СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живописец - жанрист 19 в. И. Прянишников.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по творчеству русского художника И. Прянишникова.

Просмотр содержимого документа
«Живописец - жанрист 19 в. И. Прянишников.»

Прянишников Илларион Михайлович  (1840-1894 )   Русский художник-жанрист второй половины XIX в.

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894 )

Русский художник-жанрист второй половины XIX в.

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве. «Конец охоты»

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры.

Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

«Конец охоты»

Уже в первых работах начала 1860-х гг. (

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к точживым иным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.

«Чтение письма в мелочной лавке»

А картина, написанная им в последний год обучения, -

А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины .

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.

"Погорельцы"

Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

"Порожняки"

Широкую известность получила картина

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни:

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни:

"Спасов день на Севере" (1887)

"Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х)

А рядом в его творчестве возникали камерные,

А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

"В мастерской художника" (1890),

Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего,

Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

"В провинции" (1893). Эскиз

Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев –  С. В. Иванова ,  Н. А. Касаткина ,  К. А Коровина,   М. В. Нестерова , В. К. Бялыницкого-Бирули и др. В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова -

Прянишников был участником ТПХВ

с самого его основания, а со II передвижной

выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94),

учителем многих известных впоследствии живописцев –  С. В. Иванова ,  Н. А. Касаткина ,  К. А Коровина,   М. В. Нестерова , В. К. Бялыницкого-Бирули и др.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел.

И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

"Крестный ход"

Картины художника. Жестокие романсы, 1881

Картины художника.

Жестокие романсы, 1881

В ожидании шафера, 1891

В ожидании шафера, 1891

Сельский праздник,  1870

Сельский праздник,

1870

Порубка, 1874

Порубка, 1874

Возвращение с ярмарки,  1883

Возвращение с ярмарки,

1883

Дегустаторы, 1860-е годы,

Дегустаторы, 1860-е годы,

Калики перехожие, 1870

Калики перехожие, 1870

Дети на рыбалке, 1882

Дети на рыбалке, 1882

На Лысой горе, 1880-е

На Лысой горе, 1880-е

На тяге, 1881

На тяге, 1881

Охота пуще неволи, 1881-1882

Охота пуще неволи, 1881-1882

Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии, 1890

Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии, 1890

Воробьи. Ребята на изгороди,

Воробьи. Ребята на изгороди,

В засаде

В засаде

Любитель, 1860-е

Любитель, 1860-е

Крестьянин с рогатиной на плече

Крестьянин с рогатиной на плече

Пасха 1885 г

Пасха 1885 г

У церкви.

У церкви.

Церковный староста.

Церковный староста.

Задворки.

Задворки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!