СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жизнь детей из благополучной и обездоленной семьи" (по произведению В.Г. Короленко "В дурном обществе".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Методическая разработка урока по литературе предназначена для обучающихся 5 класса. Может быть полезна учителям общеобразовательных учреждений. Материал выявляет художественную идею повести, состоящую в утверждении необходимости справедливого отношения к людям,  гуманного отношения к человеку, любви к близким. 

Просмотр содержимого документа
«"Жизнь детей из благополучной и обездоленной семьи" (по произведению В.Г. Короленко "В дурном обществе".»

Литература 5 класс.



Тема урока: «Жизнь детей из благополучной и обездоленной семьи» (по произведению В. К. Короленко «В дурном обществе»).

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать прочитанное (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом);

формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи:

- обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;

умение планировать работу, выполнять самооценку, рефлексию.

познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

- обеспечить условия для формирования личностных УУД: развитие мышления, внимания, развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Методы: подводящий к диалогу, метод самостоятельной работы с текстом.

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы работы: коллективные, индивидуальные.

Средства обучения: учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).

Литература:

1.Учебник – хрестоматия «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2016, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.



ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: иллюстрирование прочитанной повести

Учитель:

- Мы продолжаем искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель Владимир Короленко .

Вспомните: - О чём мечтал Короленко?

- Что не давало ему покоя до конца его дней?

- Он мечтал о том, что со временем насилие всякого рода исчезнет, и народы, как и отдельные люди, станут братьями.

Он считал, что только в дурном обществе дети и старики могут умирать от голода, люди одной национальности уничтожаться людьми другой национальности.

- Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе».

1. Восстановление последовательности эпизодов (работа в парах).

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе».

1.Жизнь в Княж-городке.

2.Знакомство с Валеком и Марусей.

3.Смерть матери.

4.История с куклой.

5.Пан Тыбурций и его дети.

6. Смерть Маруси.

7. Знакомство Васи с Тыбурцием.

8. Болезнь Маруси.

9.Исчезновение Тыбурция и Валека.

10. Примирение отца с сыном.

III. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте цитату 1 . «Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

- Сможете сформулировать тему урока?

Цитата 2. «Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела».

- Выделите ключевые слова в цитате.

(дурное общество, дурные дела)

- Как вы понимаете, что такое общество?

1. Работа со словарем.

Общество. 1)это совокупность людей, объединённых социальными формами совместной жизни и деятельности.

2) та или иная среда людей.

- А что такое «дурное общество»?

(общество, в котором люди причиняют друг другу зло, обижают слабых, забывают о добрых поступках)

- А какие поступки мы считаем добрыми?

(совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой).

- А злыми? (во вред другим, для достижения собственных целей)

-Как вы думаете, где существуют добро и зло во внешнем окружающем нас мире или в душе человека?

(в душе)

- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?

( «В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения»)

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

( «Дурное общество» и дурные дела).

- Скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

(работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)

IY. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Блиц – опрос. Достижение понимания на уровне содержания.

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

- Каким мы видим Васю в начале повести? (чтение 1 абзаца)

- Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе.

«Я же рос, как дикое деревце в поле».

- А кто для вас самый близкий человек?

Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми.

- А как относятся к Васи дома?

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

- Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?

« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

- Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.

- Какое настроение создаёт этот пейзаж?

- Неужели нет в этом городе ничего интересного?

- Какие эпитеты помогают создать этот образ?

- Итак, обобщим наши наблюдения.

(Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями»)

2. Отношение Васи к «тёмным личностям».

- Как Вася относится к «тёмным личностям»?

- У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способных почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья».

«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».

3. Физминутка

4. Чтение по ролям

- С кем знакомится Вася в старой часовне?

(читают заранее подготовленные ученики)

- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую дружбу?

- Какие открытия сделал Вася в этот день?

Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения.

«Дети играют с детьми, а не с их родителями».

- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.

5. Работа в группах.

Сравнительная характеристика Маруси и Сони.

6. Работа с термином «сравнение».

Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.

- Найдите сравнение в описании девочек.

7. Работа в паре. Анализ иллюстраций.

- Рассмотрите иллюстрации художника Г. Фитингофа и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал писатель. Аргументируйте свой ответ.

8. Работа с текстом.

- Какую роль сыграла детская игрушка в жизни Маруси и Васи?

Маруся

«Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по –прежнему шлёпая по полу слабыми ногами».

Вася

«Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут…»

(воспроизведение эпизодов)

- Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.

-Кто помогает разрушить стену непонимания между ними?

Тыбурций

1. Сначала он говорит Васе: «Храни тебя Бог подумать плохо об отце.

У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…»)

2. Разговаривает с отцом Васи в доме судьи.

«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела»».

- Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить.

(мнения ребят).

- Как вы понимаете слова Васи: «И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына»?

- Чем похож Вася на отца?

V. Включение нового знания в систему.

«Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу… »

-Как вы понимаете слова Тыбурция?

(отец и сын открыли для себя друг друга)

- Вспомним проблемный вопрос нашего урока: как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»?

- Нашли мы ответ на данный вопрос? Аргументируйте.

VI. Самостоятельная работа с проверкой.

- Составьте список человеческих качеств, которые проявляет Вася.

VII. Домашнее задание: дать аргументированный ответ: «Над чем заставляет меня задуматься повесть?»

YIII. Рефлексия деятельности.

-Сегодня на уроке я научился….

-Своей работой на уроке я….

- А особенно мне удалось…

- Мне показалось важным…

- Для меня стало открытием, что…

Учитель:

- Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

(Н. Заболоцкий)

Сейчас мы все вместе стали творцами нашего мира. И если бы не было на земле хороших людей, жизнь давно бы прекратила своё существование.

(звучит музыка)


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!