СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество Н.А.Некрасова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Н.А.Некрасова»

  Тема исследования :  Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова«Крестьянские дети» и в картине В.Г.Перова «Тройка»

Тема исследования :

Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова«Крестьянские дети» и в картине В.Г.Перова «Тройка»

 Детство как предмет художественного изображения в искусстве.   О мире детства писали многие поэты и писатели А. Погорельский

Детство как предмет художественного изображения в искусстве.

О мире детства писали многие поэты и писатели А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители", Л.Н. Толстой "Кавказский пленник", "Детство", Дж. Лондон "Сказание о Кише", В.Ю. Драгунский "Девочка на шаре", В.Г. Короленко "Дети подземелья", М.Твен "Приключения Тома Сойера", А.М. Горький "Детство". А.Н.Некрасов "Школьник", «Крестьянские дети», Железная дорога» и др.

    Цель работы:  исследовать тему детства в стихотворении поэта Н.А. Некрасова

Цель работы:

исследовать тему детства в стихотворении поэта Н.А. Некрасова "Крестьянские дети" и в картине художника В.Г. Перова "Тройка";

сопоставить средства и приемы раскрытия мира детства в поэзии и живописи (антитеза, цветовые эпитеты, описание внешнего облика ребенка, отношение автора)

 Тема детства и ребенка была и будет одной из ведущих тем в искусстве.   Русские художники тоже показывали жизнь и судьбу детей на своих полотнах: В.Г. Перов

Тема детства и ребенка была и будет одной из ведущих тем в искусстве.

Русские художники тоже показывали жизнь и судьбу детей на своих полотнах: В.Г. Перов "Тройка", В.А. Серов "Девочка с персиками", В.А. Тропинин "Голова мальчика", П.Пикассо "Девочка на шаре", В. Васнецов "Аленушка", К.Е. Маковский "Дети, бегущие от грозы».

 Н.А. Некрасов – великий русский поэт

Н.А. Некрасов – великий русский поэт

  Особой нежностью наполнены строки этого замечательного поэта, посвященные крестьянским детям:

Особой нежностью наполнены строки этого замечательного поэта, посвященные крестьянским детям:

 Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

  Пр и у садьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть:

Пр и у садьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали.

В.Г.ПЕРОВ – РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ

В.Г.ПЕРОВ – РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ

 Сумеречный морозный вечер. Снежная мгла бьёт в лицо. Встречный ветер срывает одежду. Трое ребят, изнемогая, тащат в гору сани. На них огромная бочка, доверху наполненная водой. Тяжёлые сани раскачиваются на ухабах. Вода из бочки выплескивается через край.

Сумеречный морозный вечер. Снежная мгла бьёт в лицо. Встречный ветер срывает одежду. Трое ребят, изнемогая, тащат в гору сани. На них огромная бочка, доверху наполненная водой. Тяжёлые сани раскачиваются на ухабах. Вода из бочки выплескивается через край.

   Роль антитезы в произведении  Антитезы в стихотворении Н.А.Некрасова: мучительно-мило, солнце-огонь, воля-смерть; злоба, боль-любовь, малюточка - бас, большая семья-два человека всего мужиков  -  помогают почувствовать любование Некрасова крестьянскими детьми.    Антитезы в картине В.Г.Перова :  сочувствующий пожилой прохожий помогает, а равнодушный человек отворачивается; огромная стена и маленькая точка (это дети); усилия детей и тяжесть  бочки ; непосильный груз и дети, везущие его - раскрывают всю безысходность детей .

Роль антитезы в произведении

Антитезы в стихотворении Н.А.Некрасова: мучительно-мило, солнце-огонь, воля-смерть; злоба, боль-любовь, малюточка - бас, большая семья-два человека всего мужиков - помогают почувствовать любование Некрасова крестьянскими детьми.

Антитезы в картине В.Г.Перова :  сочувствующий пожилой прохожий помогает, а равнодушный человек отворачивается; огромная стена и маленькая точка (это дети); усилия детей и тяжесть бочки ; непосильный груз и дети, везущие его - раскрывают всю безысходность детей .

 Описание внешнего облика детей.  Н.А.Некрасов   У мальчика Власа  Большие сапоги Овчинный полушубок  Большие рукавицы  Одет по-зимнему  Походка у мальчика  уверенная

Описание внешнего облика детей.

Н.А.Некрасов

У мальчика Власа

Большие сапоги

Овчинный полушубок

Большие рукавицы

Одет по-зимнему

Походка у мальчика

уверенная

 Все серые, карие, синие глазки -  смешались, как в поле цветы.  Глаза внимательные. В этих глазах

Все серые, карие, синие глазки - смешались, как в поле цветы. Глаза внимательные. В этих глазах "покой, свобода и ласка", в них "святая доброта». Детская живость, любопытство, любознательность показаны через реплики. Речь, полная метких слов, выдаёт нам чистоту, открытость, наивность и сметливость героев.

 Глаза детей в картине

Глаза детей в картине "Тройка" -глубоко-запавшие, скорбные, серые, остекленевшие. Лица – измождённые, страдальческие, горестные, безучастные к окружающему. Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...»

  Описание внешнего облика у Перова    Одежда детей не по их росту. Коричневый тулуп на мальчике рваный, ботинки – тоже. Старый платок не закрывает шею сполз от порывов ветра, а летний картуз совсем не греет. Пальтишко старое, видно, с чужого плеча. Из-под завернувшейся полы виднеется ветхое, выцветшее ситце платье. Башмаки чужие, огромные, тяжёлые. Нет варежек или перчаток, руки девочки покраснели от холода .

Описание внешнего облика у Перова

Одежда детей не по их росту. Коричневый тулуп на мальчике рваный, ботинки – тоже. Старый платок не закрывает шею сполз от порывов ветра, а летний картуз совсем не греет. Пальтишко старое, видно, с чужого плеча. Из-под завернувшейся полы виднеется ветхое, выцветшее ситце платье. Башмаки чужие, огромные, тяжёлые. Нет варежек или перчаток, руки девочки покраснели от холода .

 Описание труда детей   Некрасов хотел показать, что ребенок должен видеть радость от труда, который дает богатый урожай, приносит человеку почет.

Описание труда детей

Некрасов хотел показать, что ребенок должен видеть радость от труда, который дает богатый урожай, приносит человеку почет.

 Картина В.Г.Перова «Тройка»  В.Перов показывает страшную нищету детей, этих маленьких

Картина В.Г.Перова «Тройка»

В.Перов показывает страшную нищету детей, этих маленьких "бурлаков".

 Цветовой эпитет у Некрасова - это теплые тона, эпитет «красное детство» понимается как прекрасное, счастливое детство после отмены крепостного права. (На Руси под словом “красное” понималось красивое, прекрасное, счастливое).

Цветовой эпитет у Некрасова - это теплые тона, эпитет «красное детство» понимается как прекрасное, счастливое детство после отмены крепостного права. (На Руси под словом “красное” понималось красивое, прекрасное, счастливое).

 У Перова - цвета холодные, мрачные. Они очень точно выражают мысль художника – тяжела жизнь детей бедноты.

У Перова - цвета холодные, мрачные. Они очень точно выражают мысль художника – тяжела жизнь детей бедноты.

 Для передачи изменений автор вводит разнообразные глаголы.   При помощи глаголов (их в тексте 247) Некрасов создает картину изменений : Влас не

Для передачи изменений автор вводит разнообразные глаголы.

При помощи глаголов (их в тексте 247) Некрасов создает картину изменений : Влас не "идет", не "бредет", не "шагает", но "шествует" ("шествует" - торжественное слово, которое использует поэт, чтобы показать, что этого мальчика - труженика надо уважать. Влас рванул под уздцы, дети кинулись прочь, дети делают грибные набеги, раскапывают листья, обшаривают пни, ловят пиявок, колотят белье

Поэт откровенно любуется своими героями.. Ему близок немудреный мир крестьянских детей.

 Художник движение передаёт с помощью отдельных деталей.   Дети на картине Перова не

Художник движение передаёт с помощью отдельных деталей.

Дети на картине Перова не "идут", они "бредут", а не шагают, шаги тяжелые, медленные, делаются с усилием. В картине много движений от порывов ветра, холодного, леденящего. Он бьет им в лицо, сбивает с ног, сдувает платок.

Хочется помочь детям дотянуть до дома, до тепла. Невыносимо видеть их тоску и безысходность.

 Картина В.Г.Перова «Тройка»

Картина В.Г.Перова «Тройка»

  Играйте же, дети!   - Растите на воле!    Н.А.Некрасов любил детей, жалел их, призывал их дорожить каждым мигом детства, так как это самая счастливая пора жизни человека, несмотря ни на какие трудности.   В стихотворении

Играйте же, дети! - Растите на воле!

Н.А.Некрасов любил детей, жалел их, призывал их дорожить каждым мигом детства, так как это самая счастливая пора жизни человека, несмотря ни на какие трудности.

В стихотворении "Крестьянские дети" видна добрая улыбка, его стихи теплые.

Для него дети - носители будущего, он утверждает, что духовный мир крестьянских детей богат, они живут в гармонии и согласии с миром природы. Настроение после знакомства со стихотворением– светлое, радостное.

  Произведения искусства могут нас волновать, не оставлять равнодушными лишь при условии, если… мы его…понимаем     Когда я смотрю на картину Перова “Тройка Хочется помочь детям дотянуть до дома, до тепла. Невыносимо видеть их тоску и безысходность. Вот какую “тройку” показал художник в своей картине. Как много он рассказал нам. Но самое главное –  помог почувствовать тяжёлую участь бедных детей.  После знакомства с картиной В. Перова

Произведения искусства могут нас волновать, не оставлять равнодушными лишь при условии, если… мы его…понимаем

Когда я смотрю на картину Перова “Тройка Хочется помочь детям дотянуть до дома, до тепла. Невыносимо видеть их тоску и безысходность. Вот какую “тройку” показал художник в своей картине. Как много он рассказал нам. Но самое главное – помог почувствовать тяжёлую участь бедных детей. После знакомства с картиной В. Перова "Тройка" настроение тяжелое, грустное.

 У художника и поэта много общего.     Это и выбор темы (в центре изображения стоит именно жизнь ребенка), и трогательное отношение к изображаемому, и реалистическое изображение жизни крестьянских детей в царской России.    Средства художественной выразительности, использованные авторами для раскрытия темы детства в своих произведениях, каждая художественная деталь этих произведений служат задаче наиболее яркого раскрытия темы, обеспечивая тем самым единство формы и содержания.

У художника и поэта много общего.

Это и выбор темы (в центре изображения стоит именно жизнь ребенка), и трогательное отношение к изображаемому, и реалистическое изображение жизни крестьянских детей в царской России.

Средства художественной выразительности, использованные авторами для раскрытия темы детства в своих произведениях, каждая художественная деталь этих произведений служат задаче наиболее яркого раскрытия темы, обеспечивая тем самым единство формы и содержания.

 Поэт Н.А.Некрасов и художник В.Г.Перов вписали ярчайшую страницу в историю русского искусства. Их произведения и через сто лет так же трогают душу, как и в то далекое время. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается особенность нашей художественной классики.

Поэт Н.А.Некрасов и художник В.Г.Перов вписали ярчайшую страницу в историю русского искусства. Их произведения и через сто лет так же трогают душу, как и в то далекое время. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается особенность нашей художественной классики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!