СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живопись: размышления о том, можно ли образ писать "как в зеркале"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация "Живопись: размышления о том, можно ли образ писать "как в зеркале"" повествует о русской храмовой живописи накануне рождения светских жанров.Рассматривается творчество П.Чирина, Симона Ушакова.

Просмотр содержимого документа
«Живопись: размышления о том, можно ли образ писать "как в зеркале"»

Автор: Коннычева О.В., учитель МХК

Автор: Коннычева О.В.,

учитель МХК

План урока 1.  Контроль по теме «Противостояние времен»  2. Прокопий Чирин 3. Симон Ушаков 4. Икона и парсуна

План урока

1. Контроль по теме

«Противостояние времен»

2. Прокопий Чирин

3. Симон Ушаков

4. Икона и парсуна

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Задание 1. О ком идет речь? Белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Полемизировал с деятелями раскола. Наставник царских детей. Организовал в Кремле типографию. Один из зачинателей русской силлабической поэзии (сборники «Вертоград многоцветный», написан в 1678, «Рифмологион», написан в 1678-80) и драматургии. Задание 2. Кто автор данного отрывка «Божиею волею государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец-Повольской. И тут пожил немного, - только осмь недель: дьявол научил попов, и мужиков, и баб, - пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и, вытаща меня из приказа собранием, - человек с тысящу и с полторы их было, - среди улицы били батожьем и топтали; и бабы были с рычагами. Грех ради моих, замертва убили и бросили под избной угол. Воевода с пушкарями прибежали и, ухватя меня, на лошеди умчали в мое дворишко; и пушкарей воевода около двора поставил. Людие же ко двору приступают, и по граду молва велика…» Задание 3. Какие новые жанры литературы появились в литературе XVII века?

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Задание 1. О ком идет речь?

Белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Полемизировал с деятелями раскола. Наставник царских детей. Организовал в Кремле типографию. Один из зачинателей русской силлабической поэзии (сборники «Вертоград многоцветный», написан в 1678, «Рифмологион», написан в 1678-80) и драматургии.

Задание 2. Кто автор данного отрывка

«Божиею волею государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец-Повольской. И тут пожил немного, - только осмь недель: дьявол научил попов, и мужиков, и баб, - пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и, вытаща меня из приказа собранием, - человек с тысящу и с полторы их было, - среди улицы били батожьем и топтали; и бабы были с рычагами. Грех ради моих, замертва убили и бросили под избной угол. Воевода с пушкарями прибежали и, ухватя меня, на лошеди умчали в мое дворишко; и пушкарей воевода около двора поставил. Людие же ко двору приступают, и по граду молва велика…»

Задание 3. Какие новые жанры литературы

появились в литературе XVII века?

Прокопий Чирин  Чирин Прокопий Иванович (?-1621/1623) - один из самых известных мастеров Строгановской школы иконописи. Новгородец по происхождению. В 1620-1621 числился в списках царских мастеров (жалованных живописцев двора Михаила Фёдоровича) Оружейного приказа. В .жизни рисовал евангелистов для изданий Московского Печатного двора.  Работы Чирина П.И. отличаются особой утончённостью миниатюрного письма, изысканностью колорита, ювелирной тщательностью отделки деталей одежды. Позы и жесты его персонажей манерно-грациозны. Произведения художника воспринимаются скорее не как иконы, а как драгоценные миниатюры, рассчитанные на внимательное разглядывание на близком расстоянии.

Прокопий Чирин

Чирин Прокопий Иванович (?-1621/1623) - один из самых известных мастеров Строгановской школы иконописи. Новгородец по происхождению. В 1620-1621 числился в списках царских мастеров (жалованных живописцев двора Михаила Фёдоровича) Оружейного приказа. В .жизни рисовал евангелистов для изданий Московского Печатного двора.

Работы Чирина П.И. отличаются особой утончённостью миниатюрного письма, изысканностью колорита, ювелирной тщательностью отделки деталей одежды. Позы и жесты его персонажей манерно-грациозны. Произведения художника воспринимаются скорее не как иконы, а как драгоценные миниатюры, рассчитанные на внимательное разглядывание на близком расстоянии.

Никита Воин 1593  Великомученик Никита – патрональный святой Никиты Григорьевича Строганова – представлен в позе предстояния Богоматери с Младенцем. На древних иконах небесные покровители изображались прямолично (в фас), как бы исполняя непосредственно помощь молящемуся.

Никита Воин

1593

Великомученик Никита – патрональный святой Никиты Григорьевича Строганова – представлен в позе предстояния Богоматери с Младенцем. На древних иконах небесные покровители изображались прямолично (в фас), как бы исполняя непосредственно помощь молящемуся.

Симон Ушаков  Ушаков, Симон (Пимен) Федорович (1626-1686) – самый известный иконописец XVII столетия, автор сочинений по иконописи, мыслитель, педагог.  Работал в Серебряной и Золотой палатах (1648-1664). Выполнял рисунки для знамен, металлических и деревянных изделий. С 1664 года жалованный иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Он руководил престижными росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660), Грановитой палате (1668) Московского Кремля. Богоматерь  Владимирская Тайная вечеря

Симон Ушаков

Ушаков, Симон (Пимен) Федорович (1626-1686) – самый известный иконописец XVII столетия, автор сочинений по иконописи, мыслитель, педагог.

Работал в Серебряной и Золотой палатах (1648-1664). Выполнял рисунки для знамен, металлических и деревянных изделий. С 1664 года жалованный иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Он руководил престижными росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660), Грановитой палате (1668) Московского Кремля.

Богоматерь

Владимирская

Тайная вечеря

ТРОИЦА 1671

ТРОИЦА

1671

СПАС  НЕРУКОТВОРНЫЙ 1678

СПАС

НЕРУКОТВОРНЫЙ

1678

Парсуна ПАРСУНА (искажение слова «персона»), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

Парсуна

ПАРСУНА (искажение слова «персона»), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой.

По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

М.В, СКОПИН-ШУЙСКИЙ ПАРСУНА Парсуна Ивана Грозного

М.В, СКОПИН-ШУЙСКИЙ

ПАРСУНА

Парсуна Ивана Грозного


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя