«Творчества живой родник» отчёт о работе с ансамблем ложкарей «Задоринка» МАОУ "СШ № 3" городского округа город Урюпинск Волгоградской области
Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами интересной формой организации внеклассной работы с учениками и рассказать о нашей интересной жизни, наполненной яркими событиями.
Деревянные подружки
Звонко бьются друг об дружку.
Расписные, как матрешки.
Угадали? Это… (ложки).
С такого яркого стихотворения в сентябре 2013 года начался «Праздник деревянной ложки» с учениками 1 класса, а вместе с ним началась история ансамбля ложкарей «Задоринка», руководителем которого я являюсь уже 9-й год.
Ансамбль ложкарей «Задоринка» занимается по моей авторской программе, целью которой является развитие музыкально-ритмических и творческих способностей учащихся через игру на деревянных ложках.
Эта программа - художествено-эстетической направленности. В ней я постаралась изложить своё видение преподавания игры на ложках как живого образного искусства.
Вся работа ансамбля ложкарей направлена на достижение определённых результатов. Результаты распределяются по уровням в соответствии с годами обучения:
1 год обучения - приобретение начального музыкального опыта,
знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
2 год обучения - развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений, игра ансамблем, знакомство с новыми приемами игры.
3 год обучения - знакомство с традициями народной культуры, игра ансамблем, совершенствование техники игры на 2-х ложках.
4 год обучения - игра ансамблем, совершенствование техники игры на 2-х, проявление творческой инициативы.
5 год обучения - знакомство с традициями народной культуры, игра ансамблем, совершенствование техники игры на 2-х ложках, проявление творческой инициативы.
6 год обучения - совершенствование техники игры на 2-х, знакомство игры на 3-х ложках, проявление творческой инициативы, включение в репертуар классических музыкальных произведений.
7 год обучения - совершенствование техники игры на 2-х, 3-х ложках, использование созданных ребятами творческих композиций.
Многие приёмы игры на 2-х ложках, которые мы используем в работе, основаны на сочетании простых приёмов игры: удар (хлопок), подбой, тремоло, скольжение.
Сегодня я предлагаю вам начать осваивать искусство игры на ложках!
При освоении некоторых приёмов игры на ложках я применяю малые стихотворные формы, считалки, поговорки, которые увлекают детей. Поговорки и считалки с одной стороны активизируют мыслительную деятельность, с другой - подкрепляют создаваемые на ложках музыкальные образы, помогая выучить ритм приёма.
По мере освоения ребятами простых способов игры на двух ложках, приёмы усложняются.
Очень важным моментом при работе с ансамблем является подбор репертуара.
Я начинаю обучение игре на ложках с небольших игр, русских народных сказок, таких как «Репка», «Курочка ряба», игровых наигрышей и народных песен: «Во кузнице», «Барыня», «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде», «Как на тоненький ледок», «Пойду ль я, выйду ль я» «Частушки», от вариаций на русские народные темы, различных классических произведений («Шутки» Баха, «Рондо» Моцарта) и современных произведений.
За эти 9 с половиной лет репертуар был разнообразным: современные обработки русских народных песен, русские наигрыши, польки, «Смуглянка» Анатолия Новикова, и попурри на темы школьных песен, фрагмент которого я предлагаю вам сейчас посмотреть.
Я вовлекаю своих учеников в процесс творчества, приобщая их к соавторству. Ребята зачастую делятся со мной своими находками, без которых исполнение произведения было бы более сухим и неэмоциональным.
Чтобы глубже изучить историю деревянной ложки, мы с ребятами поработали над творческим проектом «Чудо-ложки».
В ходе проекта ребята узнали не только историю деревянной ложки, но и что ложки бывают едальные, сувенирные, музыкальные и театральные, на экскурсии в картинной галерее узнали о резчиках по дереву, которые жили в городе Урюпинске, встретились с одним из таких мастеров - Гресь Валерием Илларионовичем, а ещё создали театральные ложки.
В сентябре 2018 года в ансамбль влились новички - младшая группа ансамбля - учащиеся 1А класса, которые тоже успели завоевать любовь зрителей, участвуя в школьных концертах.
Наш ансамбль ложкарей активно участвует в творческой жизни школы, выступает в концертных программах на городских сценах, принимает участие в конкурсах и фестивалях всех уровней от школьного до международного. За время существования ансамбля в нашей копилке 18 дипломов международных, всероссийских, региональных и городских конкурсов.
Делюсь опытом с коллегами на фестивалях и конкурсах, жюри высоко оценивает мою работу с ансамблем ложкарей!
И ещё немного результатах. Одним из главных качеств личности, которое необходимо в нашем современном обществе, я считаю - умение ставить высокие цели и добиваться их осуществления! Ведь только преодолевая трудности, личность совершенствуется. Также важно для современного человека позитивное мышление и активность! Активный человек, мыслящий позитивно никогда не опускает руки, движется вперёд! Такими становятся мои ученики!
Ну, и напоследок напутствие от предков: «Живите на красную ложку!», это значит: пусть в вашей жизни праздник будет каждый день!
Радуйте своих учеников интересными делами и занятиями, растите позитивных, счастливых людей, способных нести в мир радость!
2