СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь еврейской общины г. Каменца на основе книги Ехшеля Котика " Мои воспоминания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жизнь еврейской общины г. Каменца на основе книги Ехшеля Котика " Мои воспоминания"»

«Жизнь еврейской общины  г. Каменца на основе книги  Ешхеля Котика  «Мои воспоминания»;

«Жизнь еврейской общины г. Каменца на основе книги Ешхеля Котика «Мои воспоминания»;

Книга «мои воспоминания» Книга воспоминаний Ехезкеля Котика (1847-1921), вышла впервые в Варшаве в 1913 году и была встречена критикой с большим энтузиазмом. Еврейские писатели и публицисты, в их числе Шолом-Алейхем и Ицхок-Лейбуш Перец, не пожалели для 65-летнего «простого еврея» - хозяина дешёвой кофейни на Налевках, известного ходатая по еврейским делам и дебютанта на ниве литературы на идиш - самых лестных слов. Первое письмо Шолом-Алейхема автору, написанное по прочтении книги,  – перед нами : «Что меня очаровало в Вашей книге, - писал Котику Шолом-Алейхем», - это святая, голая правда, безыскусная простота». потрясённый неожиданным успехом автор поместил его как предисловие ко второму изданию.

Книга «мои воспоминания»

Книга воспоминаний Ехезкеля Котика (1847-1921), вышла впервые в Варшаве в 1913 году и была встречена критикой с большим энтузиазмом. Еврейские писатели и публицисты, в их числе Шолом-Алейхем и Ицхок-Лейбуш Перец, не пожалели для 65-летнего «простого еврея» - хозяина дешёвой кофейни на Налевках, известного ходатая по еврейским делам и дебютанта на ниве литературы на идиш - самых лестных слов. Первое письмо Шолом-Алейхема автору, написанное по прочтении книги,  – перед нами : «Что меня очаровало в Вашей книге, - писал Котику Шолом-Алейхем», - это святая, голая правда, безыскусная простота». потрясённый неожиданным успехом автор поместил его как предисловие ко второму изданию.

Городок, большинство жителей которого составляют евреи, на идише назы­вается штетл. Штетлы появились в конце XVI — начале XVII века на землях, принадлежавших крупным польско-литовским магнатам, на восточных окраинах Речи Поспо­ли­той, простиравшейся от Балтийского моря и почти до Черного. В конце XVI ве­ка Радзивиллы, Потоцкие, Сапеги и другие аристократы получили от короля привиле­гию, то есть особое, юридически прописанное право создавать в своих владениях частные города. Жители такого города должны были платить земле­вла­дельцу специальный поземельный налог чинш (от латинского census — «перепись»). Такой частновладельческий город, обладавший особым статусом (до этого города подчинялись исключительно центральной вла­сти), получил в польском языке специальное название — «местечко». На идиш это слово переводи­лось как «штетл». Впоследствии оно вошло и в русский язык.

Городок, большинство жителей которого составляют евреи, на идише назы­вается штетл. Штетлы появились в конце XVI — начале XVII века на землях, принадлежавших крупным польско-литовским магнатам, на восточных окраинах Речи Поспо­ли­той, простиравшейся от Балтийского моря и почти до Черного. В конце XVI ве­ка Радзивиллы, Потоцкие, Сапеги и другие аристократы получили от короля привиле­гию, то есть особое, юридически прописанное право создавать в своих владениях частные города. Жители такого города должны были платить земле­вла­дельцу специальный поземельный налог чинш (от латинского census — «перепись»). Такой частновладельческий город, обладавший особым статусом (до этого города подчинялись исключительно центральной вла­сти), получил в польском языке специальное название — «местечко». На идиш это слово переводи­лось как «штетл». Впоследствии оно вошло и в русский язык.

Магнаты приглашали евреев из Центральной Европы для экономического развития своих латифундий. Во многих городах и местечках Беларуси, основанных польскими магна­тами в XVI–XVII веках, евреи были в числе первых поселенцев. Владелец местечка выдавал его жителям специальные грамоты, в которых фиксировались их права и обязан­но­сти. Евреи получали участок земли под кладбище в бессрочную аренду, право построить синагогу и открыть микву  — бассейн для ритуального омовения. Все это было необходимо для организации жизни общины.  До 1844 года штетлом управлял кагал  — выборная администрация, похожая на польский магистрат, где право голоса было только у домовладельцев. Кагал содержал синагогу, приглашал раввина , но самое главное — он отвечал за сбор налогов с общины. Именно поэтому еврейское общинное само­управ­ление устраивало и местные, и центральные власти.

Магнаты приглашали евреев из Центральной Европы для экономического развития своих латифундий. Во многих городах и местечках Беларуси, основанных польскими магна­тами в XVI–XVII веках, евреи были в числе первых поселенцев. Владелец местечка выдавал его жителям специальные грамоты, в которых фиксировались их права и обязан­но­сти. Евреи получали участок земли под кладбище в бессрочную аренду, право построить синагогу и открыть микву  — бассейн для ритуального омовения. Все это было необходимо для организации жизни общины.

До 1844 года штетлом управлял кагал  — выборная администрация, похожая на польский магистрат, где право голоса было только у домовладельцев. Кагал содержал синагогу, приглашал раввина , но самое главное — он отвечал за сбор налогов с общины. Именно поэтому еврейское общинное само­управ­ление устраивало и местные, и центральные власти.

Экскурсия по дому В штетле XIX века жилая застройка состояла из строений разного времени: одно- или двухэтажных деревянных и глинобитных домов, зданий с дере­вян­ной надстройкой на каменном цоколе и полностью каменных.     Крыши крыли соломой, а в XIX в основном использовали гонт  или черепицу.

Экскурсия по дому

В штетле XIX века жилая застройка состояла из строений разного времени: одно- или двухэтажных деревянных и глинобитных домов, зданий с дере­вян­ной надстройкой на каменном цоколе и полностью каменных.

    Крыши крыли соломой, а в XIX в основном использовали гонт  или черепицу.

Штибл (дерех-циммер) Первое помещение, расположенное у входа в дом. Оно было самым простор­ным, имело квадратную форму и называлось штибл, или дерех-циммер (на идише «проходная комната»). В него вела декорированная изнутри двустворчатая дверь. Обычно здесь распола­галась лавка или мастер­ская, поэтому в теп­лое время годы двери всегда были открыты.

Штибл (дерех-циммер)

Первое помещение, расположенное у входа в дом. Оно было самым простор­ным, имело квадратную форму и называлось штибл, или дерех-циммер (на идише «проходная комната»). В него вела декорированная изнутри двустворчатая дверь. Обычно здесь распола­галась лавка или мастер­ская, поэтому в теп­лое время годы двери всегда были открыты.

Золь

Следующее большое помещение называлось золь («зал» на идише). В про­сторных домах золь использовали только в  Шаббат и праздники: вся семья собиралась здесь за столом. На восточной стене висел мизрах  — специальное декора­тивное панно в рамке под стеклом в зажиточ­ных домах или лист с надписью «мизрах» — в бедных. В конце XIX — начале XX века на стены вешали портреты цадиков, известных раввинов или сионистских деятелей — в зависимости от взглядов, которых придерживались в семье. В качестве напоминания о том, что евреи находятся в  галуте («изгнание» на иврите), а Иерусалим­ский храм разрушен, на восточной стене было принято оставлять незабеленный квадрат или рисовать его черной краской.

Обычно в центре комнаты стоял стол, а у стены — большой резной буфет с празднич­ной посудой. Здесь же хранились субботние подсвечники. В бедных домах буфет заменяла ниша с полками. Также в золь ставили софку  — жесткий деревянный диван и одновременно вместительный сундук на низких ножках: подлокотники и боковые стенки были украшены резьбой, внутри хранили праздничную одежду. В состоятельных домах было принято иметь шкаф с книгами религиозного содержания, например полным комплектом Талмуда. В домах состоятельных просвещенных светских евреев в конце XIX — начале XX века в гостиной стояли рояли, а в книжных шкафах — светская литература на разных языках.

Алькер   В  алькере («спальня» на идише) находились кровати с перинами и подушками. Здесь спали женщины, а мужчины — на скамьях и сундуках, где хранилась одежда. Даже в самых бедных домах в спальне стоял гардероб. И шкаф, и изго­ловья кроватей украшались резьбой. В бедных домах могла быть комната, которая одновременно выполняла функции и золя, и алькера. В таком случае у печи обычно устраивалась лежанка, вдоль стен стояли скамьи, которые ночью выполняли функции кроватей, в центре стоял стол, на стенах размещались полки с посудой.

Алькер

  В алькере («спальня» на идише) находились кровати с перинами и подушками. Здесь спали женщины, а мужчины — на скамьях и сундуках, где хранилась одежда. Даже в самых бедных домах в спальне стоял гардероб. И шкаф, и изго­ловья кроватей украшались резьбой. В бедных домах могла быть комната, которая одновременно выполняла функции и золя, и алькера. В таком случае у печи обычно устраивалась лежанка, вдоль стен стояли скамьи, которые ночью выполняли функции кроватей, в центре стоял стол, на стенах размещались полки с посудой.

Ойвн Дома отапливались печами голландского типа, а на кухне была большая русская печь — ойвн: она использовалась только для приготовления еды, в первую очередь хлеба. Хотя дома внутри часто перестраи­вались, печь никогда не разрушали: по примете это могло привести к несчастью. Также при пере­планировке нельзя было закладывать дверные и оконные проемы, а уж если это все-таки происходило, нужно было обязательно оставить сквозное отверстие. Считалось, что через двери и окна ходит шейдим, нечистая сила: если прегра­дить ей путь, она начнет вредить обитателям дома.

Ойвн

Дома отапливались печами голландского типа, а на кухне была большая русская печь — ойвн: она использовалась только для приготовления еды, в первую очередь хлеба. Хотя дома внутри часто перестраи­вались, печь никогда не разрушали: по примете это могло привести к несчастью. Также при пере­планировке нельзя было закладывать дверные и оконные проемы, а уж если это все-таки происходило, нужно было обязательно оставить сквозное отверстие. Считалось, что через двери и окна ходит шейдим, нечистая сила: если прегра­дить ей путь, она начнет вредить обитателям дома.

Куща Куща — специальная постройка, возводившаяся к празднику  Суккот  и заменявшая на восемь праздничных дней обычное жилье. В Талмуде описаны правила выбора мате­риалов для конструкции и последо­ва­тель­ность работ при возведении кущи. Напри­мер, крыша обязательно должна быть дырявой, чтобы были видны звезды, пробивались лучи солнца и капал дождь. Для этого кущу крыли еловыми ветками или камышом: такая куща напоминала шалаш. Впрочем, существовал и другой тип кущи — внутри дома: делали или в золе специ­аль­ный раздвижной потолок, или в черепич­ной крыше — обитый жестью люк.

Куща

Куща — специальная постройка, возводившаяся к празднику  Суккот  и заменявшая на восемь праздничных дней обычное жилье. В Талмуде описаны правила выбора мате­риалов для конструкции и последо­ва­тель­ность работ при возведении кущи. Напри­мер, крыша обязательно должна быть дырявой, чтобы были видны звезды, пробивались лучи солнца и капал дождь. Для этого кущу крыли еловыми ветками или камышом: такая куща напоминала шалаш. Впрочем, существовал и другой тип кущи — внутри дома: делали или в золе специ­аль­ный раздвижной потолок, или в черепич­ной крыше — обитый жестью люк.

ШОЙХЕТ МЕЛАМЕД ШАДХЕН ЕШИБОТНИК РАВВИН ШАМЕС ХАЗАН ТОРГОВКА ДРОФСГЕЙЕРЫ БОБЕ БАЛАГОЛА БАДХЕН ЗОГАРКЕ КЛЕЗМЕР САРВЕРКЕ ШПРЕХАЛКЕ

ШОЙХЕТ

МЕЛАМЕД

ШАДХЕН

ЕШИБОТНИК

РАВВИН

ШАМЕС

ХАЗАН

ТОРГОВКА

ДРОФСГЕЙЕРЫ

БОБЕ

БАЛАГОЛА

БАДХЕН

ЗОГАРКЕ

КЛЕЗМЕР

САРВЕРКЕ

ШПРЕХАЛКЕ

Вплоть до середины XIX века основными продуктами, которые употребляли жители штетла, были перловая и гречневая крупа, а также бобовые. Одним из самых популяр­ных и «народных» блюд был крупник — густой суп с перло­вой или ячневой крупой, куда могли добавлять картофель, морковь, репу, грибы. В начале XIX века самым популярным продуктом стал карто­фель — причем у всех слоев населения. Бедняки ели его три раза в день иногда все семь дней в неделю. Есть даже  известная песня  на идише: В воскресенье — картошка! В понедельник — картошка! Во вторник и среду — картошка! В четверг и пятницу — картошка! В Шаббат что-то новенькое — картофельная запеканка! В воскресенье — снова картошка!

Вплоть до середины XIX века основными продуктами, которые употребляли жители штетла, были перловая и гречневая крупа, а также бобовые. Одним из самых популяр­ных и «народных» блюд был крупник — густой суп с перло­вой или ячневой крупой, куда могли добавлять картофель, морковь, репу, грибы. В начале XIX века самым популярным продуктом стал карто­фель — причем у всех слоев населения. Бедняки ели его три раза в день иногда все семь дней в неделю. Есть даже  известная песня  на идише:

В воскресенье — картошка! В понедельник — картошка!

Во вторник и среду — картошка!

В четверг и пятницу — картошка!

В Шаббат что-то новенькое — картофельная запеканка!

В воскресенье — снова картошка!

ЧОЛНТ цимес ГОЛДЕНЕ_ЮХ ГЕФИЛТЕ ФИШ ЛЕКЕХ

ЧОЛНТ

цимес

ГОЛДЕНЕ_ЮХ

ГЕФИЛТЕ ФИШ

ЛЕКЕХ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!