СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Животный мир зоны тундры. Урок географии в 7 классе коррекционной школы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в 7 классе коррекционной школе. Коррекционная направленность урока - развивать внимание (в процессе рассматривания картин, концентрации на рассказе учителя), память (в процессе актуализации знаний полученных на уроке), мыслительные операции  (в процессе угадывания загадок, ответов на вопросы учителя), зрительное и пространственное восприятие (в процессе рассматривания картин), моторно-двигательную координации и мелкую моторику (в процессе зарисовки работы в тетради). Использование идеи инновационного проекта в учебном занятии – урок проведении с использованием ИКТ, использовались видио- аудиозаписи, слайдовая презентация. Реализация межпредметных связей -  развитие письменной и устной речи (проведение словарной работы), история, естествознание. Региональный компонент – сравнение северного оленя и марала. (Почему северный  олень не может жить у нас, а марал не в зоне тундры). Гуманистическая направленность – привитие любви к природе,  охрана животных. Коммуникативная культура – работа в группах. Стиль общения – сотрудничество, доброжелательность, взаимопомощь. Активизация познавательной деятельности учащихся – на всех этапах урока. Организация взаимодействия и сотрудничества между участниками учебного занятия – работа в парах, взаимодействие с учителем.  Здоровьесберегающие технологии - При планировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному учащемуся. Слабому ученику дана карточка индивидуальная. В течение всего урока оценивалось  и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психо – эмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, а так же физминутка.

  Проведение организационного момента обеспечило психологический настрой на деятельность, а также валеологическую поддержку, что позволило создать все условия для дальнейшей работы.

Просмотр содержимого документа
«Животный мир зоны тундры. Урок географии в 7 классе коррекционной школы»


Конспект урока географии в 7 классе

Тема: Животный мир зоны тундры.

Урок проведен в 7 классе коррекционной школе. Коррекционная направленность урока - развивать внимание (в процессе рассматривания картин, концентрации на рассказе учителя), память (в процессе актуализации знаний полученных на уроке), мыслительные операции (в процессе угадывания загадок, ответов на вопросы учителя), зрительное и пространственное восприятие (в процессе рассматривания картин), моторно-двигательную координации и мелкую моторику (в процессе зарисовки работы в тетради). Использование идеи инновационного проекта в учебном занятии – урок проведении с использованием ИКТ, использовались видио- аудиозаписи, слайдовая презентация. Реализация межпредметных связей - развитие письменной и устной речи (проведение словарной работы), история, естествознание. Региональный компонент – сравнение северного оленя и марала. (Почему северный олень не может жить у нас, а марал не в зоне тундры). Гуманистическая направленность – привитие любви к природе, охрана животных. Коммуникативная культура – работа в группах. Стиль общения – сотрудничество, доброжелательность, взаимопомощь. Активизация познавательной деятельности учащихся – на всех этапах урока. Организация взаимодействия и сотрудничества между участниками учебного занятия – работа в парах, взаимодействие с учителем. Здоровьесберегающие технологии - При планировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному учащемуся. Слабому ученику дана карточка индивидуальная. В течение всего урока оценивалось и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психо – эмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, а так же физминутка.

  Проведение организационного момента обеспечило психологический настрой на деятельность, а также валеологическую поддержку, что позволило создать все условия для дальнейшей работы.


Цель урока: познакомить учащихся с животным миром зоны тундры.

Задачи урока:

  1. Образовательные: дать учащимся представление и понятие о животном мире зоны тундры, расширить и уточнить знания учащихся о животных тундры; познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей.

  2. Коррекционные: развивать внимание (в процессе рассматривания картин, концентрации на рассказе учителя), память (в процессе актуализации знаний полученных на уроке), мыслительные операции (в процессе угадывания загадок, ответов на вопросы учителя), зрительное и пространственное восприятие (в процессе рассматривания картин), моторно-двигательную координации и мелкую моторику (в процессе зарисовки работы в тетради).

  3. Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, формировать усидчивость и аккуратность.

Тип урока: Изучение нового и закрепление ранее изученного материала.

Методы и приёмы:

- словесный (рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа);

- наглядный (телевизионный, компьютерный);

- частично-поисковый и исследовательский;

- работа в группах.

Оборудование урока:

  1. Карта «Природные зоны СНГ».

  2. Учебники.

  3. Картины с изображением растительного и животного мира тундры.

  4. Слайдовая презентация «Растения и животные тундры».

  5. Компьютер.

  6. Проектор.

  7. Экран.

  8. Рабочие тетради.

  9. Таблицы для дифференцированной работы.

Продолжительность урока: 45 минут.

Форма урока: Урок с использованием ИКТ.

План урока

Этапы занятия

Временная реализация

1.Организационный момент.

2 минуты

2.Повторение пройденного материала

5минут

3. Актуализация знаний.


4минуты

4. Физкультминутка

2 минут

5. Изучение нового материала.


15 минут

6.Закрепление


11 минут

7.Итог урока


3 минуты

8. Домашнее задание


3 минуты


Ход урока:
I.Организационный момент: проверка готовности к уроку.
(На доске демонстрационная карта природных зон.)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши, вы, 66готовьте сами 
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-С какой природной зоной мы познакомились на предыдущих уроках географии? (Зоной тундрой).

- Что такое тундра? ( Болотистая безлесная местность).

- Покажите на карте природных зон тундру и опишите её географическое положение? (Тундра – расположена южнее зоны арктических пустынь. Зона тундры протянулась от Кольского полуострова на западе до Чукотского и Камчатского полуострова на востоке, а также занимает острова Колгуев, Вайгач и южный остров Новой Земли).

- Каковы природные условия в тундре? ( Многолетняя мерзлота, сильные ветры, прохладное, короткое лето, морозная зима).

- Какие растения характерны для зоны тундры? (Низкорослые, с мелкими листьями, прижаты к земле, с короткими корнями).

Акежанову- индивидуальная карточка.

- Ребята, на доске размещены картинки по теме «Ягодные культуры тундры».

По первой букве отгадайте, какие ягоды попадут в корзину.

На доске.


- Вот для вас игра другая, отгадайте, какие растения тундры затерялись среди букв. У вас даны буквы, выберите нужные буквы и получите названия растений.

Мох мкоух ягель яагмелоь

А сейчас, разгадав загадку, вы узнаете, какое животное тундры питается данными растениями.

Загадка.

Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга. (Олень) (Слайд)

-Правильно, это северный олень. А какие ещё животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания? Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами вновь отправляемся в тундру. Но для этого нужна небольшая подготовка и спортивная сноровка. Прошу ребята всех вас встать физкульминутку выполнять.

III. Физкультминутка.
В тундре вновь мы оказались.
Птиц вспугнуть мы опасались.
Осторожно зашагали.
Но природу не топтали,
Наклонились за морошкой,
Пособирали все немножко.

Мы замёрзли.

Мы согрелись.

Руки к солнцу мы подняли.

День полярный мы дождались.

- Садитесь, ребята. Откройте тетради запишите новую тему урока.

IV.Новая тема: Работа по презентации. (Чтение слайдов).

Тема урока: «Животный мир тундры» ( слайд)

План урока.

  1. Признаки животных тундры.

  2. Животные тундры.

  3. Птицы тундры.

Словарная работа. Нарты, оленеводство, мараловодство.

- А сейчас вам предстоит подумать и предложить признаки, которыми должны обладать животные в условиях вечной мерзлоты. (Ответ детей).

Правильно ребята, животные, обитающие в тундре, имеют густой мех, защитную окраску, подкожный слой жира, а птицы, густое оперение с пухом. (Признаки вывешиваются на доске)

Густое оперение с пухом

Подкожный слой жира

Защитная окраска

Густой мех



(слайд) таблица

«Приспособление животных и птиц к жизни в тундре»

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре




- У вас подготовлена таблица «Приспособление животных и птиц к жизни в тундре», которую вы будете заполнять в течения урока.

( слайд северный олень).

-В тундре на первом месте по своему величию находится северный олень.

-Запишите в таблицу название животного. Что бы заполнить следующий столбик, посмотрите видеоролик.

- Как же северный олень приспособился к жизни в тундре? (Он имеют густой мех).

-Правильно. Северный олень имеет густой мех. Запишите это признак в таблицу. (слайд таблица)

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре

  1. Северный олень

Густой мех, широкие копыта



(5 слайд Основное занятие населения тундры – оленеводство.)

- Для жителей севера олень служит универсальным домашним животным: на легких санях - нартах, запряженных оленями, северяне и зимой и летом передвигаются по бесконечным просторам тундры; из шкур оленя они шьют себе верхнюю одежду; мясо, молоко оленей составляет их главную пищу. Поэтому основное занятие местных жителей оленеводство.

А у нас в Восточном Казахстане обитает родственник северного оленя – марал. О марале подготовил небольшое сообщение Артамон Сурин.

Так же как и у северных оленей, у маралов используют мясо, шкуру, молоко, но главное их рога, их которых изготавливают лекарство. Выращивание маралов называется мараловодством.

А сможет ли северный олень жить у нас в Казахстане? Почему?

А маралы смогут жить в тундре?

-Но в тундре обитает животное, которое приносит убыток оленеводческому хозяйству. Этот свирепый, смышленый и выносливый, почти белый, под стать бескрайним белоснежным полям, хищный зверь. Послушайте, какой звук издаёт это животное.

(аудиозапись звук воя волка) (Ответ детей).(слайд тундровый волк) Правильно ребята, это тундровый волк. Запишите этого обитателя тундры в таблицу.

-Северные тундровые волки крупнее своих серых собратьев, обитающих в наших лесах. Шерсть у них светлая, теплая, длинная, а хвост опущен вниз. Охотятся они в одиночку или небольшими стаями. Стаю ведет опытный волк-вожак. Тундровые волки преследуют стада северных оленей. Вместе с ними они кочуют, перемещаясь зимой из тундры ближе к тайге. Чаще всего их жертвами становятся больные и старые животные, которые не могут быстро бегать и отстают от стада, тем самым предотвращая распространение болезней среди оленей. Не зря же волка называют санитаром тундры.

-Ребята вы внимательно слушали мой рассказ, скажите, как же волк приспособился к суровым условиям тундры. (Ответ детей – Он имеет густой мех). (7 слайд таблица) Правильно, запишите этот признак в таблицу.

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре

  1. Северный олень

  1. Тундровый волк


Густой мех, широкие копыта.

Густой мех


(слайд лемминг). Ещё один обитатель тундры - лемминг. Смотрим видео. Запишите этого обитателя себе в таблицу. Как пишется это слово, два мм. Этот зверёк похож на маленькую мышку или хомячка, длина его составляет 15 см. На мордочке от глаз идут две жёлтые полоски. Всю зиму лемминги живут под снегом. Ведь под снегом скрыты огромные запасы, которыми питается лемминг: ягоды, грибы, лишайники. Поэтому не удивительно, что у лемминга под снегом даже рождается потомство.

- Ребята, подумайте и скажите, как такой маленький зверёк приспособился к жизни в тундре.

- Правильно, (слайд таблица) его спасает подкожный слой жира. Запишите в таблицу приспособление лемминга к жизни в тундре.

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре

1.Северный олень

2.Волк

3.Лемминг


Густой мех

Густой мех

Подкожный слой жира


-Интересен тот факт, что лемминг отличается своей храбростью: он самоотверженно защищает свой домик и даже может укусить врага. Поэтому жители севера говорят о бесстрашном человеке «Смел, как лемминг!» Однако такое поведение не спасает их от многочисленных хищных обитателей тундры, для которых лемминги являются одним из основных объектов питания.

-От обилия леммингов зависит напрямую численность этих обитателей тундры. Посмотрите видео. Главный пушной зверь в тундре это песец. Запишите его в таблицу.

Работа с текстом учебника.

-На странице 41 найдите описание песца и прочитайте о нём.

Из прочитанного текста сделайте вывод, как же песец приспособился к суровому климату? (Ответ детей). Правильно, ребята, песцы имеют густой мех и защитную окраску. Запишите эти признаки в таблицу. (слайд таблица).

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре

1.Северный олень

2.Волк

3.Лемминг

4.Песец


Густой мех

Густой мех

Подкожный слой жира

Густой мех и защитная окраска



- На какого лесного обитателя, который живет в ВК, похож песец? (Ответ детей - песец похож на лису). Чем похож? (Ответ детей - у него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост). Чем отличается? (Ответ детей - цвет песцовой шубки не рыжий, а белый, зимой, иногда светло - серый или голубоватый – серый и чёрный летом).

Кроме песцов на леммингов охотятся птицы, обитающие в тундре.

Это - полярная сова. (слайд полярная сова). Запишите название птицы в таблицу.

Полярная сова или белая сова, как её ещё называют. Одна из самых крупных летающих птиц. В день полярная сова съедает не менее 4-х грызунов, чтобы насытиться. Эта птица летает почти бесшумно, охотиться предпочитает в ранние утренние или вечерние часы. У полярной совы – интересная внешность. Голова круглая, жёлтые глаза, чёрно-белые перья. Густое оперение с пухом, "мохнатые" ноги и белая окраска делают полярную сову хорошо приспособленной к жизни среди вечных льдов и снегов.

Скажите, как же приспособилась полярная сова к жизни в тундре? Правильно, у полярной совы густое оперение с пухом и защитная окраска, запишите эти признаки в таблицу. (слайд таблица).

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре

1.Северный олень

2.Волк

3.Лемминг

4.Песец

5.Полярная сова


Густой мех

Густой мех

Подкожный слой жира

Густой мех и защитная окраска

Густое оперение с пухом и защитная окраска


Северный олень, волки, лемминги, песцы, белая сова, являются постоянными жителями тундры. Весной прилетают много птиц: (слайд перелётные птицы) кулики, утки, гуси, лебеди, гагарки. Птицы летят в тундру ради богатого корма, так как весной и летом здесь очень много мошек и комаров.(слайд мошки и комары). Иногда мошки и комары заслоняют солнце, и в ясный солнечный день, кажется, что наступили сумерки. Птицам не надо здесь искать себе корм, они открывают рот навстречу ветру, и так в рот попадает огромное количество мошкары.

IV. Закрепление изученного.

-Подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по тундре и знакомство с её обитателями. Пришло время проверить, как вы усвоили полученные знания на уроке.

-Посмотрите на экран. (слайд различные животные). Назовите только тех животных, которые обитают в тундре.

Выберите признаки, которыми обладают животные в холодных условиях тундры?

Густой мех, голая кожа покрытая слизью, подкожный слой жира, яркое оперенье, защитная окраска, густое оперение с пухом, чешуя.

V. Рефлексия.

-Что понравилось больше всего на уроке? Ребята все вы сегодня молодцы, активно работали на уроке, и получили хорошие оценки.

VI. Домашнее задание.

Страница. 40 - 42 учебника; читать, подготовить мини-сообщение про одного из представителей животного мира тундры.

Спасибо, ребята, за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!