Арапова Лариса Александровна МОУ СОШ п. Поливаново МО «Барышский район»
Конспект мероприятия по патриотическому воспитанию в начальной школе
«Мой край родной — моя Россия!»
Цель:
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о России;
Формировать уважительное отношение к государственным символам;
Учить детей понимать смысл пословиц;
Развивать диалогическую речь, умение слушать товарищей;
Обогащать словарный запас по данной теме.
Материал и оборудование:
Изображение Государственного флага РФ, герба РФ, диск с гимном РФ; муляж березы; народные инструменты: гармонь, балалайка; матрешка; предметы быта: кочерга, самовар, лапти, коромысло.
Ход мероприятия
Учитель:
Ребята, давайте с вами поздороваемся и улыбнёмся друг другу (дети становятся в круг, и согласовывают движение рук со словами).
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую! (Дети присаживаются на стулья)
Учитель:
На карте мира не найдёшь,
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём,
Свою страну – наш общий дом.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, о чём говорится в этих строках? О какой стране? Какую страну мы считаем нашим общим домом? (Россию).
Сегодня у нас с вами будет очень интересное и познавательное мероприятие, посвященное нашей Родине. А что такое Родина? (Край в котором я живу, родился, вырос, моя семья, мой дом, моя улица, мой посёлок) А какая бывает родина? (Большая, добрая, мирная, русская, красивая, необъятная) А как можно другими словами назвать родину? (Страна, отчизна, отечество, государство).
Ребята, а сейчас давайте послушаем стихи о нашей Родине.
(Выходят дети, читают стихи)
1-й учащийся:
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я,
Здравствуй, улица моя!
2-й учащийся:
В нашей школе мы узнали
Столь прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, родина, Москва!
3-й учащийся:
Жура-Жура - журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая,
Лучше нет родного края!
Учитель:
Ребята, а вы любите свою родину? (да)
- А что значит любить родину? (Не совершать плохих поступков, защищать, охранять её, служить армии, уважать старших).
- А как называется человек, который любит свою родину? (Патриот).
Ребята, мы с вами живём в России. Наша страна самая большая и могучая в мире. А кто мне скажет, как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне)
- Ребята, а кто назовёт главный город нашей страны – столицу? (Москва).
- Молодцы! А кто же правит нашей страной, кто самый главный человек? (Президент)
-Правильно! А как зовут президента нашей страны? (Путин В. В.).
- А в каком посёлке мы с вами живём? (п.Поливаново)
- Молодцы! А кто из вас знает, где расположен наш посёлок? В каком районе мы живём? (Барышском районе).
- Правильно, молодцы! Это наша с вами малая родина.
Ребята, каждая страна имеет свои отличительные знаки. Послушайте, пожалуйста, строки, которые я вам зачитаю.
У России величавой
На груди орел двуглавый,
Чтоб на Запад и Восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный!
Как вы считаете, ребята, о чём я говорю? (О гербе)
- Верно, первый отличительный знак, это герб России. Ребята, давайте рассмотрим герб нашей страны, что вы видите на этом гербе, кто здесь изображён? (Двуглавый орёл)
- Верно, это золотой двуглавый орёл, он означает силу, а это значит, что наше государство, наша страна - сильная и непобедимая. А что за всадник на коне? (Юрий Победоносец)
Посмотрите, у него в правой руке серебряное копьё, которое помогло ему победить черного змея, змей – это символ зла. Ребята, это означает, что в нашей стране всегда добро побеждает зло.
- Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть (физ. минутка).
Гордо реет флаг российский (машем руками с флагом над головой)
Над моею головой, (правой и левой рукой)
Самый радостный и близкий, (руки – вверх, помахать)
Не хочу иметь другой! (качание головой)
С ним душа моя и мысли (поднятие рук вверх и к сердцу)
Было, есть и будет так! (спокойное опускание рук)
В ноги поклонюсь Отчизне (поклон до земли)
За такой отменный флаг!
Учитель:
Ребята, как вы уже поняли, второй отличительный символ - это флаг. Вся наша страна 22августа отмечает день Государственного флага Российской Федерации.
Скажите мне каким цветом наш флаг? (Белый, синий, красный)
Учитель:
Белый – символизирует мир, чистоту;
Синий – это цвет веры и верности;
Красный – это энергия, сила, победа и пролитая кровь за нашу страну.
Учитель:
И третий отличительный знак, это гимн нашей страны. У каждой страны он свой. А что такое гимн? (Это главная песня нашей страны, его слушают стоя)
Ребята, сейчас мы с вами послушаем отрывок из гимна нашей страны.
(Звучит отрывок гимна)
Учитель:
Ребята, мы с вами узнали о трёх отличительных знаках нашей страны, давайте их, повторим: герб, флаг, гимн.
- Молодцы! Ребята, мы с вами поговорили о государственной символике, а ещё у нас есть народные символы. Например, берёза - красавица русского леса, раньше вокруг неё водили хороводы, играли в игры. И сейчас я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру, которая называется «Берёзка».
Проводится музыкальная хороводная игра «Берёзка»
(Все дети встают в круг вокруг муляжа берёзы.)
Мы вокруг берёзки хороводом стали,
Яркие платочки высоко подняли.
(Дети идут по кругу, платочки в руках)
Ты, берёзка, посмотри, посмотри.
Мы танцуем- раз-два-три.
(Дети кружатся на месте платочки вверх)
Мы вокруг берёзки весело гуляли,
Весело гуляли, ножками шагали.
(Шагают в круг, затем из круга)
Ты, берёзка, посмотри, посмотри,
Мы танцуем-раз-два-три.
(Дети садятся на свои места)
Учитель:
Ребята, чтобы узнать о следующих народных символах, нужно отгадать загадки.
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (Матрёшка).
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой,
Узнаю его в момент,
Самый русский инструмент (Балалайка).
Тут же сразу тянет нас,
На частушки и на пляс,
Если весело Серёжка,
Заиграет на… (Гармошке)
Черный конь,
Скачет в огонь (Кочерга).
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет (Самовар).
Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся (Лапти).
Концами над водой висит,
Середкой на плече лежит (Коромысло).
Учитель:
Также, существует очень много народных мудростей, сказок, поговорок, примет. И сейчас мы свами поиграем в игру «Народная мудрость» (дети договаривают услышанное предложение)
Игра «Народная мудрость гласит»:
- В гостях хорошо, а дома… лучше.
- Не нужен клад, когда в семье… лад.
- Семья вместе, так и душа… на месте.
- Семья в куче, не страшна… туча.
- Семья сильна, когда над ней… крыша одна.
- Дети не в тягость, а … в радость.
- Дом без хозяйки… сирота.
Учитель:
Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами очень многое вспомнили, и многое узнали о нашей стране. Я надеюсь, что вы и дальше будете любить свою страну, свою родину, и вырастите настоящими патриотами.
Наше мероприятие подходит к концу, и мне хотелось, закончить его такими строками.
О, Россия!
С нелегкой судьбой страна.
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу.
(Ю. Друнина)
Список литературы
1. Андриянова Н. Экологическая тропа: (Сценарий для мл.шк.) // Педагог.тв. - 2011. -N 3. - с.7
2. Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2014. - № 8. – с.37.
3. Буковская Г.В. «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Владос, 2012.
4. Клубный час на тему "Берегите природу": (Сценарий)// Восп. шк. - 2001. - N. - с.67.
5. Сценарий детского спектакля на тему: «Экология и охрана окружающей среды»// Классный руководитель - 2003. -N 2. - с.31
6. Овеянная славой / Сост. А. Харчиков. –М.: Современник, 2006.
7. Щёлоков Ю.М. Земле –всё светлое к лицу: Стихи , 1995.
8. Аброскин А.А. Улыбыш: Стихи. М.: Московский рабочий, 2005
Е. Шурмелев «Капельки России»