СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жить экологично в мегаполисе"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока на тему "Жить экологично в мегаполисе"

Просмотр содержимого документа
«"Жить экологично в мегаполисе"»

Тема урока: Жить экологично в мегаполисе.


Учитель: Ребята, здравствуйте! У нас с вами сегодня необычный урок, мы будем говорить о будущем каждого из нас.

Начать наш урок мне хотелось бы стихами Роберта Рождественского.


Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек, (слайд 1)

Барханов

И болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом

Думать неохота.

Сейчас нам не до этого

Пока

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И реки без воды...

Все меньше — окружающей природы... (слайд 2)

Все больше - окружающей среды. (слайд 3) 2 мин.


Слайд 4. Что вы видите на слайде? Ученики отвечают.

Учитель: Да, это планета Земля. И это наш общий дом. Согласны вы с этим утверждением? (Да. Мы здесь все живем. Земля дает нам все необходимое для жизни – природные ресурсы, из которых мы строим здания, создаем технику, вещи, еду и производим энергию. )

Слайд 5. Учитель: 2017 год в России объявлен Годом экологии. Как вы думаете, почему? 2 мин.

- Что такое урбанизация?

- Где больше проживает людей: в сельской местности или в городе?

- Поэтому экологических проблем будет больше в городе.

- Тема нашего урока «Жить экологично мегаполисе» слайд 6

- Какую цель поставим? Ученики отвечают.

Сейчас человечество потребляет больше ресурсов, чем Земля может восстановить. Мы используем годовой запас за 7,5 месяцев, а оставшееся время живем в долг, и с каждым годом этот долг растет, а вместе с ним растет и загрязнение воздуха, воды, почвы.

Слайд 7. В госдокладе Минприроды за 2013 год признается, что в 138 городах (57% населения РФ) степень загрязнения воздуха оценивается, как «очень высокая» и «высокая». Конечно же, это влияет на состояние нашего здоровья.

Растет количество мусора на свалках. Мусора из наших мусорных ведер. По данным Росстата, ежегодно с 2012 г. в России образуется 57 миллионов тонн отходов от населения. То есть один житель нашей страны производит в среднем около 470 кг мусора в год. На сегодняшний день более 93% этих отходов размещается на свалках, что приводит к серьезному загрязнению токсичными веществами воды, почвы и воздуха. Государство реализует программу переработки, но очень медленно. Нужны наша помощь и участие в сортировке отходов.

От негативного воздействия на природу страдаем не только мы. Страдают животные. В Докладе «Живая планета 2016») WWF (Всемирного Фонда дикой природы ) есть важный показатель –Индекс живой планеты (ИЖП), отражающий численность 10 тысяч репрезентативных популяций млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб. На сегодня он снизился на 58% с 1970 года. То есть половина животных просто исчезла. Вырубленные леса, отравленная вода, почва – животные не смогли адаптироваться к резко изменившимся условиям.

Слайд 8. Учитель: Для того чтобы оценить уровень потребления человечеством ресурсов планеты, ученые придумали специальное понятие – экологический след.

- Давайте прочитаем что это такое?

Экологический след показывает, какая площадь поверхности земли нужна, чтобы обеспечить человека ресурсами (для производства еды, одежды, вещей, строительства дорог и зданий) и поглотить образующиеся в ходе его деятельности отходы.

Ребята, как вы думаете, какие ваши ежедневные действия влияют на размер вашего личного экоследа? Ученики кратко отвечают.

Учитель: Правильно. Все наши обычные действия и привычки способствуют потреблению ресурсов и образованию отходов. За все приходится платить. Мы включаем кран и пользуемся водой, мы щелкаем выключателем, и загорается свет, мы каждый день отправляем в мусорное ведро упаковку и одноразовые вещи, выбрасываем старые вещи и покупаем новые. Вы можете сказать, что вы можете себе это позволить. Да, это ваше право. Но по данным WWF (Всемирного фонда дикой природы) экологический след живущих сегодня на Земле 7,5 млрд человек составляет 1,6 планеты. Как только мы переходим за значение 1, то начинаем тратить запасы быстрее, чем они пополняются. Представьте, что вы каждый день получаете 100 рублей на карманные расходы. Если вы не тратите их все каждый день, то вы можете накопить какую-то сумму. Например, вы накопили 500 рублей. Теперь вы можете тратить больше 100 рублей в день, например, 160 рублей. Но на следующий день вы все равно получите только 100 рублей. Если вы будете продолжать тратить по 160 рублей в день, то с каждым днем ваш «запас» будет уменьшаться на 60 рублей и в конце концов закончится. Жители богатых стран используют больше благ цивилизации, а значит и ресурсов планеты, чем жители бедных стран. Например, экослед жителя США составляет 6 планет, а жителя Индии – 0,7 планеты.

Учитель: Мы можем купить вещи за деньги, но сколько бы у нас не было денег, мы не сможем купить новую планету с новым, полным запасом ресурсов. И мы ничего не можем сделать, чтобы «заставить» планету быстрее восстанавливать то, что мы используем. Как же быть в данной ситуации? У вас есть идеи?

Ученики кратко отвечают.

Слайд 9. Учитель: Экологический след жителя России – 2,5 планеты, и это значит, что каждому из нас есть над чем задуматься. Кажется, не так уж и шикарно мы живем, но откуда тогда такой перерасход ресурсов? Но раз уж залезли в долги, то, вы правы, нужно сокращать расходы, а это значит приобретать новые привычки, чтобы перестать усугублять ситуацию и начать менять ее в лучшую сторону.

Миллионы людей по всему миру вдохновляются словами индийского лидера Махатмы Ганди «Станьте теми изменениями, которые вы хотите видеть в мире». Как это работает? Меняется ваше поведение, потом поведение ваших близких и этот «вирус» продолжает распространяться – «заражает» людей из бизнеса и органов власти. По-научному это называется Закон автосинхронизации – 5% людей с общим поведением и общими ценностями набирают критическую массу и начинают менять все общество. На нашей планете давно пора устроить зеленую революцию, чтобы перестать жить в долг у будущих поколений людей. Иначе истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды приведет к вымиранию человека как биологического вида.

Слайд 10. Учитель: Для решения экологических проблем есть различные подходы. В 2015 году 175 стран, членов ООН (Организации Объединенных Наций), в том числе и Россия, приняли 17 целей в области устойчивого развития до 2030 года, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех.

Если каждый человек в своей жизни будет следовать этим целям, то его образ жизни можно будет назвать экологичным. То есть жить экологично – это значит заботиться о себе и обо всем, что тебя окружает, налаживать взаимовыгодное сотрудничество между человеком и природой, снижать свой экологический след.

Проанализируйте следующий факт: стр.245 учебника.

Считается, что в благоустроенном городе на личные нужды каждый житель расходует 200-300л воды в сутки. На одного жителя Москвы приходится свыше 400 л воды в сутки, на одного жителя Санкт-Петербурга – более 300л. В Лондоне каждый житель расходует 170 л. Воды в сутки, в Париже – 160 л., в Брюсселе – 85л.

- Почему в Брюсселе хватает одному человеку 85л воды в сутки, а в Москве надо 400л.?


- Поднимите руки те, кто закрывает кран во время чистки зубов. А теперь поднимите руки те, кто оставляет кран открытым. Почему вы закрываете или не закрываете кран? Ребята отвечают.

Люди в Брюсселе тратят меньше воды не из-за того, что они меньше моются, а из-за того, что они обзавелись экопривычками.

Учитель: Закрывать или не закрывать кран во время чистки зубов – это привычка. У тех, кто не закрывает воду – это привычка, которая увеличивает экологический след. А вот закрывать кран во время чистки зубов – это экопривычка и следование экологичному образу жизни. Ведь пока вы 1-2 минуты чистите зубы с открытым краном, из него вытекает около 10 литров чистой воды и прямиком отправляется в канализацию, то есть загрязняется, хотя мы ее даже не использовали. Чтобы прополоскать рот, было бы достаточно одного стакана воды, а получается, что мы использовали в 50 раз больше воды, чем нам было действительно нужно. Теперь вы понимаете, откуда у нас берутся экологические долги и как экопривычки помогают их не создавать?

Для того чтобы жить экологично, не нужно никаких суперспособностей. Достаточно научиться оценивать свои действия с точки зрения вреда/пользы для себя лично и для природы и обзавестись экопривычками. Одна маленькая привычка может помочь значительно увеличить или снизить ваш личный экослед.

Попробуйте вспомнить и назвать свои привычки, которые вы могли бы назвать экологичными.

Учащиеся отвечают и объясняют, как названная привычка по их мнению помогает заботиться об окружающей среде и снижать экологический след.

Слайд 11. Учитель: Давайте поучимся выбирать экологичные сценарии и побольше узнаем о том, как это – жить экологично. Хочу отметить важный момент. Некоторые думают, что это значит ничего не покупать, сидеть без света, ходить в одних джинсах по 10 лет… Нет. Вести зеленый образ жизни не означает жертвовать комфортом, ходить немытым и быть занудой. Жить экологично – это значит найти способ жить комфортно без вреда для окружающей среды. У вас есть выбор. Заходить в супермаркет и закупать продукты, глядя только на цену, а потом дома удивляться их «резиновому» вкусу. Или искать и находить вкусные проверенные натуральные продукты, начать внимательно читать этикетки перед покупкой и избегать вредных компонентов, например, глютамата натрия. Это усилитель вкуса, способствующий перееданию. Чтение состава и отказ от некоторых продуктов вполне может повлиять и на возникновение аллергии, если она у вас есть. Или, например, каждый вечер проводить в Торговом центре, убивая время, совершая порой бездумный шопинг (по сути суррогат радости). Или общаться вживую с друзьями на интересные темы, или заниматься саморазвитием – разучивать танцы, изучать робототехнику, качать тело в зале кроссфита. Открывать в себе таланты. Или пойти в фастфуд, налопаться гамбургеров и газировки, произведя кучу пластикового мусора, который не разложится еще 400 лет. Или пойти в нормальное кафе со здоровой едой и красивой многоразовой посудой. Или, что еще интереснее – устроить дома кулинарную вечеринку. И так каждый день, шаг за шагом, вы можете почувствовать вкус настоящей, неэгоистичной жизни. И, может быть, будете автоматически выключать свет, когда он не нужен. Или предпочтете пройтись пешком, а не сидеть в автобусе. Это вполне реально – пересмотреть некоторые свои привычки, заменить на новые, отражающие ваше дружелюбное отношение к природе и получать огромное удовольствие от своих разумных поступков.

Слайд 12. Учитель: Давайте познакомимся еще с несколькими идеями и примерами экопривычек. Знаете ли вы, что такое вишлист, или лист желаний? Любая ненужная вещь в доме – угроза окружающей среде, в том числе, и в качестве потенциального мусора. Поэтому, чтобы ваши милые друзья не надарили вам ненужного, вполне нормально написать список подарков – вишлист. Подумай, что по-настоящему ты хочешь? И, может быть, это будут экоподарки? Это могут быть многоразовые вещи. И те, что снижают твой личный экослед и производятся максимально безопасно для окружающей среды. Это может быть самокат, органический шампунь, экобутылка, экосумка, поездка на экоферму, стильная футболка из переработанных бутылок, зубная щетка, чехол на смартфон, сережки из бамбука или деньги, на которые ты купишь то, что тебе нужно. Вариантов сотни.

Слайд 13. Учитель: Есть еще одно иностранное слово, которое означает интересную экопривычку, – карпул. Использовать Carpool (Карпул) – значит договориться с друзьями или соседями о совместных поездках на автомобиле. Интереснее, и точно экологичнее, и выгоднее договориться с соседями о совместных поездках в школу, торговый центр и т.д. Можно скидываться деньгами на бензин (какая будет экономия!), обсуждать итоги прошедшего дня или строить планы на предстоящий день. Так снижаются выбросы выхлопных газов и пробок на дорогах становится меньше, ведь вместо 2-х, 3-х, 4-х машин вполне можно использовать одну.

Слайд 14. Учитель: Экопривычки легко заменят наши обычные привычки, если мы поймем, в чем их выгода, причем не только в будущем, но прямо здесь и сейчас. Давайте подумаем, чем могут быть выгодны и полезны экопривычки для каждого из нас?

Ученики отвечают.

Учитель: Да, это не всегда очевидно, но если вдуматься, то выгод довольно много. Экопривычки помогают сохранить здоровье. Если мы больше двигаемся, правильно питаемся, не загрязняем природу, то меньше болеем, нам не нужны таблетки, у нас больше энергии на добрые дела. Мы можем неплохо сэкономить, если выключаем свет и электроприборы, меньше льем воды, ходим в магазин со списком продуктов, продаем или дарим ненужные вещи, а не выбрасываем их. В месяц на экопривычках можно сберегать тысячи, а порой и десятки тысяч рублей. Наше настроение обычно улучшается, когда вокруг нас чисто и красиво. Экопривычки

помогают поддерживать чистоту и создавать красоту. Например, не бросать мусор мимо урны, сажать цветы и деревья. Человек, который выглядит здоровым и счастливым, привлекает к себе внимание других – на него приятно смотреть, с ним хочется общаться, он заражает и вдохновляет других своими идеями. Экопривычки помогают создать хороший имидж. Например, здоровое питание помогает хорошо выглядеть, а занятия спортом – быть сильным и подтянутым. У экопривычек есть еще и супервыгода – это наше будущее, чистое и безопасное. И будущее для ваших детей. Представьте, каким может быть мир через 10 или 20 лет, если ничего не менять, а только усугублять проблемы?

Слайд 15. Учитель: Сейчас мы сыграем с вами в игру «Выгодные экопривычки», которая сможет подарить вам много новых, интересных и полезных привычек, которые вы сможете использовать в своей жизни. Сейчас я раздам вам карточки с разными привычками – часть из них позволяет человеку уменьшать его экологический след. То есть, если человек выполняет этим действиям, то он меньше потребляет природных ресурсов, меньше загрязняет воду, воздух, почву и меньше оставляет после себя мусора, другими словами – снижает свой экослед. Ваша задача отделить эти экологичные привычки от неэкологичных.

Учитель раздает карточки привычек (по 24 на каждую группу). Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Время вышло. Теперь давайте проверим, что у вас получилось. Пусть каждая группа по очереди назовет те привычки, которые она считает экологичными.

Ребята отвечают.

Учитель: А теперь давайте сверим ваши показания. В предложенном вам перечне было 16 экопривычек. Вот они на экране.

(Или, если не хватает времени, то можно не обсуждать, а сразу открыть слайд и сверить с ним).

Слайд 16. Учитель: Теперь с помощью экопривычек мы постараемся решить разные проблемы, которые возникают в нашем городе.

Учитель раздает карточки «Проблемы» (по 3 на каждую группу). Карточки с неэкологичными привычками откладываются в сторону или собираются учителем.

Учитель: Итак, вокруг города растет количество свалок, люди много болеют из-за загрязненного воздуха, источники питьевой воды загрязнены. Ваша задача к каждой проблеме подобрать такие привычки, следуя которым, можно эту проблему разрешить или снизить ее негативное влияние. Важное правило – одна и та же привычка может использоваться для решения разных проблем. Поэтому разложите все карточки по схеме, как на слайде. Если привычка решает сразу все три проблемы, то положите ее в центр, если привычка может решить две проблемы, то положите карточку между этими двумя проблемами. Если привычка подходит только к одной проблеме, то расположите ее снизу или с краю от проблемы.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Время на выполнение задания вышло. Теперь каждая из групп расскажет о том, как решила справиться с экологическими проблемами. Первая группа расскажет нам о решении проблемы: «Вокруг города растет количество мусорных свалок». Какими действиями и как мы можем повлиять с вами на решение этой проблемы?

Ребята отвечают, называя все карточки экопривычек, которые окружили карту проблемы.

Слайд 17. Учитель: Из списка наших экопривычек выполнение 9-ти точно может помочь уменьшить количество мусора на свалках. Мусор может попадать не на свалку, а на переработку. Если мы собираем отходы раздельно и если мы не просто выбрасываем, а сдаем в переработку неработающую электротехнику. Мусора может появляться гораздо меньше, если вместо одноразовых вещей мы используем многоразовые. Например, везде ходим со своей многоразовой бутылкой для воды или термокружкой, берем с собой в магазин многоразовые сумки и мешочки, чтобы не использовать пластиковые пакеты. «Быстрая еда» – фастфуд – обычно оставляет горы мусора, да и не очень полезна для здоровья. Лучше заменить ее на здоровое питание. Мусора становится меньше, если мы отдаем не нужные нам вещи другим – обмениваемся прочитанными книгами, принимаем участие в бесплатных ярмарках обмена одеждой, книгами, дисками, на которые можно приносить не нужные нам вещи и брать то, что нужно. Если мы не используем лишнего, то это тоже помогает бороться с мусором. Брать себе порцию еды, которую сможешь съесть, очень разумно. Представляете, одна треть всех произведенных в мире продуктов питания оказывается на помойке. Также полезно составить список экоподарков (вишлист), чтобы получить на день рождения и Новый год то, что нужно и хочется.

Слайд 18. Учитель: А теперь вторая группа расскажет нам, какие привычки помогут уменьшить загрязнение воздуха в городе.

Дети отвечают. Другие группы могут дополнять.

Учитель: Как минимум 9 экопривычек из нашего списка могут помочь снизить загрязнение воздуха. Если люди меньше пользуются транспортом, то он меньше загрязняет воздух. Мы можем ходить пешком или перемещаться на велосипеде, самокате на доступные расстояния или ездить на автобусе, троллейбусе, трамвае или в метро вместо автомобиля. Люди экономят электроэнергию, и поэтому на электростанциях сжигают меньше топлива, а значит в воздух попадает меньше вредных веществ. Для этого нужно выключать воду, когда чистишь зубы. Так расходуется меньше воды, а ведь, чтобы доставить ее в наши дома, работают электронасосы. А еще – всегда выключать свет и электроприборы, если они не нужны (даже из спящего режима), не кипятить больше воды, чем нужно, чтобы не расходовать энергию впустую, заменить обычные лампочки на энергосберегающие, так как им для работы нужно намного меньше энергии. Если люди разумно используют вещи, то заводы работают меньше. Вы можете обмениваться прочитанными книгами, принимать участие в бесплатных ярмарках обмена одеждой, книгами, дисками, составлять список подарков (вишлист) на день рождения и Новый год.

Слайд 19. Учитель: А теперь третья группа расскажет нам о том, как можно сохранить воду чистой.

Ребята отвечают. Другие группы при необходимости дополняют.

Учитель: Вода очень важный ресурс. От того, в каком она состоянии, какие вещества в ней растворены, зависит очень многое – жизнь водных существ, состав растений, пригодность воды для питья. Поэтому очень важно загрязнять воду как можно меньше. Сохранять воду чистой нам помогают следующие экопривычки. Выключать воду, когда чистишь зубы. В воду попадает меньше загрязняющих веществ, и поэтому она остается чистой, если мы берем себе порцию еды, которую можем съесть, чтобы не сбрасывать остатки в канализацию; собираем отходы раздельно и сдаем их на переработку, чтобы меньше мусора попадало в канализацию и в водоемы; покупаем и используем натуральные моющие средства, чтобы в воду не попадали вредные вещества (отдушки, ПАВ, фосфаты). Оказывается, что, если использовать только действительно нужные вещи и не покупать лишнего, то это тоже помогает сохранить воду. Ведь тогда заводы будут работать меньше, и им понадобиться меньше воды для создания новых вещей, а еще меньше воды будет загрязнено сбросами. Поэтому составляйте списки подарков на день рождения и Новый год, обменивайтесь прочитанными книгами, принимайте участие в бесплатных ярмарках обмена одеждой, книгами, дисками.

Слайд 16. Учитель: Мы с вами разобрали всего три проблемы, но очевидно, что каждый раз используются одни и те же принципы, которые собраны на нашем плакате – экономия, повторное использование, разумное потребление, замена одноразового многоразовым…

А теперь давайте попробуем убедиться в том, что экопривычки позволяют не только решать экологические проблемы, но и приносят выгоду тем, кто им следует. Для этого выполним еще одно задание нашей игры. Сейчас я раздам карточки с выгодами: «Экономия денег», «Сохранение здоровья», «Положительный имидж». Разложите карточки привычек в соответствии с тем, какие выгоды они дают.

Ребята выполняют задание.

Учитель: Время на выполнение задания вышло. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас привычки, соблюдение которых не приносит человеку никакой выгоды?

Дети отвечают. Скорее всего таких привычек нет. Если вдруг кто-то из групп называет какую-либо привычку без выгод, то его можно поправить, руководствуясь списком в таблице ниже.

Слайд 17. Учитель: А теперь, представители первой группы, расскажите, какие привычки позволяют экономить деньги.

Дети отвечают. Учитель при необходимости дополняет ответы учеников и дает комментарии.

Слайд 18. Учитель: Вторая группа, скажите, какие привычки помогают сохранить здоровье.

Дети отвечают. Учитель при необходимости дополняет ответы учеников и дает комментарии.

Слайд 19. Учитель: Третья группа, расскажите, какие привычки создают положительный имидж.

Дети отвечают. Учитель при необходимости дополняет ответы учеников и дает комментарии. Если останется достаточно времени, устройте обсуждение, в ходе которого выясните, какие экопривычки понравились ребятам больше всего, каким они захотели следовать, а какие показались им слишком сложными для выполнения.

Слайд 20. Учитель: За знакомство с выгодами экопривычек и личный вклад с помощью простых действий в решение серьезных проблем каждая группа получает по 10000 бонусов. Я приглашаю вас на биржу проектов. Здесь вы свои честно заработанные бонусы можете вложить в реализацию экопроекта, который принесет пользу всему городу. Выбирайте готовые проекты или предложите свой. После обсуждения в группах расскажите о своем решении. Также вы можете скооперироваться с другими группами.

Учащиеся выполняют задание. Далее следует обсуждение выбранных инициатив.(задание на дом)

Надеюсь этот урок показал вам как можно жить экологично в городе, сохраняя своё здоровье, деньги, сохраняя планету, тем самым уменьшая свой экологический след.

Чтобы решить экологические проблемы необходимо хозяйственную деятельность человека вписать- в природные процессы. А для этого нужны не только экологические знания, но и экологическая культура. Но, если специальными глубокими экологическими знаниями должны обладать только специалисты-экологи, то высокий уровень культуры (экологической) необходим всем гражданам нашей страны для ее дальнейшего развития и процветания.

Многие проблемы можно решить уже сейчас, но надо это делать сообща. И начать надо с себя. Наши дела всегда важнее наших слов.

Завершение, иллюстрирующее, что наши дела всегда важнее наших слов (Игра Раз. два. три. Хлоп! Д. Медоуз) — 2 мин.

Шаг 1. Попросите всех участников встать так, чтобы все они вас видели, но чтобы между ними было расстояние около метра.

Шаг 2. Затем учитель показывает, как надо держать руки — словно вы собираетесь хлопнуть в ладоши — и просит всех участников держать руки так же. Теперь скажите: Я буду медленно считать до трех, а потом скажу «Хлоп!». Когда я скажу -Хлоп!», хлопните все в ладоши».

Шаг 3. Медленно считайте вслух Раз. Два. Три -. Затем хлопните в ладоши (все громко хлопнут вместе с вами). выдержите паузу в пару секунд, а потом скажите -Хлоп! Большинство присутствующих хлопнет в ладоши одновременно с вами, не дожидаясь слова –Хлоп, хотя вы попросили хлопнуть их именно посте этой команды.

Выдержите минутную паузу, чтобы у каждого было время подумать.

Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке.



ЖИТЬ В ЭКОЛОГИЧНО МЕГАПОЛИСЕ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!