет право на 38 видов образовательной деятельности. Из общего числа выпускников 32% составляют представительницы слабого пола.

Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рыльский аграрный техникум». Техникум обучает студентов по следующим специальностям: повар, кондитер, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, механизация сельского хозяйства, операционная деятельность в логистике. На сегодняшний день здесь обучается свыше 300 студентов. 70% студентов это юноши, а 30% - девушки.

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский социально-педагогический колледж». Здесь можно получить образование по следующим специальностям: «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура», «Социальная работа» (заочная форма). Большинство студентов - девушки.

Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рыльский медицинский колледж». В колледже обучаются студенты по следующим специальностям «Сестринское дело» и «Лечебное дело». На сегодняшний день учится около 100 студентов в основном это девушки.

На базе средних профессиональных образовательных организаций существуют филиалы высших учебных заведений.

К сожалению, большинство обучающихся стремятся продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Средние профессиональные организации остаются в стороне. Следовательно, наборы в них недостаточные. СУПы закрывают или переводят в филиалы других образовательных учреждений. Ярким примером того служит закрытие ПУ -24 г.Рыльска.









Заключение


В процессе данной работы были изучены проблемы женского образования в свете истории образования. Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности. Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин в России проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский «идеал».

C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.

Женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А.В. Тыркова: «...Внутренний рост женского «я» требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина».

Возможно, пока существует общество, проблемы образования, проблемы женского образования не будут исчерпаны. Остается только надеяться, что мы будем идти в ногу со временем, а не становиться тормозом прогресса.

Вместе со всем обществом педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой сложной обстановке историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действовать в современных условиях, учитывая будущее.

Судьба XXI века - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики.















Список литературы

1. Блинов В. И. Развитие образования в России в XVIII-начале ХХ вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания. - М.: ТЦ «Сфера»., 2001

2. Богатикова И. «Трудные времена» // Районные будни, 23 июня, 1992 г., с. 3

3. Пискунова А.И. История педагогики и образования. М., «Сфера», 2001

4. Сизов О.К., Кулагин В.В. Рыльск – город древний. М., 1998 г., с.144.105

5. Чалых Н.Н. История древнейшего города Руси. Рыльск, 2002

6. Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до начала ХХ века. М.,1992

Интернет ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рыльск

http://rylsk.ru//index.php/press?lev1=about&lev2=press&lev3=




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!