СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь древних славян

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итегрированный урок окружающего мира и литературы. Изучение территории расселения славян,предмета быта, внутринний и внешний вид домов и занятия славян.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь древних славян»











Конспект интегрированного урока окружающего мира

и литературы, 4 класс УМК «Школа России»













«Жизнь древних славян»









учитель начальных классов

Цветкова Марина Сергеевна







Москва, 2019г.

Тема урока: «Жизнь древних славян».

Класс: 4.

Предмет: окружающий мир, литература.

Автор УМК: А.А.Плешаков.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: формирование ценностного отношения к представлению и усвоение учащимися знаний о жизни древних славян, быте, внешнем виде славян.

Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, славян.

Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, устную речь, умение работать с картой; расширять словарный запас учащихся.

Воспитательные: прививать интерес к истории Отечества, прививать интерес к традициям русского народа.

Метапредметные - организовать обмен мнениями на основе прочитанных текстов.

Формирование познавательных УУД:

ученик научится или получит возможность научиться: самостоятельно формулировать познавательную цель, решать проблемы поискового характера, находить необходимую информацию, анализировать ее, выделять главное, структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание, рефлексировать процесс и результат своей деятельности.

Формирование регулятивных УУД: урок позволяет обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание как постановку учебной задачи, определение промежуточных целей с учетом конечного результата, составление последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном и внесение необходимых корректив в случае расхождения с образцом, осознание качества усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: каждый ученик имеет возможность проявить инициативу, сотрудничая при поиске и сборе информации; в случае возникновения конфликта найти способ его разрешения; владеть монологической и диалогической речью, выражая свои мысли.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», рабочие тетради по окружающему миру, карточки с заданиями, цветные кружочки для рефлексии, выставка предметов быта древних славян, карточки для опорной схемы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, частично – поисковая.





Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

– Проверьте, все ли готово к началу урока?

– Садитесь!

– Прикоснитесь ладошками друг к другу!

– Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится!

– Поддержите друг друга, перед предстоящей работой!

– Опустите ладошки!

– Что подарили своему соседу?

(Радость, удачу, уверенность…)

– Улыбнитесь друг другу, чтобы наш класс наполнился радостью, светом, счастьем, улыбками!



  1. Актуализация знаний.

О, Русь моя, тебе хвала,

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала!

По Н. Кончаловской

- О чём нам сегодня расскажет Русь? Узнаем, продолжив свое путешествие по страницам истории России. Этот раздел учебника поможет нам узнать о важнейших событиях истории нашей родины.

Сегодня мы отправляемся в необычное историческое путешествие. Путешествовать мы будем соседскими общинами. Мы разделились на группы (общины). В каждой общине нам нужно выбрать старейшину (он будет руководить всей общиной), чтеца (он будет читать нужные материалы), творца (он будет поддерживать творческий порядок в общине), летописца, который будет записывать необходимые материалы на карточках. (на доске карточки разного цвета) У вас на столе карточки такого же цвета – распределите обязанности между собой. Летописцам я раздаю листы путешественников, на которых они будут записывать информацию….

  1. Изучение нового материала

Посмотрите на предметы, которые лежат у вас на столе.

-Кому они могли принадлежать? (современникам, предкам, потомкам)

Предки – это люди от которых мы произошли.

- Так к кому же мы отправимся в путешествие? (к нашим предкам)

- Кто были нашими предки? Мы узнаем, выполнив следующее задание.

Перед вами текст. Чтец 1 группы прочитай, пожалуйста.

Чтец 2 группы прочитай выделенные слова.



Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. Пришли они на эту Землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, сестра, нос, двое, как у нас, так и в Индии. Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных наших предков, воинов – богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечем и копьем, в простых рубахах.

- Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах? (это однокоренные слова с корнем слав и общим значением)

Выделите корень в этих словах, значит какие это слова? (однокоренные)



Вставьте этот корень в схему корень - суф.ян - окончание е

- Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов

славяне

Летописцы, запишите кто были наши предки.



- Какая же сегодня будет тема нашего урока?



Сегодня мы будем изучать

1. Где поселились славяне?

2.Какие главные занятия были у славян?

3. Как выглядели славяне?

4.Как жили славяне?

- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока. Мы ответим на них после выполнения ряда заданий.

Работа в группах

У каждой общины на партах лежат листочки с текстом. Сейчас чтец прочитает текст своей общине. Всей общине нужно подготовиться представить свой текст, а летописец будет записывать информацию.

Где поселились славяне?

Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Волхов, Ока от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.  Время тогда было беспокойное: жители соседних поселков очень часто воевали между собой. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Жили славяне племенами, каждое племя состояло из рода, род это – семья (близкие родственники), значит племя состояло из нескольких семей. Племя восточных славян занимало наибольшее пространство.


1. В какой части Европы было поселение славян? 

2. По берегам каких рек жили славяне?

3. Какие моря омывали их поселение?

4. Как по- другому назвать группы, в которых жили славяне?




Как выглядело жилище славян?

Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот. Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери. (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками). Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки. Ранним утром люди принимались за работу. Трудились все от мала до велика.


1. Как строили дом?

2. Какая была мебель в доме?

3. Как топили печь?

4. Какая была посуда?

Какие главные занятия были у славян?

Трудились все от мала до велика. Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа.  Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в лесах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу, и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы). Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав. Дети пасли коров и овец. 

1. Какие занятия были у мужчин?

2. Кто такие бортники?

3. Какая работа была у женщин?

4. Какие обязанности были у детей?


Физкультминутка.

- Славяне работали и отдыхали, устраивали праздники. Мы тоже отдохнем.

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.



Как выглядели славяне?

 Славяне были рослыми, сильными и красивыми людьми. У них были серые или голубые глаза, светлые волосы и правильные черты лица. На рассвете, вместе с первыми лучами солнца просыпался славянский посёлок. Каждый день их был полон трудовых забот. Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом. Женский народный костюм – это, прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами. Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.


  1. Как внешне выглядели славяне?

  2. Какая одежда была у славян?

  3. Из чего шили эту одежду?

  4. Какая обувь была у славян?






  1. Закрепление.



- Почему мы с вами разделились на общины?

- Как нас можно назвать всех вместе? (Племя)


На ваших партах лежат предметы.

-Из чего сделаны эти предметы? Кто их сделал? Какое ремесло развивалось у древних славян?

- Кузнечное ремесло.

- Гончарное дело.

- Столярное ремесло

- Плетение, рукоделие.

Вот так жили и трудились древние славяне. Чтобы узнать, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока, ответим на вопросы этого небольшого теста.

  1. Самостоятельная работа.



Тест


1. Какую территорию заселяли славяне?

а) Восточно – Европейскую равнину;

б) Западно – Сибирскую равнину;

в) Среднесибирское плоскогорье.


2. Древние славяне жили:

а) семьями; б) в одиночку; в) племенами.


3. Слово «славяне» означает:

а) Живущие у воды;

б) Живущие в лесу;

в) Живущие в поле.


4. Дома строили:

а) из камня; б) из кирпича; в) из стволов деревьев.



5. Из какой ткани не шили одежду древние славяне?

а) из льна б) из шерсти в) из шёлка

6. Что такое бортничество?

а) охота на крупного зверя

б) собирание мёда диких пчёл

в) ловля рыбы сетями


7.Избы топились по-чёрному. Что это значит?

а) они топились углём

б) дым выходил не через трубу, а через окна и дверь.

В) дым выходил через отверстие в потолке



  1. Итог урока. Рефлексия.

- Для чего мы знакомились с жизнью древних славян? (Чтобы знать историю своего Отечества)

-Что вас заинтересовало сегодня на уроке?

- Что бы вы хотели узнать в дальнейшем?

- Сможете ли вы поделиться полученной информацией? С кем?

- Кому было комфортно и интересно на уроке поднимите зелёный смайлик.

- Кому было трудно – красный смайлик.

  1. Домашнее задание.

Славяне не только занимались хозяйством и добывали еду, но и ……отдыхали. А вот как отдыхали славяне, вы подготовите на эту тему мини проекты.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!