ЖИВОПИСНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анищенко Л.В. учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №1 г. Армянска
Методика Р. С. Немова, адаптированная для обучающихся младшего школьного возраста для определения уровня готовности к творческой изобразительной деятельности.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, гуашевые краски, кисти.
Ход выполнения задания.
1. Проводилась вступительная беседа об умении фантазировать (вспоминали и обсуждали, на что или на кого похожи силуэты гор, облака на небе, деревья, дома, машины и т. д.).
2. Каждый учащийся получил альбомный лист с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов: ствол с одной веткой, круг и квадрат, кружок – голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.).
Предлагалось дорисовать каждую из фигур так, чтобы получился образ.
Учащиеся рисовали задуманные образы в карандаше.
Учащиеся выполняли композицию в цвете.
В связи с этим были выработаны критерии.
Для проверки сформированности творческих способностей использовали критерии, которые определяли:
– активность и эмоциональность учащегося при восприятии задания, желание создавать новое;
– умение изображать оригинальное, способность отражать впечатления в пластике рисунка на стадии замысла и компоновки изображений;
– использование средств выразительности на стадии прорисовки композиции в карандаше;
– колористическое решение композиции на стадии выполнения в цвете.
Предварительные наблюдения показали, что часть учащихся не понимает задание на построение образа с использованием данного элемента, дорисовывает его схематично, контурно, лишенное деталей, локальный цвет используется без домешивания других цветов. Другие учащиеся изображая отдельный объект, уже включают его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто дом, а домик на курьих ножках), где преобладает локальный цвет, но отдельные элементы, фрагменты проработаны с домешиванием других цветов. У некоторых школьников заданная фигура используется качественно по-новому. Если у предыдущих учащихся она выступает как основная часть изображения, которую рисовал учащийся (кружок – голова и т. д.), то у этих учащихся теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). Локальный цвет встречается, но в отдельных элементах, цветовые пятна композиции проработаны с домешиванием других цветов.
Критерии соответствовали этапам выполнения задания и диагностической методике. Критерии фиксировались в протоколе обследования и оценивались по трехбальной шкале.
Критерии оценивания диагностической работы представлены в таблице
Критерии оценивания диагностической работы
№ | Критерий | max | Количество баллов |
1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Активность и эмоциональность учащегося при восприятии задания, желание создавать новое. | 3 | С трудом воспринимает задание, с признаками вялости, пассивности, отсутствует желание фантазировать. | Активно и эмоционально воспринимает задание, но не уверен в выборе сюжета (образа), так как нуждается в помощи со стороны педагога. | Активно и эмоционально воспринимает задание, охотно фантазирует, не нуждается в помощи со стороны педагога. |
2. | Умение изображать оригинальное, способность отражать впечатления в пластике рисунка на стадии замысла и компоновки изображений | 3 | Не может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, использует шаблонные, традиционные изображения-штампы. | Может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, но ориентируется на действия других учащихся | Может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, не ориентируется на действия других учащихся. |
3. | Использование средств выразительности на стадии прорисовки композиции в карандаше | 3 | Рисунок содержит не значительные средства выразительности – линии однообразные, не соответствуют создаваемому образу, форма изображений не отвечает выразительности композиции. | Рисунок содержит средства выразительности – линии не однообразные, соответствуют создаваемому образу, но не выражают пластику образа, форма изображений частично отвечает выразительности композиции. | Рисунок содержит средства выразительности – линии не однообразные, соответствуют создаваемому образу, выражают пластику образа, форма изображений отвечает выразительности композиции. |
4. | Колористическое решение композиции на стадии выполнения в цвете | | В композиции не используется замешанный цвет, цветовая гамма не отвечает выразительности композиции. | В композиции используется замешанный цвет, но встречается раскраска локальным цветом, цветовая гамма частично отвечает выразительности композиции. | В композиции преобладает замешанный цвет, цветовая гамма отвечает выразительности композиции. |
Названные критерии позволили выделить следующие уровни сформированности творческих способностей учащихся: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень (1–4 балла). Учащийся с трудом воспринимает задание, с признаками вялости, пассивности, отсутствует желание фантазировать; не может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, использует шаблонные, традиционные изображения-штампы; его рисунок содержит не значительные средства выразительности – линии однообразные, не соответствуют создаваемому образу, форма изображений не отвечает выразительности композиции; в композиции не используется замешанный цвет, цветовая гамма не отвечает выразительности композиции.
Средний уровень (5–8 баллов). Учащийся активно и эмоционально воспринимает задание, но не уверен в выборе сюжета (образа), так как нуждается в помощи со стороны педагога; может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, но ориентируется на действия других уча-щихся; рисунок содержит средства выразительности – линии не однообразные, соответствующие создаваемому образу, но не выражают пластику образа, форма изображений частично отвечает выразительности композиции; в композиции использует замешанный цвет, но встречается раскраска локальным цветом, цветовая гамма частично отвечает выразительности композиции.
Высокий уровень (9–12 баллов). Учащийся активно и эмоционально воспринимает задание, охотно фантазирует, не нуждается в помощи со стороны педагога, может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, не ориентируется на действия других учащихся, его рисунок содержит средства выразительности – линии не однообразные, соответствующие создаваемому образу, которые выражают пластику образа, форма изображений отвечает выразительности композиции, преобладает замешанный цвет, цветовая гамма отвечает выразительности композиции.
4