СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ.

ТЕМА УРОКА «Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать»

Организационная информация

Тема урока

Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать.

Предмет

Биология

Класс

9А- 9В-

9Б- 9Г-

Автор урока (ФИО)

Могушкова Илона Багаудиновна

Образовательное учреждение

ГБОУ «Центр образования г. Магас»

Учебник соответствует ФГОС

9 класса «Биология. Живые системы и экосистема» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко



Методическая информация

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Развитие познавательной активности учащихся, умение реализовать имеющие знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях.

Задачи урока

— сформировать интерес к изучению нового курса;

— продолжить формирование информационной компетентности и навыков работы со структурой учебника и его сопровождением;

— развить знания о системной организации жизни на Земле на основе знакомства с разнообразием и свойствами живых систем и экосистем; — раскрыть роль наук, изучающих живые системы.

Планируемый результат

называть живые системы и экосистемы, иллюстрировать их примерами; определять понятия по теме урока; описывать свойства живых систем и экосистем

Основные понятия

система, живые системы (биосистемы), экосистемы, элемент, свойства живых систем; социальная экология,

эволюционное учение, антропология, генетика, селекция

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор. Раздаточные карточки.



Этапы урока,

время

Основное содержание деятельности учителя

Виды деятельности ученика

1.Орг.

момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

Перед тем, как перейти к изучению новой темы, нам с вами необходимо вспомнить: Что такое биология? Биология – совокупность наук о живой природе. Вспомните, сочетанием, каких двух греческих слов, образовано слово «биология»? (путем сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - слово, учение). Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.

В этом учебном году перед нами стоит цель: выяснить причины многообразия видов на планете. Для достижения цели нам необходимо решить несколько задач. Ребята, как вы думаете, какие задачи нам необходимо решить?

Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Задачи: • выяснить происхождение жизни на Земле • узнать, как развивалась жизнь на планете • познакомиться с механизмом образования видов • установить взаимосвязь между организмами; организмами и окружающей средой • выяснить структурную организацию живых организмов

Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.

3. Мотивационный этап

Биология - наука о живой природе. Я осмелюсь утверждать, что из всех знаний самыми полезными для нас знания природы, ее законов. Ж. Б. Ламарк

Для того чтобы решить эту задачу, мы начнем с изучения темы:

Учащиеся называют тему урока, ставят цель и задачи урока.

Узнаем: Чем живые сист. отличаются от неживой природы.

О разнообразии и иерархии ЖС и экосистем.

4.

Изучение новой темы

Для начала нам необходимо дать определение термина «Жизнь». Жизнь - это принцип существования сложных биологических систем, состоящих из крупных органических молекул и способных самовоспроизводиться и поддерживать свое существование в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой. Любая живая система обладает иерархической структурой или уровнями организации. Какие уровни организации вам известны?

Для того, чтобы определить какими свойствами обл. ЖС нам необходимо ответить на следующие вопросы:
1)Почему организм представляет собой единое целое? Дайте определение понятий: система, элемент.

2) Назовите главные особенности живых систем.

3) Какие науки изучают живые системы и экосистемы?


(2\1)Молекулярный ---- клеточный----тканевой---органный организменный ----Популяционный---- Биоценотический Биогеоценотический (экосистемный)---- Биосферный.

1)Ответ. Организм представляет собой едино целое, так как он является биологической системой, состоящий из взаимосвязанных и соподчинённых элементов, взаимоотношения которых и особенности строения подчинены их функционированию. Клетки объединяются в ткани, ткани в органы, органы в системы органов, системы органов – в функциональные системы. Согласованная работа компонентов организма обеспечивается за счет нервной и гуморальной регуляции, направленной на поддержание постоянства внутренней среды организма – гомеостаз. Ответ. Система – целостность, в которой все элементы настолько взаимосвязаны, что выступают по отношению к окружающей среде нечто единое целое. Элемент – единица системы, выполняющая определенную функцию.

2)Ответ. Главные особенности живых систем:

Открытость – обмен веществ и энергии с внешней средой;

Саморегуляция - способность сохранять динамическое постоянство состава и свойств;

Самовоспроизведение – способность воспроизводить себе подобных систем;

Эволюция - историческое развитие живых систем.

3)Ответ. Живые системы и экосистемы изучают такие науки как:

Экология – наука, изучающая связи видов в сообществе, взаимоотношения групп организмов со средой обитания;

Эволюционное учение – наука, изучающая историческое развитие живой природы;

Антропология – наука, изучающая происхождение человека;

Социальная экология – наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и природы;

Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов, в том числе организма человека.;

Селекция – наука о методах создания сортов, гибридов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.

5.Закрепление изученного материала

Тест с электронного приложения по теме.

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

6. Рефлексия

«Лестница успеха» сегодня я узнал…

я понял, что…

было трудно…


5. Домашнее задание.


Комментирует домашнее задание: §1

Осмысливают объем задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!