СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Живи,Родной Донбасс!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час содержит в себе информацию об истории Донецка. воспитывает чувство патриотизма  гордости за родную землюю, героический народ.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Живи,Родной Донбасс!"»

Тема: «Единый урок памяти к 75 годовщине со Дня освобождения Донбасса!» .

Цель: Воспитывать уважительное отношения к исторической памяти народа. Способствовать формированию стремлению учащихся знать историю своего народа и отстаивать историческую правду. Воспитывать ответственность, потребность личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своих...

Это нужно-не мёртвым!

Это надо живым! 

(Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1.  Вступительная часть.

Учитель. Война... Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май и желтеет сентябрь. Оно слышится и тогда, когда убелённые сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость, такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут, вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну. Давайте пролистаем книгу истории о войне.

2.  История о войне: часть 1

Ученик 1. 544 дня и ночи гремели ожесточённые бои на донецких степных просторах. За этот период войска провели 8 операций. Битва за Донбасс имеет 2 периода:

Первый - оборона Донбасса

Второй - освобождение Донбасса

Ученик 2. Этот край привлекал к себе фашистских захватчиков по многим причинам. В начале войны Донбасс был основной угольно-металлургической базой страны. Донбасс называли «стальным сердцем» страны, «всесоюзной кочегаркой». Учитывая это, гитлеровское руководство верило, что если Советский Союз потеряет такую важную базу, то это сломит сопротивление народа и принесёт быструю победу Германии.

Ученик 3. Для захвата Донбасса фашисты создали мощную группу войск, которая по численности была больше в 3 - 4 раза. Вражеские войска зашли на территорию Донбасса 20 октября 1941 года. 21 октября Донецк и Макеевка были оккупированы.

Единство – залог победы!

Именно потому,

что Донбасс был единым,

он выстоял и одержал победу

над фашизмом

. В годы Великой Отечественной войны Донецк сформировал шахтерскую дивизию, каждого третьего своего жителя послал на строительство оборонных сооружений. Оставленные в тылу врага партизаны и подпольщики вели борьбу с оккупантами. Их девизом был лозунг «Где бы ни появился враг, он должен найти себе могилу». В Донецкой области действовало 180 партизанских отрядов, за время оккупации партизаны провели 600 боевых операций, уничтожено свыше 10-ти тысяч фашистских солдат.

Под оккупацией Донбасс пробыл почти два года. И все это время людям приходилось не только просто жить, но и выживать…

Утром 21 октября 1941 года немецкие войска вошли в город Сталино.

Фашистские захватчики сразу принялись наводить свой порядок. Первым делом они перевели стрелки всех часов на берлинское время, расстреляли и сбросили в шурф шахты десятки сотен людей.

Отсчет оккупации г.Сталино начался 21 октября 1941 года. В циркулярном письме начальника штаба верховного главнокомандующего вооруженных сил Германии от 16 сентября 1941 года указывалось, что человеческая жизнь в оккупированных странах абсолютно ничего не стоит и что "действенным средством запугивания может быть только смертная казнь". Хотя немецкое командование заверяло, что борьба не ведется с мирным населением, а основная цель – освобождение от деспотизма евреев и большевиков, документы архива свидетельствуют об обратном.

Во время оккупации местное население бесчеловечно истреблялось. Этим кровавым делом занимались военная жандармерия совместно с полицией. По малейшему поводу следовал расстрел. За выражение сочувствия к советской власти и Красной Армии, за активную работу в прошлом, за родственные связи с коммунистами и комсомольцами, за чтение советских листовок.

Только на шахте 4-4-бис Калиновка за период с ноября 1941 года до первых чисел сентября 1943 года было расстреляно и сброшено в шурф шахты около 75 тысяч человек. При общей глубине шахты в 360 метров 305 метров были завалены телами убитых. Фашисты, боясь ответственности за содеянное, бросали в шахту каустическую соду, которая ускоряла разложение трупов, а при отступлении подорвали шахтный копер и завалили таким образом ствол шахты.

Один из гитлеровских пособников на судебном процессе, проходившем в октябре 1947 года в театре оперы и балета, показал: "грудных детей, а также детей в возрасте 5-6 лет матери брали на руки и с ними подходили к стволу шахты: немцы расстреливали одновременно мать и ребенка".

Один из 12-ти военных преступников, представших перед судом военного трибунала, Вольфганг Леснер рассказал, что 13 октября 1942 года он тремя автомашинами доставил к шахте 4-4-бис 120 граждан, забранных из оберфельдкомендатуры (здание гостиницы «Донбасс»). Жертвы тремя партиями по 40 человек были расстреляны и сброшены в шахту.

7 сентября 1943 года немцы, отступая из города, согнали в подвал дома № 52 по ул.Университетской (дом преподавателей индустриального института)жильцов дома, преимущественно женщин и детей, и заживо сожгли.

Массовому истреблению подвергались также военнослужащие Красной Армии, попавшие в плен.

Для этих целей в январе 1942 года на территории клуба им.Ленина металлургического завода был организован Центральный лагерь военнопленных. Условия содержания были ужасными - в 30градусные морозы пленные находились под открытым небом. В жаркие летние месяцы страдавшие от жары военнопленные по 3-5 суток не получали питьевой воды. Кормили их два раза в день свекольным наваром или просом. При мойке пленных в бане особенно истязали евреев – им мыли спины железными щетками.

В результате такого режима смертность среди узников доходила до 200 человек в день.

В 1943 году в числе трофейных документов в Госархив области попали 3 журнала регистрации военнопленных, прошедших через лазарет Центрального лагеря военнопленных(находился в здании Центральной клинической больницы).В журналах с немецкой педантичностью фиксировались фамилии, имена, отчества, воинские звания, даты рождения, национальность, адреса более 2 тысяч человек, иногда указывались диагнозы - "осколочное ранение, сквозное ранение, обморожение, ожог".Против фамилий более 400 человек сделаны отметки о дате смерти.

В спецдонесении начальника опергруппы УНКВД по Сталинской области капитана милиции Аренсона значится, что на территории клуба им.Ленина предано земле приблизительно 30000,а на территории Центральной поликлиники – до 20000 военнопленных.

За время оккупации на территории области было убито и замучено 174416 мирных граждан,149367 военнопленных, сломаны судьбы 252 тысяч граждан, угнанных в Германию, нанесен материальный ущерб в размере 30 миллиардов рублей. Эти цифры говорят нам, потомкам: "Не забывайте!"

Люди зарабатывали на хлеб кто как мог: мальчишки приспособили для перевозки поклажи тележки, которые важно называли «такси».

Подходивший вояка клал свои пожитки на тачку и ребята катили ее по указанному ордеру на поселение адресу.

В оплату перепадали когда кусок сахара, шоколад, полбуханки хлеба, а когда и сухарь.

Что же ело гражданское население? На первом месте стоял хлеб. Вареный буряк, как лакомство, давали только детям. Морковь терли, сушили и пили потом морковный чай.

Картофель распределялся по штукам на каждого члена семьи. Две картофелины в день считалось излишеством.

Готовили лепешки из кукурузной муки — маторжоники. Картофельные очистки из немецких столовых гражданские разбирали по домам, мыли, варили или жарили.



В период временной оккупации на территории края самоотверженно действовали подпольные организации и партизанские отряды. Земля горела под ногами фашистов. Все трудящиеся Донбасса развернули решительную борьбу с врагом. Они не желали работать на немцев, выводили из строя шахты, заводы, механизмы.

3.  История о войне: часть 2

Ученик 1. 29 января 1943г. Началась битва за освобождение Донбасса. Ожесточённые были бои за наш край. Любой ценой противник стремился удержать в своих руках этот важнейший регион. Для сохранения Донбасса гитлеровское командование создало сильную оборону по рекам Северскому Донцу и Миусу. 9 месяцев продолжались бои, в ходе которых освободили города Ворошиловградской (Луганской области) и Донецкой областей.

Ученик 2. 8 сентября вписано в наши календари красными, так как именно в этот день в 1943г. освободили Сталино (Донецк). К 15 сентября Донецкий край был полностью очищен от фашистской нечисти. Врываясь в населённые пункты, солдаты видели концлагеря, виселицы, сожжённые дома. Горе и страдания людей. На скотном дворе хутора Петровского размещался лагерь военнопленных. Здесь томилось 3 тысячи человек. Из них 1200 умерли от голода, 1500 были поспешно угнаны гитлеровцами на Запад. И только 250 человек удалось спасти. Поэтому солдаты нашей армии так спешили освободить родную землю, родную страну.

4.  История о войне: часть 3

Учитель. События... События... А где же люди? Ведь именно их смелость, их упорство, терпение и труд, непреодолимое желание жить в свободной стране принесли, приблизили такую долгожданную победу...

Ученик 1.

Юные безусые герои

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм,

Сколько вас, попробуй перечислить –

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

5.  Заключительная часть.

Учитель: Мы помним и тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы, и тех, чьи могилы и сегодня, уже спустя 73 года, всё ещё остаются безымянными. В каждой семье чтят их память.




Знаем мы всех героев бесстрашных,

Преклоняем колена перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты...

Никто не забыт, и ничто не забыто.

Объявляется минута молчания

1. Вопросы Викторины «Знай свою историю»



  1. Какое название носил г.Донецк в 1943 году?

  2. В честь какого генерал-лейтенанта, Члена Военного совета Южного фронта, одного из руководителей обороны Сталинграда и освобождения Донбасса, был назван проспект в г. Донецке? (Гурова Кузьмы Акимовича)

  3. Где находиться музей Великой Отечественной войны в Донецке? (на территории Парка культуры и отдыха, на берегу водохранилища рядом с Донбасс Ареной.)

  4. Дата освобождения г. Сталино (Донецка) от немецко-фашистских захватчиков? (8.09.43)

  5. Как называется этот монумент? (фото монумента «Твоим освободителям, Донбасс!»)

  6. Что освободили раньше г. Артемовск или г. Сталино? (Артемовск – 5.09.43)

7. Как долго столица Донбасса была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками? (почти 700 дней).

8.Когда итальянские и германские войска полностью оккупировали г. Сталино и Макеевку? (20 октября 1941)









































Правила поведения в кабинете –

дисциплина и чистота

  1. Запрещается приносить в кабинет вещи, не предназначенные для учебы. Запрещается пользоваться сотовым телефоном.

  1. Нельзя в кабинет приносить с собою хлеб, орешки, конфеты, семечки. Обед в столовой должен быть доеден за столом в столовой.

  1. Жвачка, какой бы вкусной она ни казалась, категорически запрещена для использования в кабинете, как на уроке, так и на перемене.

  1. Взгляните на ваши руки. Руками вы сейчас будете трогать учебники и писать в тетрадях. И если ваши руки грязные, то такими же станут …

  1. Основное и важнейшее требование в кабинете - дисциплина. Пыль, поднятая в кабинете вредна как для оборудования, так и для учащихся.










































































Донецкая Народная Республика

ОТДЕЛ образования администрации ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА города Донецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 110 ГОРОДА ДОНЕЦКА»








Единый урок памяти



«Твоим освободителям, Донбасс »

Посвященный 75- летию со

Дня Освобождения Донбасса





















Подготовила:

Учитель английского языка

Тарасенко И.В.







  1. Аносов Александр

  2. Бобрик Надежда

  3. Витвицкая Виктория

  4. Давыдов Виталий

  5. Жарких Егор

  6. Коржева Ангелина

  7. Попов Богдан

  8. Самофалова Кристина

  9. Спалату Денис

10.Стояк Дмитрий

11.Савянок Наталья

12.Татариков Артем

13.Мушта Иван

14.Францев Даниил

15.Конох Андрей

16. Юрьева Виолета

Наш 6 класс




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!