МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ №122 г. ДОНЕЦКА»
«ЖИВЫЕ СИМВОЛЫ ДОНБАССА»
Внеклассное мероприятие
Курохтина Мария Викторовна
Учитель биологии
Донецк - 2020
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. Внеклассная работа по биологии предоставляет большие возможности для раскрытия красоты и уникальности природы родного края, стремления лучше узнать, сберечь и защитить ее. Для успешного решения задачи патриотического воспитания необходимо использовать при разработке внеклассных мероприятий по биологии дополнительный эколого-краеведческий материал, который позволит на примере своего региона изучить особенности природы и проблемы окружающей среды, а также способствует формированию у школьников чувства любви и привязанности к родному краю.
Данное внеклассное мероприятие по биологии способствует формированию у обучающихся целостного представления о природе родного края через интеграцию предметных знаний по биологии, экологии, краеведению, географии.
Внеклассное мероприятие проводится в форме игры-викторины.
В игре принимают участие 2 команды, ведущий и жюри. Каждая команда выполняет задания конкурсов на время, если одна команда не справляется с заданием, то оно переходит к другой. За каждое правильно выполненное задание команды получают призовые баллы (и дополнительные). Выиграет та команда, которая заработает больше баллов по сумме 5 конкурсов и дополнительного раунда.
Подготовка к игре: Эту игру можно провести как большое финальное мероприятие предметной недели биологии в школе. Команды для этой игры можно составить из учащихся разных классов или одного. Конкуры мероприятия различной направленности: музыкальный, экологический, художественный, практический и др. В конце игры подводятся итоги и награждаются победители.
Игра-викторина стимулирует учащихся к получению новых знаний, расширяет кругозор, повышает интерес к предмету.
Живые символы Донбасса
Цели проекта:
приобщение учащихся к изучению природы родного края, интересу к местным природным достопримечательностям, воспитание любви к родному краю через интеграцию предметных знаний.
Задачи проекта:
Образовательная:
- формирование у обучающихся целостного представления о природе родного края через интеграцию предметных знаний по биологии, экологии, краеведению, географии.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к изучению природы родного края;
- развивать творческие способности обучающихся;
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- развивать способность к эмоционально-эстетическому восприятию природы;
Воспитательные:
-воспитывать экологическое мышление;
- воспитывать чувство гордости, ответственности за родную природу.
Форма организации: групповая работа
Оборудование: игровые карточки, фонограмма голосов птиц, коллекция полезных ископаемых, карточки с заданиями
Сроки реализации: декабрь 2020 года
Участники: учащиеся 8 класса (2 команды, ведущий, жюри)
Структура мероприятия
I. Организационный момент – представление команд, жюри, объяснение правил игры.
Ведущий: Мы рады видеть вас сегодня на нашей викторине, которая посвящена нашему родному краю. Оценивать нашу игру будет жюри в составе 3 человек. У каждой команды должно быть свое биологическое название. Мы с вами заранее разделились на команды, придумали название, как какая команда будет называться. Прошу команды представиться и поприветствовать друг друга.
Ведущий: Девиз нашей игры: «Люби и знай родной наш край!». Удачи всем участникам.
II. Проведение игры-викторины.
Ведущий: Итак, начинаем наше мероприятие конкурсом № 1: «Разминка» («Живой символ»).
Каждая из команд получает конверты с разрезной карточкой, с изображением живых достопримечательностей нашего края. Вы должны собрать по 1 картинке и назвать изображенный на ней объект, дать его краткое биологическое описание. За правильное выполнение задания каждая из команд получает по 1 баллу.
Команды детей собирают картинки.
Карточка №1. Роза
Карточка № 2. Тюльпан Шренка
Конкурс № 2 (музыкальный): «Звуки природы. Голоса птиц».
Звучит фонограмма с записью голосов птиц-символов нашего края. Команды угадывают, чьи голоса они услышали. За каждый правильный ответ – 1 балл. Учащимся предлагается дополнительно вспомнить интересные факты о каждой отгаданной ими птице. За выполнение дополнительного задания команда получает еще по 2 балла.
1. Перепел обыкновенный
2. Серая куропатка
3. Пустельга степная
4. Фазан
5. Горлица
6. Овсянка
7. Кукушка обыкновенная
8. Сойка
9. Большой пестрый дятел
10. Большая синица
Конкурс № 3 (геологический): « Подземные богатства Донбасса».
Работа учащихся с коллекцией минералов – полезных ископаемых. Командам выдаются коробки, содержащие по 2 образца знаменитых ископаемых нашего края. За каждый правильно определенный по описанию на коробке образец (учащимся предлагается дополнительно вспомнить историю происхождения, особенности и применение минерала) команда зарабатывает по 1 баллу.
Коробка №1
1. образец: каменный уголь
2. образец: гранит
Коробка №2
1. образец: каменная соль
2. образец: бурый уголь
Конкурс № 4: «Природа и наша безопасность. Ядовитые растения, грибы и животные нашего края».
Задания командам:
Вспомнить как можно больше названий ядовитых животных, растений и грибов нашего края за 3 минуты.
Угадать по картинке с фото и описанием название ядовитых организмов.
Задания для разгадывания с картинками:
1.Двухлетнее травянистое растение, обладает специфическим дурманящим ароматом. Розетка выемчато-перистых нарезных листьев удлиненной формы. Цветки крупные, грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками (белена).
2. Шляпочный гриб. Шляпка белая, или бледно-зеленая. Ножка белая с пленчатым бело-желто-зеленоватым кольцом-покрывалом. Очень ядовитый (бледная поганка).
3. Небольшая змея, длина туловища обычно не превышает 60 см. Сверху туловище буровато-серого цвета, обычно более светлого вдоль спины, с темной зигзагообразной полосой, иногда разбитой на отдельные части или пятна. Бока туловища в темных не резких пятнах (степная гадюка).
4. Встречается повсеместно на полях, в изобилии в огородах, у жилья, в сорных местах. Цветет некрупными цветками, собранными в соцветия, затем образуются некрупные зеленые плоды, которые меняют свой цвет на черный. Незрелые плоды и корни содержат ядовитые вещества и могут вызвать отравление (паслен черный).
5. Вид пауков из семейства пауков-волков. Обитают в глубоких норках, ночью охотятся на насекомых. Ловчих сетей они не плетут, паутину используют только в качестве покрытия стен норки и при строительстве яйцевого кокона (таранул).
Составить на листе А4 памятку первой помощи:
Команда №1: при укусе ядовитых животных;
Команда №2: при отравлении ядовитыми растениями и грибами.
Конкурс № 5 (экологический): «Зеленый город».
Зарисовать и подписать на заранее заготовленном условном рисунке города растения, устойчивые к жизни в городской среде. Побеждает команда, указавшая наибольшее число подходящих для озеленения видов.
Дополнительный раунд «Как называется...».
Вопросы-загадки:
Очень редкий вид травянистых растений. Единственная в мире популяция этого растения произрастает в заповеднике Каменные Могилы и составляет девять миллионов особей. С виду не очень примечательные желтые цветы растут на гранитных скалах. Он размножается семенами и ни разу не покидал пределов «могил».
( Ответ: тысячелистник голый)
2. Этот лес считается самым большим в Европе, выращенным человеком. Его основали более 150 лет назад, что послужило толчком для степного лесоразведения.
(Ответ: Великоанадольский лес)
3. Совокупность работ, связанных с созданием и использованием растительных насаждений с целью улучшения экологического состояния окружающей среды и благоустройства территории.
(Ответ: озеленение)
III. Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий. Родной степной наш край, тебя прекрасней в мире нет! Давайте же сохраним потомкам то, что досталось нам от предыдущих поколений. Давайте любить родную землю и умножать ее природные богатства.
Список использованной литературы:
Биологическое краеведение: Растительный мир Донбасса. 2-е издание, дополненное и переработанное / Сост. Антропова О.В., Андреева Е.А., Данильченко О.В., Криворучко Н.А. - Донецк, 2016. – 62 с.
Загадки о растениях [Электронный ресурс] – URL: http://school-work.net/zagadki/pro-rasteniya (дата обращения: 08.09.2020).