СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живые «чудовища» - многообразие глубоководных морских обитателей.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Земля – планета, на которой преобладает вода: более 70% ее поверхности покрыто водными просторами. Исследования её обитателей являются одной из наиболее увлекательных научных задач, в особенности изучение глубоководных экосистем.

Просмотр содержимого документа
«Живые «чудовища» - многообразие глубоководных морских обитателей.»

МБОУ «УВАРОВЩИНСКАЯ СОШ»

______________________________________________________











Живые «чудовища» - многообразие глубоководных морских обитателей.





Автор: Минина Софья Александровна,

ученица 10 « Б» класса

Научный руководитель:

Трушкина Ольга Александровна,

учитель биологии



Образовательное учреждение:

МБОУ «Уваровщинкая сош»

Кирсановского муниципального округа











Большая Уваровщина, 2024

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I . Жизнь океана. «Тайны живой природы»………………………………………...4

1.1. История исследований подводного мира ………………………………………………...4

1.2. Условия существования …………………………………………………………………….5

1.3. Удивительные обитатели морских глубин ………………………………………………6

1.4. Фантастические образы морских чудовищ ……………………………………………....6

Глава II. Практическая часть исследования……………………………………………...11

2.1.Анкетирование учащихся………………………………………………………………….11

III. Заключение ……………………………………………………………………………..…13

IV. Список используемой литературы……………………………………………………..14

V. Приложение………………………………………………………………………………....15























Введение

Актуальность. Земля – планета, на которой преобладает вода: более 70% ее поверхности покрыто водными просторами. Исследования её обитателей являются одной из наиболее увлекательных научных задач, в особенности изучение глубоководных экосистем.

Есть ли жизнь  на огромных глубинах океана? Еще пару столетий назад ученые с большой  уверенностью отвечали на этот вопрос отрицательно. Казалось невероятным, что  в полном мраке и холоде, имея в своем распоряжении минимальное  количество питательных веществ, могут  жить какие-либо существа. И все же в глубоководных зонах живут, развиваются, приспосабливаются к  непростым условиям и ведут борьбу за существование сотни видов  животных.

Мне стало интересно узнать, какие существа могут обитать здесь, в темных глубинах подводного мира. Рассказать и показать людям уникальных обитателей морской фауны, о существовании которых многие даже и не задумывались.

Цель работы: знакомство с разнообразием морских чудовищ через исследования и сбор информации о них.

Задачи:

1. Изучить научную литературу по проблеме исследования;

2. С помощью анкетирования выяснить, знают ли обучающиеся школы о многообразии глубоководных обитателей;

3. Составить обзорную характеристику глубоководных существ;

4. Рассказать учащимся школы (на классных часах, на уроках биологии) о фауне глубоководного мира.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы

2. Тестирование

3. Методы математической обработки данных

Гипотеза исследования: Знания о многообразии глубоководных морских обитателей, позволят расширить биологические знания о морских природных естественных системах.

Объект исследования: глубоководные морские «чудовища».

Предметом исследования: видовое разнообразие морской фауны на больших глубинах.







Глава 1. Жизнь океана. «Тайны живой природы».

1.1 История исследований подводного мира.

До середины XIX века в существование жизни  на глубине более полукилометра  не верил никто. В 1841 году  расчетным путем была установлена  граница в 540 метров, глубже которой,  по мнению ученых, жизнь была  невозможна. Такие данные не вызывали  сомнений до тех пор, пока  не случилось непредвиденное: телеграфный кабель, с целью ремонта извлеченный с глубины более 2 километров, оказался облеплен представителями глубоководной фауны – моллюсками и кораллами. В период с 1872 по 1876 гг англичане совершили уникальную по тем временам экспедицию, в ходе которой с глубины в 4,5 километра было извлечено несколько тысяч видов живых существ. В 1949 году ученые подняли вопрос о том, чтобы "отодвинуть" границу жизни в океане до отметки около 7 километров. В 50-е годы прошлого столетия в ходе двух экспедиций, практически одновременно организованных советскими и датскими исследователями, были изучены самые глубоководные места океана. Результаты были ошеломляющими – даже на максимальной 11-километровой глубине кипела жизнь.

В наше  время исследования глубоководной  фауны проводятся регулярно, и  каждая научная экспедиция приносит все новые и новые открытия. Специально оборудованное судно  выводится в точку, которая,  по расчетам специалистов, должна  находиться над невидимой глубоководной  впадиной. Далее дно океана исследуется  акустическим гидролокатором, на  основании полученных данных  рассчитываются сила, направление,  скорость течений на различных  глубинах. После проведения всех  подготовительных мероприятий в  океан опускается «орудие лова».  Главная задача исследователей  – проследить за тем, чтобы  оборудование коснулось океанического  дна в нужной точке. Специальное  приспособление, прикрепленное к  тросу, в течение нескольких  часов спускается на дно и  собирает там глубоководную массу,  состоящую из животных, грунта, камней, ила и песка. После подъема  подводный «груз» перемещается  в тончайшие сита. Размеры выловленных  животных различны – от микроскопических до относительно крупных. Мелкие существа особенно трудно извлекаются из образцов грунта, рассмотреть их можно только с использованием специального оборудования.

Когда спор о существовании жизни на огромной глубине (в так называемой «абиссальной зоне») был решен, возник другой вопрос: каким образом многочисленные виды живых существ туда попали? Ученые предположили, что в глубоководных  условиях древнейшие виды животных могли  быть «законсервированы» и лишены возможности  развиваться и эволюционировать. Но эта гипотеза не подтвердилась. Практически  все извлеченные на поверхность  представители глубоководной фауны  имеют близких родственников  среди животных, обитающих на небольшой  глубине. Другая теория говорит о  том, что древние обитатели вымерли во время последнего ледникового  периода, а нынешняя фауна переместилась  на большую глубину из мелководных  участков относительно недавно. Но и  это предположение не было подтверждена последними исследованиями.

Современные ученые выяснили, что эта фауна формировалась и видоизменялась на протяжении всей истории существования  органической жизни на нашей планете. В составе глубоководной фауны  присутствуют как очень древние  формы, так и относительно молодые. Наиболее древним животным, обитающим  в абиссали (на больших глубинах), считается неопилина – моллюск, много миллионов лет назад обитавший на мелководье и впоследствии перебравшийся на глубину в несколько тысяч метров.

1.2 Условия существования

При погружении на каждые сто метров давление повышается на 10 атмосфер. Несложно подсчитать, что  на километровой глубине давление составляет около 100 атмосфер. В абиссали царит  вечный мрак, даже самые слабые лучи света теряются в толще воды. Как  следствие, становится невозможным  процесс фотосинтеза. Температура  воды на дне глубоких впадин колеблется около нулевой отметки. По мере увеличения глубины в океане постепенно уменьшается  количество растений. Глубоководная  зона не балует своих обитателей большим  количеством питательных веществ. Сложно представить, какие живые  организмы могут существовать в  таких условиях. Но оказывается, не все так плохо. Глубоководные  животные не ощущают давления и не испытывают недостатка в кислороде. А питаются обитатели абиссали органическими  остатками, поступающими с верхних  слоев океана.

Вопреки предположениям, глубоководные обитатели не живут  в абсолютном мраке. Способностью излучать свет обладают многие животные. Чаще всего  такое свойство бывает присуще хищникам, но некоторые виды безобидных существ  также умеют светиться.

У отдельных  видов рыб светящиеся участки  расположены под глазами или  вдоль тела. Рыбы и ракообразные ориентируются в пространстве посредством  органов зрения. Но многие представители  глубоководной фауны видят очень  плохо, а некоторые – вообще не имеют глаз. Безусловно, света, излучаемого  животными, не хватает для того, чтобы  превратить глубоководный мир в  хорошо иллюминированное пространство. В глубоководных районах все-таки темно, по крайней мере, если судить по человеческим меркам. Поэтому ориентироваться  в пространстве и добывать пищу многие существа научились посредством осязания.

1.3. Удивительные обитатели морских глубин

Свое исследование я начала с изучения литературы. Это были книги, просмотр ТВ передач на исследовательскую тему, а также конечно большая помощь в интернет источниках.

Море, ассоциирующееся у большинства людей с летним отдыхом и прекрасным времяпрепровождением на песочном пляже под палящими лучами солнца, является источником большинства неразгаданных тайн, хранящихся в неизведанных глубинах. Плавая, веселясь и наслаждаясь морскими просторами во время отпусков, люди не догадываются, что находится недалеко от них. А там, в зоне глубокой непроглядной тьмы, куда не доходит ни один солнечный луч, где нет приемлемых условий для существования любых организмов, имеется глубоководный мир.

1.4. Фантастические образы морских чудовищ

Глубоководные монстры имеют устрашающе безобразный вид, ассоциирующийся с фантастическими образами, запечатленными на картинах самых смелых художников. Огромные пасти, острые зубы, отсутствие глаз, внешняя окраска – все это настолько непривычно, что кажется нереальным, выдуманным. На самом деле обитатели морских глубин с целью выживания вынуждены просто приспосабливаться к прихотям окружающей среды. После множества проведенных исследований ученые пришли к выводу, что и сегодня на морском дне могут существовать древнейшие формы жизни, спрятавшиеся на большой глубине от происходящих эволюционных процессов. И по сей день можно встретить пауков размером с тарелку и медуз с 6-метровыми щупальцами.





Батизаурус

Bathysaurus ferox считается самым глубоководным хищником из изученных. Она обитает на глубине 3,5 км. Его длина достигает 50-65 см. Это самая опасная хищная рыба всего океана. Она кровожадна и благодаря сверх острым зубам, которые размещены даже на ее языке.











Длиннорогий саблезуб

Хищная рыба, обитающая в тропических и субтропических водах всех океанов. Взрослые особи обитают на глубине 500—700 м, тогда как мальки — на глубине 100—200 м. По соотношению длины тела к длине зубов саблезуб имеет самые длинные зубы среди известных науке рыб. В длину рыба достигает размеров 18 см. Экологи назвали саблезуба самым страшным животным мира.



Гигантский макрурус.

Наиболее часто встречается в холодных водах Охотского моря, побережья Камчатки, вблизи Курильских и Командорских островов. По сравнению с другими глубоководными рыбами имеет гигантские размеры. Взрослые особи могут достигать 2-х метрового роста и массы в 20-30 кг. Обитает на глубинах от 140 до 3500 м.



Рыба-топорик

Это небольшая глубоководная рыба встречается в умеренных и тропических водах Мирового океана. Наиболее часто их можно встретить на глубинах от 200 до 600 метров. Однако известно, что они могут жить и на глубине 2 километра. Рыбки обладают специальными органами свечения – фотофорами, которые расположены на нижней половине тела. Зеленый свет, который они испускают, направляется вниз, создавая то, что называется противотеневым эффектом.

Акула-домовой

Глубоководная акула многих источниках упоминается как акула-гоблин. Морда этой акулы заканчивается длинным клювовидным выростом, а длинные челюсти могут далеко выдвигаться. Крупнейшая известная особь достигала длины 3,8 метра и весила 210 кг. Обитает на глубине от 200 метров, встречается в теплых и умеренных водах всех океанов.
















Мешкорот

Мешкороты достигают размеров до 2 м. Обитают на глубине от 2000 до 5000 метров. В силу скудности пищи на таких глубинах, мешкороты нередко наедаются впрок, заглатывая жертву целиком.

Из-за глубоководной среды обитания мешкороты пока ещё недостаточно изучены.

Плащеносная или гофрированная акула

Редкий глубоководный вид, который встречается во многих районах Атлантического и Тихого океана. Внешне больше похожа на морскую змею или угря. Встречается на глубине до 1570 м. Максимальная зафиксированная длина 2 м. Эта акула охотится подобно змее, сгибая своё тело и совершая резкий бросок вперёд.



Рыба-капля

Одно из самых странных существ глубинных вод. Ареал обитания – австралийское побережье, острова Тасмании и Новой Зеландии.  Предположительно живут на глубинах 600—1200 м. Длина рыбы не превышает 30 см. Вид изучен плохо. Жители азиатских стран считают мясо рыбы-капли деликатесом. Находится под угрозой исчезновения из-за расширения глубоководного рыбного промысла.



Меланоцет Джонсона или чёрный удильщик Джонсона

Является хищной глубоководной рыбой. У меланоцета есть фотофоры похожие на удочку, которые расположены на концах отростков, украшающих его голову. Самец имеет длину не более 3 см, в то время как самка достигает длины до 18 см. Обитают в умеренных и тропических областях всех мировых океанов на глубине от 100 до 4500 м.



Глава II. Практическая часть исследования

2.1. Анкетирование учащихся

С целью выяснить знают ли учащиеся школы о глубоководных существах, мной было разработано и проведено анкетирование, в котором участвовали 46 респондентов. Анкета состояла из 4 вопросов. На первый вопрос «Знаете ли вы о том, что в морях и океанах на глубине 5000 метров существует жизнь? » 49 % (22 человека) опрошенных ответило «Да», 30 % «Нет» (14 человек), 19 % затруднились ответить (10 человек).


По второму вопросу «Верите ли вы, что там обитают рыбы?» Были получены следующие данные: «Да» – 18 человек (39 %), «Нет» – 12 человек (26 %), «Затрудняюсь ответить» – 16 человек (35 %).

На вопрос «Знаете ли вы, почему большинство из них называют морскими «чудовищами?» большинство респондентов 83 % ответили что догадываются (38 человек), 15 % не имеют понятия (7 человек), 2 % затруднились ответить (1 человек).


Большинство учащихся (92%) хотели узнать о многообразии глубоководных обитателей и всего лишь 8 % это не интересно.


Так же нами был разработан дополнительный материал к уроку биологии по теме «Рыбы» (7 класс) - «Живые «чудовища» - многообразие глубоководных морских обитателей» (Приложение 2).





Заключение

В итоге, изучение необычных существ на дне океана представляет огромный интерес для нас, людей. Подводный мир полон удивительных созданий, которые могут нас поразить своими формами, цветами и адаптивными способностями. Исследования в данной области помогают расширить наши знания о природе и понять уникальность разнообразия жизни на Земле.

Кроме того, изучение этих "монстров"  имеет важное практическое значение. Многие из них обладают уникальными свойствами, которые могут помочь нам в различных областях. Например, изучение биолюминесцентных организмов может привести к разработке новых источников света или более эффективного освещения. Или же анализ способностей некоторых глубоководных существ может привести к созданию новых материалов с превосходными свойствами прочности и гибкости.

Научные исследования в области изучения  морских обитателей также помогают нам понять экосистемы и их влияние на нашу планету. Многие из этих существ являются ключевыми видами в своих ареалах, поддерживая баланс в природных сообществах. Если мы предпримем максимум усилий, чтобы защитить эти обитателей глубин, мы сможем сохранить природное равновесие и предотвратить негативные последствия, которые могут возникнуть при их исчезновении.

Таким образом, изучение необычных существ на дне океана является важным и интересным направлением исследований. Чем больше мы узнаем о них, тем больше пользы и восхищения мы можем получить от этого потрясающего и загадочного мира под водной гладью.


















Список используемой литературы

1. Афонькин С.Ю. В морях и океанах.- Балтийская книжная компания, 2008 Джеффикоу. Рыбы – Изд. Слово, 1998.

2. Зенкевич Л.А. Глубоководные впадины Тихого океана. «Вестн. АН СССР», 1953. № 12.

3. Панасенко Н., На дне Марианской впадины нашли то, что меньше всего ожидали увидеть, Российская газета, 14.05.2019.

4. Пикар Ж. Глубина 11 тысяч метров. Солнце под водой. Пер. с франц. М.И.Беленького. М., «Мысль», 1974.

5. Расс Т. С. Рыбы самых больших глубин. «Природа», 1998, № 7.

6. «Марианская впадина Погружение на дно Земли» Д.Кэмерон, National Geographic.

Документальный фильм Д.Кэмерон «Вызов Бездне», 2014 г.

7. http://underwater.su/books/ Человек и подводный мир.

8. http://naukarus.com/novyy-spusk-v-marianskuyu-vpadinu

9.https://www.geokniga.org/labels/20315?ysclid=ludsfavu49346167233

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Марианский_жёлоб

















Приложение 1

Анкета «Что мы знаем о глубоководных морских обитателях».


1. Знаете ли вы о том, что в морях и океанах на глубине 5000 метров существует жизнь?

1) Да

2) Нет

3) Затрудняюсь ответить

2. Верите ли вы, что в морях и океанах на глубине 5000 метров обитают рыбы?

1) Да

2) Нет

3) Затрудняюсь ответить

3. Знаете ли вы, почему большинство из них называют морскими «чудовищами?

1) Да

2) Нет

3) Затрудняюсь ответить

4. Хотели ли Вы узнать о многообразии глубоководных обитателей?

1) Хотелось узнать

2) Не интересно


























Приложение 2

Разработка дополнительного материала к уроку по теме «Рыбы» (7 класс)

Живые «чудовища» - многообразие глубоководных морских обитателей

Цель: Расширение и систематизация знаний обучающихся о подводном мире его обителях, их особенностях и разнообразии.

Задачи:

- расширять знания обучающихся о подводном мире и его обитателях;

- развивать творческую активность;

- корректировать восприятие, внимание путем наблюдения и сравнения;

- развивать умение работать в группе.

- воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать и охранять её;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

- презентационное сопровождение занятия, выполненное в программе PowerPoint;

- мультимедиа оборудование (компьютер с подключёнными колонками, мультимедийный проектор, экран).

Ход занятия

СЛАЙД - заставка

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами, на нашем занятии познакомимся с теми, которых никогда не видели!

СЛАЙД - земля

Ребята, обратите внимание на фотографию нашей земли!

Какой цвет вы наблюдаете больше всего? Конечно – голубой, синий.

¾ земного шара покрыто водой. Это океаны, моря, реки — ведь голубым, цветом на карте обозначают воду. Вода играет большую роль в жизни человека. Какую?

Ребята, скажите, кто всю жизнь проводит в воде?

Совершенно верно! Недаром говорят: «Рыбы — дети воды». Они живут и в соленой воде, и в пресной. Рыб в мире огромное количество — морские, речные, озерные, аквариумные. А ещё вода является домом для множества других живых организмов.

Назовите, какие вы знаете…

СЛАЙД – МОРСКИЕ ЖИТЕЛИ

Кроме рыб в морях и океанах обитают: крабы, морские звёзды, медузы, кораллы. И в данный момент в них обитают больше половины всех животных, растений и рыб.

Ребята, вы все любите путешествовать?

Сегодня мы с вами окунемся в подводный мир. Ведь тема нашей встречи — «Живые «чудовища морских глубин». Эти удивительные обитатели относятся к классу Рыбы.

Что нам необходимо, для того чтобы попасть в самые глубины морского пространства?

Какие приспособления придумал и смастерил человек для этого?

Акваланг устройство для дыхания человека под водой, его создал знаменитый исследователь морских глубин Жак Иф Кусто в 1943 году.

А человек, который погружается в воду, называется аквалангист!

СЛАЙД – акваланг

Молодцы! А теперь, мы с вами отправимся в увлекательное морское путешествие на очень большую глубину. Нам предстоит познакомиться с очень интересными обитателями.

Вы готовы?

Тогда отправляемся.

Глубоководные монстры имеют устрашающе безобразный вид, ассоциирующийся с фантастическими образами, запечатленными на картинах самых смелых художников. Огромные пасти, острые зубы, отсутствие глаз, внешняя окраска – все это настолько непривычно, что кажется нереальным, выдуманным. На самом деле обитатели морских глубин с целью выживания вынуждены просто приспосабливаться к прихотям окружающей среды. После множества проведенных исследований ученые пришли к выводу, что и сегодня на морском дне могут существовать древнейшие формы жизни, спрятавшиеся на большой глубине от происходящих эволюционных процессов. И по сей день можно встретить пауков размером с тарелку и медуз с 6-метровыми щупальцами.

СЛАЙД Батизаурус

Bathysaurus ferox считается самым глубоководным хищником из изученных. Она обитает на глубине 3,5 км. Его длина достигает 50-65 см. Это самая опасная хищная рыба всего океана. Она кровожадна и благодаря сверх острым зубам, которые размещены даже на ее языке.



СЛАЙД Длиннорогий саблезуб

Хищная рыба, обитающая в тропических и субтропических водах всех океанов. Взрослые особи обитают на глубине 500—700 м, тогда как мальки — на глубине 100—200 м. По соотношению длины тела к длине зубов саблезуб имеет самые длинные зубы среди известных науке рыб. В длину рыба достигает размеров 18 см. Экологи назвали саблезуба самым страшным животным мира.

СЛАЙД Гигантский макрурус.

Наиболее часто встречается в холодных водах Охотского моря, побережья Камчатки, вблизи Курильских и Командорских островов. По сравнению с другими глубоководными рыбами имеет гигантские размеры. Взрослые особи могут достигать 2-х метрового роста и массы в 20-30 кг. Обитает на глубинах от 140 до 3500 м.

СЛАЙД Рыба-топорик

Это небольшая глубоководная рыба встречается в умеренных и тропических водах Мирового океана. Наиболее часто их можно встретить на глубинах от 200 до 600 метров. Однако известно, что они могут жить и на глубине 2 километра. Рыбки обладают специальными органами свечения – фотофорами, которые расположены на нижней половине тела. Зеленый свет, который они испускают, направляется вниз, создавая то, что называется противотеневым эффектом.

СЛАЙД Акула-домовой

Глубоководная акула многих источниках упоминается как акула-гоблин. Морда этой акулы заканчивается длинным клювовидным выростом, а длинные челюсти могут далеко выдвигаться. Крупнейшая известная особь достигала длины 3,8 метра и весила 210 кг. Обитает на глубине от 200 метров, встречается в теплых и умеренных водах всех океанов.

СЛАЙД Мешкорот

Мешкороты достигают размеров до 2 м. Обитают на глубине от 2000 до 5000 метров. В силу скудности пищи на таких глубинах, мешкороты нередко наедаются впрок, заглатывая жертву целиком.

Из-за глубоководной среды обитания мешкороты пока ещё недостаточно изучены.

СЛАЙД Плащеносная или гофрированная акула

Редкий глубоководный вид, который встречается во многих районах Атлантического и Тихого океана. Внешне больше похожа на морскую змею или угря. Встречается на глубине до 1570 м. Максимальная зафиксированная длина 2 м. Эта акула охотится подобно змее, сгибая своё тело и совершая резкий бросок вперёд.



СЛАЙД Рыба-капля

Одно из самых странных существ глубинных вод. Ареал обитания – австралийское побережье, острова Тасмании и Новой Зеландии.  Предположительно живут на глубинах 600—1200 м. Длина рыбы не превышает 30 см. Вид изучен плохо. Жители азиатских стран считают мясо рыбы-капли деликатесом. Находится под угрозой исчезновения из-за расширения глубоководного рыбного промысла.

СЛАЙД Меланоцет Джонсона или чёрный удильщик Джонсона

Является хищной глубоководной рыбой. У меланоцета есть фотофоры похожие на удочку, которые расположены на концах отростков, украшающих его голову. Самец имеет длину не более 3 см, в то время как самка достигает длины до 18 см. Обитают в умеренных и тропических областях всех мировых океанов на глубине от 100 до 4500 м.

Итак, мы закончили знакомство с глубоководными рыбами морей и океанов. И я предлагаю вам творческую работу.

Творческая работа

Ребята, у вас на столах лежат шаблоны для аппликации. У каждого разное животное, с которыми мы сегодня познакомились. Ваша задача, правильно приклеить детали, чтобы получился обитатель морской фауны!

СЛАЙД - Во время работы детей, звучит музыка…

Выполненные работы приклеиваются на плакат с изображенным морем…

Заключительная часть

А теперь небольшая разминка!!!

— Назовите самое большое животное в мире. (Кит)

— Назовите самое умное морское животное. (Дельфин)

— Кого называют грозой морей? (Акулу)

— Как называется река со стеклянными берегами, которая никуда не течет? (Аквариум)

— Из чего выклёвываются крошечные рыбки? (Из икры, каждая икринка — это яйцо рыбы.)

— «У родителей и деток вся одежда из монеток». О каких монетках идет речь в загадке? (О рыбьей чешуе.)

Расскажите мне, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?

Рассказы детей

Спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии. До новых встреч!!!!







Фото с мероприятия.



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!