СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество Л. Леонова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как жить? Чем жить? И ради чего жить героям? — все эти вопросы огромной нравственной наполненности   колеблются, то обретая тона крайнего самопожертвования, то, напротив, вынося на поверхность как высшую ценность «черный хлеб счастья», то, наконец, как бы примиряя обе крайности, избегая категоричности в решении людских судеб, их будущего, их путей к счастью. 

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Л. Леонова»

Леонов Леонид Максимович (1899- 1994), писатель.

Леонов Леонид Максимович (1899- 1994), писатель.

Родился 31 мая 1899 г. в Москве в семье поэта. Учился в городском училище, затем в гимназии .

Родился 31 мая 1899 г. в Москве в семье поэта. Учился в городском училище, затем в гимназии .

С 1915 по 1918 г. в газетах «Северное утро» и «Северный день» были опубликованы первые стихи Леонова, а также театральные рецензии, очерки. В годы Гражданской войны он служил в Красной армии, участвовал в боях на Южном фронте, работал во фронтовых газетах.

С 1915 по 1918 г. в газетах «Северное утро» и «Северный день» были опубликованы первые стихи Леонова, а также театральные рецензии, очерки. В годы Гражданской войны он служил в Красной армии, участвовал в боях на Южном фронте, работал во фронтовых газетах.

В 1921 г. вышли рассказы Леонова, положившие начало его литературной биографии («Петушихинский пролом», «Конец мелкого человека» и др.). Широкую известность принёс автору первый роман «Барсуки» (1924 г.). В романе «Вор» (1927 г.); описан мир социального дна.

В 1921 г. вышли рассказы Леонова, положившие начало его литературной биографии («Петушихинский пролом», «Конец мелкого человека» и др.). Широкую известность принёс автору первый роман «Барсуки» (1924 г.). В романе «Вор» (1927 г.); описан мир социального дна.

Конец 20-х гг. стал переломным моментом в творчестве Леонова. В своих произведениях писатель продолжал изображать гибнущие в мещанской трясине человеческие порывы («Провинциальная история», «Унтиловск», оба 1928 г., и др.), косность и жестокость деревни («Необыкновенные рассказы о мужиках», 1928 г.) и в то же время начал работать над «Сотью» (1929 г.) -одним из первых романов об индустриализации.

Конец 20-х гг. стал переломным моментом в творчестве Леонова. В своих произведениях писатель продолжал изображать гибнущие в мещанской трясине человеческие порывы («Провинциальная история», «Унтиловск», оба 1928 г., и др.), косность и жестокость деревни («Необыкновенные рассказы о мужиках», 1928 г.) и в то же время начал работать над «Сотью» (1929 г.) -одним из первых романов об индустриализации.

В конце 30-х — начале 40-х гг. Леонов выступает преимущественно как драматург. Пьесы «Половчанские сады» и «Волк» (обе 1938 г.) шли во МХАТ е и в Малом театре . Во время Великой Отечественной войны Леонов написал одну из лучших своих пьес — «Нашествие» (1942 г.; Сталинская премия 1943 г.).

В конце 30-х — начале 40-х гг. Леонов выступает преимущественно как драматург. Пьесы «Половчанские сады» и «Волк» (обе 1938 г.) шли во МХАТ е и в Малом театре . Во время Великой Отечественной войны Леонов написал одну из лучших своих пьес — «Нашествие» (1942 г.; Сталинская премия 1943 г.).

Самое значительное произведение Леонова — роман «Русский лес» (1953 г.; Ленинская премия 1957 г.).

Самое значительное произведение Леонова — роман «Русский лес»

(1953 г.; Ленинская премия 1957 г.).

Произведение представляет собой многогранное и одновременно своеобразное творение писателя, относящееся к советской прозе 50-х годов двадцатого века.

Отличительной особенностью романа является наличие в нем нескольких тематик, волнующих писателя, связанных между собой центральным образом русского леса и выраженных в ключевом конфликте романа, представленным в виде научного спора действующих лиц. Основным образом произведения, связывающим все повествование, является русский лес, символизирующий судьбу родной земли, представляющий стержневую идею романа, служащего критерием в характеристиках действующих героев, оценивая их положительные и отрицательные качества.  Часть романа, изображающая период военного времени, повествует о проявлении народного героизма во время трагических событий и демонстрирует единство русского народа, уверенного в скорой победе.

Роман является многоплановым произведением, затрагивающим проблемы защиты окружающей природы, человеческой нравственности, проявлении бескорыстия, патриотизма не только в мирное время, но и в период войны.

Послевоенное творчество писателя разнообразно. Им созданы пьеса «Золотая карета» (3-я редакция 1964 г.), киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961 г.).

Послевоенное творчество писателя разнообразно. Им созданы пьеса «Золотая карета» (3-я редакция 1964 г.), киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961 г.).

В 80-х гг. были опубликованы фрагменты из романа «Пирамида». Над этим произведением Леонов продолжал работать последние годы жизни, но так и не закончил его.

В 80-х гг. были опубликованы фрагменты из романа «Пирамида». Над этим произведением Леонов продолжал работать последние годы жизни, но так и не закончил его.

Умер писатель 8 августа 1994 г. в Москве.

Умер писатель 8 августа 1994 г. в Москве.

«Золотая карета» Пьеса «Золотая карета» написана была «на одном дыхании» — очень быстро. Начал работу 24 марта 46-го окончил уже в июне. Той же осенью она была включена в репертуар нескольких театров, из московских — Малого театра и Театра драмы.

«Золотая карета»

Пьеса «Золотая карета» написана была «на одном дыхании» — очень быстро. Начал работу 24 марта 46-го окончил уже в июне. Той же осенью она была включена в репертуар нескольких театров, из московских — Малого театра и Театра драмы.

Действие происходит в маленьком провинциальном городке, за одну ночь превращенном немецкими бомбами в руины. В пьесе отражены вся боль, все слезы тех лет. 

Действие происходит в маленьком провинциальном городке, за одну ночь превращенном немецкими бомбами в руины. В пьесе отражены вся боль, все слезы тех лет. 

 В центре пьесы оказывается полковник Березкин - воплощенная «совесть войны». «Мне хотелось сделать этот образ очень высоким и благородным, - делился своим замыслом Л. Леонов. - Березкин - человек, который прошел через войны, потерял многое, почти все, и понял какой-то главный и существенный смысл, открывшийся ему на войне».

В центре пьесы оказывается полковник Березкин - воплощенная «совесть войны». «Мне хотелось сделать этот образ очень высоким и благородным, - делился своим замыслом Л. Леонов. - Березкин - человек, который прошел через войны, потерял многое, почти все, и понял какой-то главный и существенный смысл, открывшийся ему на войне».

 Березкин приезжает в разрушенный городок, чтобы наказать дезертира Щелканова и должен принести горе ни в чем не повинным жене и дочери труса - Марье Сергеевне и Марьке, юную душу которой может раздавить раскрывшаяся правда…

Березкин приезжает в разрушенный городок, чтобы наказать дезертира Щелканова и должен принести горе ни в чем не повинным жене и дочери труса - Марье Сергеевне и Марьке, юную душу которой может раздавить раскрывшаяся правда…

Одновременно появление в городке крупного ученого, академика Кареева с сыном еще более осложняет психологическую многослойность пьесы: Кареев-старший был некогда влюблен в Марью Сергеевну так же, как Кареев-младший влюбляется в ее дочку, названую невесту ослепшего на войне танкиста Тимоши. 

Одновременно появление в городке крупного ученого, академика Кареева с сыном еще более осложняет психологическую многослойность пьесы: Кареев-старший был некогда влюблен в Марью Сергеевну так же, как Кареев-младший влюбляется в ее дочку, названую невесту ослепшего на войне танкиста Тимоши. 

Как жить? Чем жить? И ради чего жить героям? — все эти вопросы огромной нравственной наполненности колеблются, то обретая тона крайнего самопожертвования, то, напротив, вынося на поверхность как высшую ценность «черный хлеб счастья», то, наконец, как бы примиряя обе крайности, избегая категоричности в решении людских судеб, их будущего, их путей к счастью. 

Как жить? Чем жить? И ради чего жить героям? — все эти вопросы огромной нравственной наполненности колеблются, то обретая тона крайнего самопожертвования, то, напротив, вынося на поверхность как высшую ценность «черный хлеб счастья», то, наконец, как бы примиряя обе крайности, избегая категоричности в решении людских судеб, их будущего, их путей к счастью. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!