СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество Константина Николаевича Батюшкова. 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Тема урока "Жизнь и творчество К.Н.Батюшкова". 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Константина Николаевича Батюшкова. 9 класс»

Жизнь и творчество Константина Николаевича Батюшкова Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством К. Н. Батюшкова Задачи урока: Осветить факты биографии К. Н. Батюшкова, его личность и характер творчества. Читать и анализировать лирические стихотворения поэта. Виды деятельности: Лекция, работа с мультимедийными материалами, выразительное чтение, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент
Формулировка темы и цели урока
Этап усвоения нового материала

Лекция учителя: знакомство с биографией К. Н. Батюшкова 


Биография Батюшкова

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) – великий русский поэт. В биографии Батюшкова есть место ярким событиям, способствующим раскрытию его поэтического дара, а также незабываемым встречам с выдающимися людьми.

Детство и юность

Константин Николаевич Батюшков родился 18 (29) мая 1787 года, в Вологде. Он происходил из старинного дворянского рода, был пятым ребенком в большой семье.

Рано потеряв мать, он вскоре поступил на обучение в один из петербургских пансионов.

Константин много занимался самообразованием. Под влиянием своего дяди, М. Н. Муравьева, он выучил латынь, увлекся трудами Горация, Тибулла.

На службе

В 1802 г. юноша, по протекции дяди, был определен на службу в Министерство народного просвещения. В 1804-1805 гг. занимал должность письмоводителя в канцелярии М. Н. Муравьева. Во время службы его продолжало тянуть к литературе. Он сблизился с основавшими “Вольное общество любителей словесности” И. П. Пнином и Н. И. Гнедичем.

В 1807 г. Константин Николаевич, вопреки мнению своего отца, стал членом народного ополчения. Весной этого года принимал участие в боевых действиях, за мужество был награжден Анной III степени.

В 1809 г. он переехал в Москву, где произошла его встреча с П. А. Вяземским, В.А. Жуковским и Н. М. Карамзиным.

В самом начале 1812 г. Батюшков перебрался в Петербург и поступил на службу в публичную библиотеку. Он регулярно встречался и общался с И. А. Крыловым.

Изучая краткую биографию Батюшкова, следует знать, что в июле 1813 г. он стал адъютантом генерала Н. Н. Раевского, героя Отечественной войны и дошел до Парижа.

Литературная деятельность

Первая проба пера произошла в 1805 г. Стихотворение Константина Николаевича “Послание к стихам моим” было напечатано в журнале “Новости русской литературы”.

Во время военного похода 1807 г. Батюшков взялся за перевод “Освобожденного Иерусалима” Тасса.

Главной заслугой Батюшкова является его глубокая работа над русской поэтической речью. Благодаря ему русское стихотворение налилось силой, стало звучать гармонично и одновременно страстно. В. Г. Белинский полагал, что именно труды Батюшкова и Жуковского подготовили почву для раскрытия могучего таланта А. С. Пушкина.

Творчество самого Батюшкова было достаточно своеобразным. С юности увлеченный трудами древнегреческих мыслителей, он невольно создавал образы, не совсем понятные отечественному читателю. Первые стихотворения поэта пронизаны эпикуреизмом. В них удивительным образом сочетаются мифологизм и быт обычной русской деревеньки.

Батюшковым были написаны такие прозаические статьи, как “Вечер у Кантемира”, “О сочинениях Муравьева” и “О характере Ломоносова”.

В октябре 1817 г. вышло его собрание сочинений “Опыты в стихах и прозе”.


Последние годы жизни

Батюшков Константин Николаевич страдал тяжелым нервным расстройством. Это заболевание передалось ему по наследству. Первый припадок произошел в 1815 году. После этого его состояние только ухудшалось.

В 1833 г. он был уволен в отставку и помещен в своем родном городе, в доме родного племянника. Там он прожил еще 22 года.

Батюшков ушел из жизни 7 (19) июля 1855 г. Причиной смерти был тиф. Похоронили поэта в Спасо-Прилуцком монастыре, который находится в 5 верстах от Вологды.

Другие варианты биографии Интересные факты
  • От душевной болезни, передавшейся по наследству Батюшкову, страдала также его старшая сестра Александра.

  • В юности Батюшков был сильно влюблен. Он просил руки А. Фурман, но та дала свое согласие на брак только под влиянием своей родни. Поняв, что он ей не мил, Константин Николаевич сам отказался от брака.

  • В 1830 г. Батюшкова посетил Пушкин. Оказавшийся под тяжелым впечатлением от удручающего состояния поэта, он написал стихотворение “Не дай мне Бог сойти с ума”.

Анализ стихотворения

Вопросы и задания к стихотворению «К другу»

      Стихотворение обращено к П. А. Вяземскому, поэту, одному из близких друзей Батюшкова и Пушкина. Дом Вяземского в Москве сильно пострадал во время пожара в 1812 году.

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение?

  2. Как понять выражения: «Где твой Фалерн?», «Клии мрачные скрижали»? (Фалерн — историческая область, известная своим вином. Фалернское вино прославлялось римскими поэтами, в частности Горацием. Клио — муза истории.)

  3. Какие вечные проблемы волнуют лирического героя стихотворения?

  4. Как соотнесены в стихотворении мотивы жизни и смерти? Каково авторское отношение к ним?

  5. Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Почему миру действительности, где «все суетно», поэт предпочитает мир внутренний, интимный?

  6. Что на земле, по мнению поэта, «вечно, чисто, непорочно»?

  7. Какие сомнения мучают лирического героя и как он их преодолевает?

  8. Почему, по мнению поэта, путь «ко гробу» должен быть озарен «солнцем» веры и совести?

  9. Каким настроением проникнут финал стихотворения? В какой лучший мир лирический герой «взлетает духом»?

  10. Каковы языковые и стилевые особенности текста? Как в них отражаются особенности романтизма Батюшкова?

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Задание на дом Сопоставьте несколько элегий Жуковского и Батюшкова. Что объединяет романтическую манеру мировосприятия этих поэтов и что различает?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!