СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живые символы Донбасса : внеклассное мероприятие по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное  внеклассное мероприятие  по биологии   способствует формированию у обучающихся целостного представления о природе  родного края через интеграцию предметных знаний по биологии, экологии, краеведению, географии.

Просмотр содержимого документа
«Живые символы Донбасса : внеклассное мероприятие по биологии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ №122 г. ДОНЕЦКА»











«ЖИВЫЕ СИМВОЛЫ ДОНБАССА»

Внеклассное мероприятие





Курохтина Мария Викторовна

Учитель биологии

















Донецк - 2020

Пояснительная записка

Одним из важнейших направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. Внеклассная работа по биологии предоставляет большие возможности для раскрытия красоты и уникальности природы родного края, стремления лучше узнать, сберечь и защитить ее. Для успешного решения задачи патриотического воспитания необходимо использовать при разработке внеклассных мероприятий по биологии дополнительный эколого-краеведческий материал, который позволит на примере своего региона изучить особенности природы и проблемы окружающей среды, а также способствует формированию у школьников чувства любви и привязанности к родному краю.

Данное внеклассное мероприятие по биологии способствует формированию у обучающихся целостного представления о природе родного края через интеграцию предметных знаний по биологии, экологии, краеведению, географии.

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры-викторины.

В игре принимают участие 2 команды, ведущий и жюри. Каждая команда выполняет задания конкурсов на время, если одна команда не справляется с заданием, то оно переходит к другой. За каждое правильно выполненное задание команды получают призовые баллы (и дополнительные). Выиграет та команда, которая заработает больше баллов по сумме 5 конкурсов и дополнительного раунда.

Подготовка к игре: Эту игру можно провести как большое финальное мероприятие предметной недели биологии в школе. Команды для этой игры можно составить из учащихся разных классов или одного. Конкуры мероприятия различной направленности: музыкальный, экологический, художественный, практический и др. В конце игры подводятся итоги и награждаются победители.

Игра-викторина стимулирует учащихся к получению новых знаний, расширяет кругозор, повышает интерес к предмету.

Живые символы Донбасса


Цели проекта:

приобщение учащихся к изучению природы родного края, интересу к местным природным достопримечательностям, воспитание любви к родному краю через интеграцию предметных знаний.

Задачи проекта:

Образовательная:

- формирование у обучающихся целостного представления о природе родного края через интеграцию предметных знаний по биологии, экологии, краеведению, географии.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к изучению природы родного края;

- развивать творческие способности обучающихся;

- способствовать расширению кругозора учащихся;

- развивать способность к эмоционально-эстетическому восприятию природы;


Воспитательные:

-воспитывать экологическое мышление;

- воспитывать чувство гордости, ответственности за родную природу.


Форма организации: групповая работа


Оборудование: игровые карточки, фонограмма голосов птиц, коллекция полезных ископаемых, карточки с заданиями


Сроки реализации: декабрь 2020 года

Участники: учащиеся 8 класса (2 команды, ведущий, жюри)



Структура мероприятия


I. Организационный момент – представление команд, жюри, объяснение правил игры.

Ведущий: Мы рады видеть вас сегодня на нашей викторине, которая посвящена нашему родному краю. Оценивать нашу игру будет жюри в составе 3 человек. У каждой команды должно быть свое биологическое название. Мы с вами заранее разделились на команды, придумали название, как какая команда будет называться. Прошу команды представиться и поприветствовать друг друга.

Ведущий: Девиз нашей игры: «Люби и знай родной наш край!». Удачи всем участникам.


II. Проведение игры-викторины.

Ведущий: Итак, начинаем наше мероприятие конкурсом № 1: «Разминка» («Живой символ»).

Каждая из команд получает конверты с разрезной карточкой, с изображением живых достопримечательностей нашего края. Вы должны собрать по 1 картинке и назвать изображенный на ней объект, дать его краткое биологическое описание. За правильное выполнение задания каждая из команд получает по 1 баллу.

Команды детей собирают картинки.

Карточка №1. Роза


Карточка № 2. Тюльпан Шренка


Конкурс № 2 (музыкальный): «Звуки природы. Голоса птиц».

Звучит фонограмма с записью голосов птиц-символов нашего края. Команды угадывают, чьи голоса они услышали. За каждый правильный ответ – 1 балл. Учащимся предлагается дополнительно вспомнить интересные факты о каждой отгаданной ими птице. За выполнение дополнительного задания команда получает еще по 2 балла.

1. Перепел обыкновенный

2. Серая куропатка

3. Пустельга степная

4. Фазан

5. Горлица

6. Овсянка

7. Кукушка обыкновенная

8. Сойка

9. Большой пестрый дятел

10. Большая синица



Конкурс № 3 (геологический): « Подземные богатства Донбасса».

Работа учащихся с коллекцией минералов – полезных ископаемых. Командам выдаются коробки, содержащие по 2 образца знаменитых ископаемых нашего края. За каждый правильно определенный по описанию на коробке образец (учащимся предлагается дополнительно вспомнить историю происхождения, особенности и применение минерала) команда зарабатывает по 1 баллу.

Коробка №1

1. образец: каменный уголь

2. образец: гранит

Коробка №2

1. образец: каменная соль

2. образец: бурый уголь


Конкурс № 4: «Природа и наша безопасность. Ядовитые растения, грибы и животные нашего края».

Задания командам:

  1. Вспомнить как можно больше названий ядовитых животных, растений и грибов нашего края за 3 минуты.

  2. Угадать по картинке с фото и описанием название ядовитых организмов.

Задания для разгадывания с картинками:

1.Двухлетнее травянистое растение, обладает специфическим дурманящим ароматом. Розетка выемчато-перистых нарезных листьев удлиненной формы. Цветки крупные, грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками (белена).

2. Шляпочный гриб. Шляпка белая, или бледно-зеленая. Ножка белая с пленчатым бело-желто-зеленоватым кольцом-покрывалом. Очень ядовитый (бледная поганка).

3. Небольшая змея, длина туловища обычно не превышает 60 см. Сверху туловище буровато-серого цвета, обычно более светлого вдоль спины, с темной зигзагообразной полосой, иногда разбитой на отдельные части или пятна. Бока туловища в темных не резких пятнах (степная гадюка).

4. Встречается повсеместно на полях, в изобилии в огородах, у жилья, в сорных местах. Цветет некрупными цветками, собранными в соцветия, затем образуются некрупные зеленые плоды, которые меняют свой цвет на черный. Незрелые плоды и корни содержат ядовитые вещества и могут вызвать отравление (паслен черный).

5. Вид пауков из семейства пауков-волков. Обитают в глубоких норках, ночью охотятся на насекомых. Ловчих сетей они не плетут, паутину используют только в качестве покрытия стен норки и при строительстве яйцевого кокона (таранул).


  1. Составить на листе А4 памятку первой помощи:

Команда №1: при укусе ядовитых животных;

Команда №2: при отравлении ядовитыми растениями и грибами.


Конкурс № 5 (экологический): «Зеленый город».

Зарисовать и подписать на заранее заготовленном условном рисунке города растения, устойчивые к жизни в городской среде. Побеждает команда, указавшая наибольшее число подходящих для озеленения видов.

Дополнительный раунд «Как называется...».

Вопросы-загадки:

  1. Очень редкий вид травянистых растений. Единственная в мире популяция этого растения произрастает в заповеднике Каменные Могилы и составляет девять миллионов особей. С виду не очень примечательные желтые цветы растут на гранитных скалах. Он размножается семенами и ни разу не покидал пределов «могил».

( Ответ: тысячелистник голый)

2. Этот лес считается самым большим в Европе, выращенным человеком. Его основали более 150 лет назад, что послужило толчком для степного лесоразведения.

(Ответ: Великоанадольский лес)

3. Совокупность работ, связанных с созданием и использованием растительных насаждений с целью улучшения экологического состояния окружающей среды и благоустройства территории.

(Ответ: озеленение)

III. Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий. Родной степной наш край, тебя прекрасней в мире нет! Давайте же сохраним потомкам то, что досталось нам от предыдущих поколений. Давайте любить родную землю и умножать ее природные богатства.



Список использованной литературы:


  1. Биологическое краеведение: Растительный мир Донбасса. 2-е издание, дополненное и переработанное / Сост. Антропова О.В., Андреева Е.А., Данильченко О.В., Криворучко Н.А. - Донецк, 2016. – 62 с.

  2. Загадки о растениях [Электронный ресурс] – URL: http://school-work.net/zagadki/pro-rasteniya (дата обращения: 08.09.2020).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!