СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятиеразработанно по принципу репортажа и жизненные этапы воспринимаются локанично и интересно

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»



Внеклассное мероприятие

Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева


































Цель : Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Менделеева для понимания значимости его вклада в отечественную науку.



Задачи:

  1. Показать значимость знаний по истории химии для понимания целостности науки и неразрывной связи с личностью ученого Д.И. Менделеева на примере его жизни и деятельности.

  2. Способствовать становлению грамотного химического языка обучающихся, логики диалогового общения.

  3. Побудить к поисковой деятельности с различными источниками информации для формирования познавательных умений работы с дополнительной литературой, интернет-технологиями.

  4. Воспитание гражданственности, патриотизма и гордости за отечественную науку.

  5. Повышение активности и заинтересованности обучающихся в процессе получения химических знаний.



Ход мероприятия.


Все мы знаете, что 2019 год обозначен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом Периодической таблицы химических элементов в честь 150-летия Периодического закона Дмитрия Ивановича Менделеева, который фундаментально повлиял и внёс, без преувеличения, неоценимый вклад в дальнейшее развитие химических наук. В Российской Федерации и в мире в 2019 году проходят масштабные мероприятия, посвящённые выдающемуся учёному Д.И. Менделееву и его научному наследию ,мы тоже не можем оставить эту дату без внимания .

Учитель:. Наши спец.корреспонденты пригласили, на мероприятие одного из самых замечательных и великих ученых. Сейчас мы узнаем кто это.

Первый корреспондент (читает цитату, написанную на доске):

«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие обобщения, будут сменять наши устаревшие понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и открывать невиданные по новизне и широте горизонты - все это будет приходить и уходить, но Периодический закон Менделеева будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться». (А.Е.Ферсман).

1 слайд

Второй корреспондент: Сегодня у нас в гостях знаменитый ученый всех времен и народов, открывший человечеству тайну периодичности Д.И.Менделеев.

2 слайд

Первый корреспондент: Дмитрий Иванович! В тот понедельник 17 февраля 1869 года действительно произошло чудо? Как это случилось?

Менделеев: Передо мной были 62 карточки элементов. Между атомным весом и свойствами элементов должна быть связь, я это чувствовал. Я стал подбирать сходные по свойствам элементы, комбинируя карточки. Три дня и три ночи я не мог выразить свои мысли на бумаге. В состоянии крайнего утомления лег спать и сразу же заснул. Вижу во сне таблицу, где все элементы расставлены, как нужно. Проснулся и тут же написал все это на клочке бумаги, только в одном месте потом сделал поправку.

Второй корреспондент: О Вашей гениальности известно всему миру? Обратимся к слайду.

Как вы относитесь к славе?



Менделеев: Да, я – почетный доктор многих университетов. Не хватает лишь одного звания. Императорская Академия наук не избрала меня академиком. Это оскорбляло меня, как великого ученого.



Первый корреспондент: Говорят, на Ваших лекциях «стены потеют»?



Менделеев: Задолго до начала лекций не только 7-я аудитория, в которой проходят мои лекции, но и прилегающие к ней помещения всегда переполнены оживленной и шумной толпой студентов всех факультетов и всех курсов.



Второй корреспондент: Ваши лекции вызывали восторг.



Первый корреспондент: Студенты собирались, чтобы выразить чувства восхищения и признательности любимому профессору. «Будь я музыкантом», - писал один из Ваших учеников, - «я мог бы положить лекцию Менделеева на музыку». Да, такая признательность выше всех похвал. А вы любите музыку?



Менделеев: Несомненно.

Второй корреспондент: Мы приготовили для вас сюрприз. Сейчас прозвучит музыка, от прослушивания которой Вы не сможете отказаться.



Звучит отрывок из оперы Бетховена «Леонора».



Второй корреспондент: Вам знакома эта музыка? Что Вас связывает с данной мелодией?



Менделеев: У каждого человека есть любимая мелодия. Вы сейчас слышали мою любимую увертюру из оперы Бетховена «Леонора»… Друзья даже прозвали меня «Леонорой» за то, что я часто напеваю эту увертюру.



Первый корреспондент: У Вас много друзей. Среди них есть художники – передвижники Шишкин, Крамской, Куинджи. Говорят Вас рисовал сам Репин.

Показывает на слайде репродукцию картины Репина «Портрет Д. И. Менделеева»

Первый корреспондент: Вы рисуете?

Менделеев: Нет. Я публикую рецензии о картинах, у меня есть альбом, в который я вклеиваю репродукции передвижников. Но я не пропускаю ни одной художественной выставки.



Второй корреспондент: Это Ваша любимая картина?



Показывает на слайде репродукцию картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре».



Менделеев: «Перед ней забудется мечтатель, у художника явится невольно своя мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, а в мыслителе же родятся новые понятия – всякому она даст свое». С ее автором Куинджи мы работали над созданием долговечных красок.



Первый корреспондент: Всемирную славу Вы обрели в 35 лет, когда создали Периодический закон. Это про Вас говорят «проснулся знаменитым».

Сделаем экскурс в прошлое.



На фоне музыки звучит текстовая зарисовка с использованием слайдов о детстве Менделеева, приготовленная одним учеником

Текстовая зарисовка о детстве Менделеева.

8 февраля 1834 г. в семье Менделеевых родился семнадцатый ребенок (в то время это не было редкостью). Много детей рождалось, но много и умирало. Трое младенцев Менделеевых умерли сразу после рождения, не дожив до крещения, поэтому в церковной книге последний сын Менделеевых значится четырнадцатым ребенком. Через несколько дней после рождения мальчика крестили и нарекли Митей. К этому времени в живых у Менделеевых осталось семеро детей: пятеро дочерей и двое сыновей. Митя стал восьмым ребенком. Семья занимала несколько комнат в здании гимназии, т. к. директору полагалось бесплатная квартира. В этой квартире и родился Митя. Здание гимназии сохранилось до нашего времени, правда, оно очень обветшало, потеряло былую красоту. Сейчас в нем располагается больница. Возможно, старинное здание отреставрируют и передадут музею, т.к. оно уникально, в нем учились или работали многие знаменитые люди. Жила в нем и семья Менделеевых.

Содержать большую семью на одно жалованье было непросто. А в год рождения последнего сына Менделеевых постигло еще одно большое несчастье: отец семейства Иван Павлович Менделеев полностью ослеп. Ему пришлось оставить должность директора гимназии, а значит, и освободить квартиру. Положение Менделеевых было крайне тяжелым. На помощь приходят родственники Марии Дмитриевны. У ее брата Василия Дмитриевича Корнильева недалеко от Тобольска, в селе Верхние Аремзяны, был небольшой стекольный завод. Сам Василий Дмитриевич жил в Москве, а заводом управлял специально назначенный человек. Он так и назывался «управляющий». Однако, нужно отметить, управлял он заводом плохо, прибыли завод не приносил почти никакой. Василий Дмитриевич предлагает сестре принять управление стекольным заводом. Семья Менделеевых переезжает в Верхние Аремзяны и поселяется в просторном барском доме. Работать Марии Дмитриевне в первое время было трудно: поставщики и купцы пытались обмануть женщину, незнакомую с делопроизводством, крестьяне ей не доверяли. Не принято было, чтобы женщина руководила. Но очень скоро Мария Дмитриевна завоевывает доверие. Она разобралась в делах завода, по ее указанию в селе начинают строительство школы для крестьянских детей и церкви.

Дмитрий Иванович рано научился читать и писать. Больших усилий требовало обучение в гимназии, но в 1849 году Менделеев ее закончил. После смерти отца семья по решению матери, отправилась в Петербург. Митя пытался поступить в Медико-хирургическую академию, но неудачно. В 1950 году поступил на физико-математическое отделение Главного педагогического университета в Петербурге. А в 1855 окончил его с золотой медалью.

Текстовая зарисовка, отражающая краткий жизненный путь ученого.

В возрасте 13 лет Дмитрий поступил в Тобольскую гимназию.

В 1855 году закончил физико-математический факультет главного педагогического института в Петербурге. Учёный совет присудил ему титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью.

В 1856 году Менделеев блестяще защитил диссертацию, с успехом прочёл вступительную лекцию «Строение силикатных соединений».

В 1855 году работал учителем в Симферопольской мужской гимназии.

В 1855—1856 годах работал учителем гимназии при Ришельевском лицее в Одессе.

В 1857—1890 годах Менделеев преподавал в Петербургском университете (с 1865 года — профессор), одновременно в 1863—1872 годах — профессор Петербургского технологического института.

В 1859—1861 годах находился в научной командировке в Гейдельберге.

Один из основателей Русского физико-химического общества (1868 год).

С 1876 года — член-корреспондент Петербургской академии наук,

в 1880 году выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест.

В 1890 году покинул Петербургский университет из-за конфликта с министром просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов.

С 1892 года Дмитрий Иванович Менделеев — учёный-хранитель Депо образцовых гирь и весов, которое в 1893 году по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева).

В 1893 год — работал на химическом заводе имени Л. Я. Карпова (п. Бондюжский, ныне г. Менделеевск) использовав производственную базу завода для получения бездымного пороха (пироколлодия).

В 1903 году был первым председателем Государственной экзаменационной комиссии Киевского политехнического института, в создании которого учёный принимал активное участие.

Второй корреспондент: Вы считаете, свою судьбу удачной?

Менделеев: Мне повезло. Меня окружали друзья, умные, преданные науке люди.

Первый корреспондент: Это правда, что уже в 23 года Вы стали доцентом Педагогического университета, защитив 2 диссертации?

Менделеев: Да, я читал там лекции по органической химии.



Второй корреспондент: Вы работали за границей?

Менделеев: В 1859 году я уехал в Германию.

Первый корреспондент: Говорят, Вы в своей квартире устроили химическую лабораторию и сделали там открытие.

Менделеев: Да, установил, что существует критическая температура. Потом в 1860 году в Карлсруэ я участвовал в работе съезда химиков.

Второй корреспондент: Вы вернулись в Петербург в 1861 году, Вас переполняли идеи?

Менделеев: Да и сразу же опубликовал первый русский учебник по химии.

Первый корреспондент: Он назывался «Основы химии». Титульный лист этой книги показан на слайде. Это за него Вы были удостоены Демидовской премии?

Менделеев: Да.

Текстовая зарисовка, отражающая краткий экскурс в научную деятельность Менделеева.

  • Автор первого русского учебника «Органическая химия» (1861 год).

  • Исследовал (в 1854—1856 годах) явления изоморфизма.

  • Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей», или критическую температуру.

  • Открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.

  • Развил в 1869—1871 годах идеи периодичности, ввёл понятие о месте элемента в Периодической системе. На этой основе исправил значения атомных масс 9 элементов (бериллия, индия, урана и др.). Предсказал в 1870 году существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» (открыт в 1875 году и назван галлием), «экабора» (открыт в 1879 году и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885 году и назван германием). Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония (открыт в 1898 году), «экаиода» — астата (открыт в 1942—1943 годах), «двимарганца» — технеция (открыт в 1937 году), «экацезия» — франция (открыт в 1939 году).

  • В 1900 году Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в Периодическую систему элементов группы благородных газов.

  • Сконструировал в 1859 году пикнометр — прибор для определения плотности жидкости, высотомер, аналитические весы

  • Создал точную теорию весов, разработал конструкции коромысла и арретира, предложил точнейшие приёмы взвешивания.

  • Создал в 1865—1887 годах гидратную теорию растворов.

  • Исследуя газы, нашёл в 1874 году общее уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона — Менделеева).

  • В 1877 году Менделеев выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжёлых металлов, предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти.

  • Выдвинул в 1880 году идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель.

  • Совместно с И. М. Чельцовым принимал в 1890—1892 годах участие в разработке бездымного пороха.

  • Является автором ряда работ по метрологии.

  • Коллекция минералов Менделеева бережно хранится и сейчас в Музее кафедры минералогии Санкт-Петербургского университета, а друза горного хрусталя с его стола является одним из лучших экспонатов в витрине кварца.



Второй корреспондент: Говорят, в 1889 году в Лондоне в качестве дорогого подарка Вам преподнесли удивительный предмет. Расскажите о нем поподробнее.

Менделеев: Да, это был действительно необычный подарок. Весы, одна чаша которых была изготовлена из золота, а другая из несравненно более дорогого металла алюминия.

Первый корреспондент: Расскажите о своей семье. Вы были женаты? Сколько раз?

Менделеев: От вас ничего не утаишь. Я был женат дважды. Я влюбился по-настоящему в молодую и очень красивую женщину, когда был уже женат и у меня были дети.

Второй корреспондент: Говорят, первая жена не соглашалась на развод. А церковь не хотела венчать вас вторично?



Текстовая зарисовка, отражающая личную жизнь Менделеева.

Еще одна непонятная история вышла у Дмитрия Ивановича с первой его женой Феозвой, урожденной Лещевой, которая ни за что не хотела давать ему развод, а потом вдруг, совершенно неожиданно для всех и без всякой видимой причины, согласилась. Вот вкратце история этого неудачного брака. Женился Дмитрий Иванович на Феозве, тогда еще плохо зная женщин, по настоятельному совету своей старшей сестры Ольги, которая, как выяснилось позднее, больше заботилась о том как пристроить свою подругу, чем о счастье родного брата. Молодая чета поселилась в небольшом имении Боблово, неподалеку от Клина. Кстати сказать, Дмитрий Иванович очень любил природу, поэтому первое время он с удовольствием занимался сельским хозяйством. И вот, глядя, как он гуляет по саду, скачет верхом, хлопочет на опытном поле или встречает идущее вечером с пастбища стадо, супруга его возомнила, что так теперь и будет всегда, что Дмитрий Иванович наконец-то понял, в чем его подлинное счастье. От этих мыслей волна тихой радости переполняла ее. Она любила деревенскую жизнь. Ей нравились свежие продукты, из которых можно было готовить превосходные обеды и ужины; здесь она могла носить свободную, не стесняющую движений одежду. Она хотела, чтобы и муж ее, как примерный семьянин, все свободное от основной работы время проводил вместе с нею, в хозяйственных хлопотах, наслаждаясь радостями семейной жизни. Все прочее она считала ребячеством. Поэтому в самом главном, в том, что все сильнее увлекало и все глубже затягивало его, он не встречал он нее никакой поддержки. Наоборот, одни лишь помехи. То она вдруг невзначай разведет насекомых и грызунов, то вздумает отправиться на курорт, прихватив с собой самый лучший, только что изготовленный чемодан... В конце концов стало ясно, что Феозва его никогда не поймет. Он стал чаще отлучаться из дома, дольше оставаться в Петербурге. Тут-то, также в доме своей старшей сестры, но уже другой (Дмитрий Иванович у своих родителей был самым младшим из четырнадцати детей) он и встретил Анну Григорьевну, дочь казачьего полковника, приехавшую в Петербург поступать в Академию художеств. Таких, как она, он никогда прежде не встречал. Высокая, статная, неторопливая, с огромными серыми глазами и тяжелыми косами, она совершенно спокойно отнеслась к его увлечению. В отличие от ревнивой Феозвы, ей и в голову не приходило требовать, чтобы он ради нее отказался от чемоданов. Наоборот, она сразу же проявила к ним живейший интерес. Поначалу ему даже казалось, что она слишком бесцеремонно вторгается в его личную жизнь... Он долго избегал ее, прячась на другой половине дома... В конце концов слухи дошли до ее отца. Примчавшись в столицу, он убедился, что его дочь и Менделеев действительно любят друг друга. Однако Феозва, как уже было сказано, ни за что не соглашалась на развод, и тогда отец Анны потребовал, чтобы Менделеев больше не искал встреч с его дочерью. Менделеев обещал, но сдержать свое слово так и не смог: его постоянно влекло именно в те места, где почему-то, совершенно случайно, оказывалась и она. Тогда отец Анны предпринял еще один решительный шаг: он отправил свою дочь на всю зиму в Италию. А Менделееву как раз подошло время ехать в Алжир, на научный конгресс. И вот как развивались дальнейшие события. Перед самым отъездом Менделеева, а точнее сказать, перед самым тем моментом, на который планировался его отъезд, один из ближайших друзей его, Бекетов, переговорив с ним о чем-то с глазу на глаз и выйдя от него, тут же, никому ничего не объясняя и не отвечая на вопросы окружающих, сел в коляску и отправился в Боблово к Феозве. Что уж он ей там говорил, мы, конечно, никогда не узнаем. Но, по совершенно непонятным причинам, вопреки логике и здравому смыслу всех, кто знал эту женщину, она вдруг согласилась предоставить своему мужу полную свободу. Заручившись согласием на развод, Бекетов примчался назад в Петербург. Разумеется, ни в какой Алжир Менделеев после этого уже не поехал. Вместо научного конгресса он на крыльях любви полетел прямо в Рим, чтобы обрадовать свою возлюбленную, потом, прихватив ее с собой, направился-таки в Африку, но вместо Алжира они очутились почему-то в Египте, потом - в Испании... А когда уезжали из Рима, так ни с кем и не попрощались. Вот такая трудная, красивая, и мучительная была у них была любовь.

Второй корреспондент: Жениться вторично Менделееву помогли друзья. Н.Н.Бекетов отправился к первой жене и взамен на пожизненное обеспечение ее и детей выпросил у нее развод. Потом он нашел священника, который их тайно обвенчал.



Первый корреспондент: Об этом скандальном венчании стало широко известно. Церковь позволяет венчаться вторично, только после смерти одного из супругов. Священника наказали?



Менделеев: Его отлучили от церкви. Пришлось платить ему пожизненное жалование за его смелый поступок.

Второй корреспондент: Что Вас связывало с Александром Блоком?

Менделеев: Моя дочь замужем за этим поэтом. Мне нравится поэзия Блока. Я люблю его стихи. Ценю Шекспира, Байрона, Шиллера, Гёте, Жуковского и Пушкина, а особенно люблю стихи Майкова и Тютчева.

Первый корреспондент: Вы были счастливы?

Менделеев: Да, я был удачлив и счастлив, не смотря на то, что приходилось много работать и в университете и дома в имении. Оно было за городом. Хозяйство вела жена. Но за неимением больших средств мы не могли нанять работников в помощь.

Второй корреспондент: Говорят, что Вас в Петербурге знали не только как великого химика? Расскажите о вашем увлечении.

Менделеев: Что ж, я дарил чемоданы собственного производства друзьям и родственникам, приговаривая: «Без чемодана далеко не уедешь!»

Второй корреспондент: Обратимся к истории.

Текстовая зарисовка истории об увлечении Менделеева производством чемоданов.

С детства Дмитрий Иванович не отличался крепким здоровьем, а в студенческие годы во влажном петербургском климате совсем сдал. Однажды у него пошла горлом кровь и врачи сказали, что у него последняя степень чахотки. Лежа в клинике педагогического института, он услышал, как главный лекарь во время обхода, думая, что Менделеев уснул, сказал директору: «Ну этот-то уже не поднимется…»

Однако молодой человек «обманул» медиков и вышел из госпиталя на своих ногах. И практически сразу же обратился за консультацией к придворному медику Здекауэру. Прослушав юношу, Здекауэр посоветовал ему поскорее ехать в Крым (куда в те времена обычно направляли всех безнадежно больных), а заодно и показаться там Пирогову на всякий случай.

В Крыму в то время шла война. Пирогов засучив рукава оперировал с раннего утра и до позднего вечера, проделывая в день по нескольку десятков ампутаций. Менделеев каждое утро приходил к нему в госпиталь, но, увидев, чем занят великий медик, тут же удалялся, утешая себя тем, что сейчас Пирогов больше нужен раненым, чем ему.

Чтобы хоть как-то убить время и отвлечься от мрачных мыслей, он устроился на временную работу в Симферопольскую гимназию. Но ввиду непрекращающихся военных действий гимназия практически не работала. И тогда он увлекся изготовлением чемоданов. Это хобби — мастерить чемоданы — он пронес через всю жизнь.

Такое неожиданное для серьезного мужа увлечение как изготовление чемоданов было связано еще и со страстью к поездкам и путешествиям. Материалы обычно профессор закупал в Гостином дворе. Почетный член российских и иностранных университетов дарил чемоданы собственного производства друзьям и родственникам, приговаривая: «Без чемодана далеко не уедешь!»

Кстати, много лет спустя, когда Менделеевым уже была открыта Периодическая таблица и сделан ряд других блестящих открытий, произошел следующий казус. Выбирая в Гостином дворе материал для своих чемоданов, Менделеев услышал за спиной вопрос одного из покупателей:

— Кто этот почтенный господин?

— Таких людей знать надо, — с уважением в голосе ответил приказчик. — Это мастер чемоданных дел Менделеев.

Однако вернемся в 1857 год в Симферополь. Менделееву все же удалось улучить момент и попасть на прием к Пирогову. И каково же было его удивление, когда тот, внимательно его осмотрев, сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете».


Первый корреспондент: В августе 1887 года, несмотря на плохое самочувствие, Вы совершили полет на воздушном шаре? Расскажите об этом.


Менделеев: 7 августа 1887 года территория центральной России должна была оказаться в полосе полного солнечного затмения. В этой полосе находилось и имение в Боблово. В сфере моих интересов всегда были астрономические наблюдения. Я высказал идею проводить их с аэростатов потому, что на высоте воздух более разрежен, меньше загрязнен пылью и водяными парами, а значит, прозрачнее.

Я очень тщательно готовился к этому событию. Никакая болезнь не должна была помешать замыслу. Я взял с собой много приборов, которыми можно было померить различные характеристики воздуха. А также хотел зарисовать картинку при затмении.

Второй корреспондент: 11 января 1907 года Менделеев крепко простудился, получил 2-х стороннее воспаление легких. 20 января 1907 года в 5 часов 20 минут умер.

Мир вздрогнул, узнав о его смерти.

Менделеев был высокого роста, богатырского телосложения, очень предан науке. При разговоре всегда жестикулировал. Когда же он задумывался, то прикрывал глаза рукой, что было очень характерно.

Мы благодарны великому ученому за то, что он согласился сегодня прийти к нам на урок и дать интервью. Спасибо.

Учитель: А в заключение нашего урока мне хотелось бы прочитать письмо, которое Д.И.Менделеев написал своим детям.

Выдержки из письма Менделеева к своим детям.

«Первое и главное в жизни – труд для других. Но так нужно устроить, чтобы и самому жить можно было. Жить надо, чтобы выполнить задачу природы… А ее высшая точка – общество людей. Один каждый – нуль. Надо это помнить…

Надо быть деятельным и бережливым, в то же время смелым и благородным. Не тот храбр, кто лезет зря, а тот, кто умеет привести в деятельное состояние и сам всегда в труде. Труд – не суета, не работа, не ломка сил, а напротив, спокойное, любовное, размеренное делание того, что надо для других и для себя…

Удовольствие пролетит – оно себе. Труд оставит след долгой радости – он другим. Учение себе – плод учения другим. Другого смысла в учении нет, иначе его бы не надо…

А если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, попробуйте еще: сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим!» (4)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!