«Отечество »
«Жизнь, быт и традиции русской деревни»
Моя малая родина ….
Русская деревня
- Предметом изучения стали традиции и нормы жизни местных жителей, связанные с жилищем, его внутренней планировкой и домашней утварью, а также семейным укладом .
- Актуальность выбранной темы заключается также в том, что в данном селе я проживаю и мне захотелось собрать материал о жизни односельчан, а в дальнейшем использовать в работе краеведческого кружка школы.
- Цель работы :
- Изучить жизнь местного крестьянства конца XIX – начала XX века познать жизненное пространство своего села, его прошлое,
- Найти ответы на интересующие меня вопросы путем личных контактов у ныне живущих людей, которые хорошо помнят рассказы отцов и дедов, а сами родились в 20-30 годы в селе Калаис. Попытаться осознать процессы, происходившие в непосредственной близости от меня и моих родственников.
Деревня начинается с крестьянского дома, где «красный угол подобен заре, потолок – небесному своду, а матица – Млечному Пути» С Есенин
Деревенская изба.
1.Школа. 2.Бывший учительский дом.
- Вспоминает Гриднева М.Ф. (1928 г.р., ) : «Испокон веку пол и потолок клали в одном направлении – вдоль избы к входной двери. Такой был обычай. И в моей избе, и у соседей» (записано 10.09.08.).
Амбары, кладовые, погреба
нередко ставили на улице, напротив окон домов. В селе было принято строить у каждого дома кладову́ или погреб . Все сооружалось из камня, с железными дверями, в основании плоской крыши плотно уложенные жерди, залитые сверху красной глиной.
Рассказывает Белякова П.М ., коренная жительница с. Калаис 1923 г.р. (записано 01.07.02): « К лету в кладову́ выносили валенки, шубы, сундуки – все, что было получше в семье.
Завершая исследования по данной теме, я узнал ( до 1987 года моя бабушка, Худякова А.М., заготавливала снег в погребе) , что на лето в погреб заготавливали снег и лед, в нем хранили молочные продукты: сметану, масло, творог, а также соленья и мясо.
Русская печь
Печь занимала достаточно большую площадь в избе и стояла в углу справа или слева от входной двери, устьем была обращена к противоположной стороне. Так как печи строились высокими, необходимы были приспособления, чтобы залезть на лежанку
Русская печь не только варила, жарила и парила, но была также местом отдыха, сна, лечения и хранения кухонной утвари.
Так как по сей день печь сохранилась в том виде, что и в начале XX века.
(записано со слов Кирюхиной Н.К. 7.07.02 , фотографировали печь в ее доме).
Н.К. Кирюхина воспоминает: «Раньше, мне рассказывала мама, русская печь топилась по- черному, т. е. дым выходил через окна и двери. Все ребятишки, всегда убегали из избы»
По мнению всех, без исключения, опрошенных главной в избе была русская печь. Ее ставили на четырех обтесанных камнях, обмазанных глиной, так называемых пнях, на них клали доски, а сверху уже кирпич. Говорили: « У меня печь на пнях, долго простоит». Вспоминает Кудрявцева А. К. 1927 г.р.. (записано 10.07.02): « Печника выбирали, нужен был хороший мастер, чтобы печь хорошо топилась, иначе жить семье в дыму, холоде и сырости. Боялись его обидеть, так уж велось, что многие мастеровые люди знали заговоры. Если хозяин был скупой и угощал плохо, печник мог сыграть злую шутку, в трубу печи он подвешивал гусиное перо и во время сильного ветра в трубе раздавался сильный гуд.».
Планировка и внутреннее убранство жилища. Домашняя утварь.
Колыбелька
На гибкой жерди - очепе - висит лубяная колыбелька (зыбка) под домотканым пологом. Обычно крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую-либо работу, пряла, шила, вышивала. Про такую зыбку на очепе в народе сложена загадка: "Без рук, без ног, а кланяется". Первый год жизни, иногда дольше, ребенок спал зы́бке.
Зыбка держалась на 4 веревках, сходящихся в одну, и привязанных к о́чепу (тонкая длинная жердь). Существовало несколько способов подвешивания зыбки. Гриднева А.К 1917 г.р. говорит, что «в потолок или в матку вбивалось кольцо, в которое продевался о́чеп, на один конец вешалась зы́бка, а другой упирался в потолок» (записано 24.06.02).
Убранство жилища
Как говорит старожилы, на праздники стены комнат украшали вышитыми полотенцами, которые женщины приносили в дом с приданым.
К сожалению, полотенец тех лет сохранилось очень мало. Однако, Кирюхина Н.К бережно хранит их как память о матери и о своей молодости.
Мебель из прошлого века…
Так как необходимо ежедневно соблюдать элементарные правила личной гигиены, в доме обязательно должен быть умывальник.
Умывальники изучаемого периода назывались рукомо́йники . Они были чугунные, тяжелые, по форме напоминали современный заварочный чайник. Зимой они висели в избе возле печки, а летом на улице.
Утюги были двух видов: болванка и утюг, гораздо большей величины и более легкий, т.к. был полым внутри. Открыв верх утюга, в него засыпали угли и начинали махать рукой. Благодаря боковым отверстиям, в утюг поступал воздух, угли разгорались и разогревали его.
У небогатых крестьян, кроме чашек, ложек, лопаты, ухвата, клюки почти ничего нет. У зажиточных крестьян имеется посуда – тарелки, миски и стеклянная – кувшины, стаканы, рюмки и пр.»
Подсобная посуда – ступы, корыта, маслобойки – после употребления выносились в сени или чуланы.
Почти в каждой семье имелись ручные мельницы – крупору́шки с деревянными или каменными жерновами.
Прялка
Семейный уклад и обычаи с ними связанные
Крестьянский обед
Русская кухня
Крестьянин ел то, что добывал собственным трудом. Его повседневный стол не отличался большим разнообразием. Черный хлеб, щи, каша да квас — вот, пожалуй, все главные разносолы. «Хлеб всему голова». Каких только поговорок, пословиц, присказок не сложено о хлебе! Вспомним хотя бы некоторые из них. «Хлеб да вода — крестьянская еда», «Худ обед, коли хлеба нет», «Хлеб всему голова». Русская кухня богата мучными блюдами: пироги, оладьи, блины
Знаменитые тульские самоварымы часто встречаем на картинах русских художников . Раньше чаепитие был торжественной церемонией не только в дворянской, но и в крестьянской семье.
Широкая масленица
Русская кухня богата мучными блюдами: пироги, блины, оладьи, пряники. Масленичная неделя была всегда традиционным русским праздником, изобилующим обычаями и обрядами .
Крестьянская свадьба
Справка : Несовместимы были пост и свадьба, а так же большие, церковные праздники и свадьба. Больше всего свадеб гулялось в старину осенью, после уборки урожая.
Затем наступает Филлиповский пост, и надо ждать пока пройдут Святки. После Крещения и до масленичной недели снова влюбленные могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели
Сговор
«Сговор состоит в обменивании колеи, и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим». Этот торжественный момент в жизни крестьянской семьи и показан в картине Михаила Шибанова.
Любит бабушка блины..
Благодарю всех за оказанную помощь в работе и внимание при просмотре.