СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество Умера Ипчи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Жизнь и творчество Умера Ипчи" содержит достаточно подробный материал, это поможет учителю  при подготовке к уроку и во время его проведения.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Умера Ипчи»

Презентация к уроку родной литературы в 11 классе Подготовила Калинина Е.П. –  учитель русского языка и литературы  МБОУ «СШ №16 им.С.Г.Иванова г.Евпатория»

Презентация к уроку родной литературы в 11 классе

Подготовила Калинина Е.П. – учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №16 им.С.Г.Иванова г.Евпатория»

Умер Ипчи.  Жизнь и творчество.

Умер Ипчи. Жизнь и творчество.

Умер Ипчи (1897 — 1955) — крымскотатарский поэт, писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. В 1937-1938 годах практически полностью был уничтожен цвет интеллигенции. Это было время, когда в одночасье, без суда и следствия могли арестовать, сослать, расстрелять. Тогда именно таким беспощадным образом были искалечены судьбы сотен тысяч ни в чём неповинных людей и их семей. Среди них известный крымскотатарский писатель, поэт, публицист Умер Ипчи. Его жизнь, состоящая из множества трагических эпизодов, оборвалась далеко за пределами своей родины и семьи.

Умер Ипчи (1897 — 1955) — крымскотатарский поэт, писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.

В 1937-1938 годах практически полностью был уничтожен цвет интеллигенции. Это было время, когда в одночасье, без суда и следствия могли арестовать, сослать, расстрелять. Тогда именно таким беспощадным образом были искалечены судьбы сотен тысяч ни в чём неповинных людей и их семей.

Среди них известный крымскотатарский писатель, поэт, публицист Умер Ипчи.

Его жизнь, состоящая из множества трагических эпизодов, оборвалась далеко за пределами своей родины и семьи.

Родился в 1897 году в Бахчисарае в семье мелкого торговца. Начальное образование получил в местной новометодной школе И. Гаспринского. В 1914 году продолжил своё образование в медресе «Галия» в Уфе, где его преподавателем был Галимджан Ибрагимов. В 1917 году вернулся в Крым и несколько лет работал учителем. Во второй половине 1920-х годов работал актёром, режиссёром, а затем и первым директором Крымского государственного татарского театра. Одновременно был сотрудником газеты «Янъы дюнья» («Новый мир»). В 1934 году принял участие в Первом съезде советских писателей.

Родился в 1897 году в Бахчисарае в семье мелкого торговца. Начальное образование получил в местной новометодной школе И. Гаспринского. В 1914 году продолжил своё образование в медресе «Галия» в Уфе, где его преподавателем был Галимджан Ибрагимов. В 1917 году вернулся в Крым и несколько лет работал учителем.

Во второй половине 1920-х годов работал актёром, режиссёром, а затем и первым директором Крымского государственного татарского театра. Одновременно был сотрудником газеты «Янъы дюнья» («Новый мир»). В 1934 году принял участие в Первом съезде советских писателей.

В 1937 году был обвинён в «национализме» и после приговора 17 апреля 1938 года заключён в тюрьму строгого режима сроком на 12 лет с поражением в политических правах на 5 лет и конфискацией всего личного имущества. В 1949 году, несмотря на окончание срока заключения, он не был освобождён, а отправлен в психиатрическую больницу города Томска, где и умер 11 января 1955 года. Реабилитирован в 1958 году за отсутствием состава преступления. До ареста проживал вместе с семьёй в Симферополе в «Доме специалистов» по ул. Жуковского, 20. Жена — Фатиме Мударисова. Сыновья: Бекир и Якуб, дочери: Лейля и Джевер. В 1937 году, пока он сидел в СИЗО (был арестован 23 октября), его беременную жену с тремя детьми незаконно, до окончания следствия изгнали из собственной квартиры в Симферополе.

В 1937 году был обвинён в «национализме» и после приговора 17 апреля 1938 года заключён в тюрьму строгого режима сроком на 12 лет с поражением в политических правах на 5 лет и конфискацией всего личного имущества. В 1949 году, несмотря на окончание срока заключения, он не был освобождён, а отправлен в психиатрическую больницу города Томска, где и умер 11 января 1955 года. Реабилитирован в 1958 году за отсутствием состава преступления.

До ареста проживал вместе с семьёй в Симферополе в «Доме специалистов» по ул. Жуковского, 20.

Жена — Фатиме Мударисова. Сыновья: Бекир и Якуб, дочери: Лейля и Джевер.

В 1937 году, пока он сидел в СИЗО (был арестован 23 октября), его беременную жену с тремя детьми незаконно, до окончания следствия изгнали из собственной квартиры в Симферополе.

Творчество Будучи основоположником крымскотатарской драматургии ХХ века, одним из создателей крымскотатарского литературного языка, первым крымскотатарским киносценаристом, У. Ипчи имел богатое литературное наследие. Им создано около 25 пьес, изданы сборники рассказов, стихотворений, он является автором ряда радиоспектаклей. На формирование его мировоззрения, развитие творческого мировосприятия, художественного отображения действительности большое влияние оказало творчество таких известных татарских писателей, как Габдулла Тукай, Галимджан Ибрагимов и других, с произведениями которых он имел возможность познакомиться ближе, обучаясь в медресе Галия (г. Уфа). Затем, вернувшись из Уфы, на протяжении трех лет У.Ипчи работал в Ялте руководителем и одновременно артистом самодеятельного театра, откуда в 1923 году его пригласили на работу в Симферополь (Акмесджид) во вновь созданный татарский государственно-драматический театр.

Творчество

Будучи основоположником крымскотатарской драматургии ХХ века, одним из создателей крымскотатарского литературного языка, первым крымскотатарским киносценаристом, У. Ипчи имел богатое литературное наследие. Им создано около 25 пьес, изданы сборники рассказов, стихотворений, он является автором ряда радиоспектаклей.

На формирование его мировоззрения, развитие творческого мировосприятия, художественного отображения действительности большое влияние оказало творчество таких известных татарских писателей, как Габдулла Тукай, Галимджан Ибрагимов и других, с произведениями которых он имел возможность познакомиться ближе, обучаясь в медресе Галия (г. Уфа). Затем, вернувшись из Уфы, на протяжении трех лет У.Ипчи работал в Ялте руководителем и одновременно артистом самодеятельного театра, откуда в 1923 году его пригласили на работу в Симферополь (Акмесджид) во вновь созданный татарский государственно-драматический театр.

Ввиду отсутствия в репертуаре театра драматических произведений, отвечающих требованиям того времени, он начал писать пьесы на исторические темы («Шагин Гирай», «Ненкеджан», «Сеит огълу Сеидамет», «Алим» и др.), а также направленные на нравственное воспитание молодежи («Фаише» и др.). В период пробуждения народа от дремоты царского режима У. Ипчи одним из первых в художественной форме начал писать о его социальном неравенстве в общественных рамках того периода, а также аналогичных процессах, происходящих внутри самого народа. Воспитанный на идеях И. Гаспринского, У. Ипчи активно поддерживал решения I Курултая крымскотатарского народа и хорошо понимал проблемы, стоящие перед народом в области языка, литературы и культуры.

Ввиду отсутствия в репертуаре театра драматических произведений, отвечающих требованиям того времени, он начал писать пьесы на исторические темы («Шагин Гирай», «Ненкеджан», «Сеит огълу Сеидамет», «Алим» и др.), а также направленные на нравственное воспитание молодежи («Фаише» и др.).

В период пробуждения народа от дремоты царского режима У. Ипчи одним из первых в художественной форме начал писать о его социальном неравенстве в общественных рамках того периода, а также аналогичных процессах, происходящих внутри самого народа. Воспитанный на идеях И. Гаспринского, У. Ипчи активно поддерживал решения I Курултая крымскотатарского народа и хорошо понимал проблемы, стоящие перед народом в области языка, литературы и культуры.

Отчетливо осознавая несправедливое положение женщины в крымскотатарской семье, ее закабаленность, он был активным сторонником изменения этой ситуации. Поэтому не случайно, что первые стихи У. Ипчи посвятил именно этой тематике. Продолжая работать в этом направлении, он создал сборник стихотворений «Шаркъ къадынлары» («Женщины Востока»), в котором произведения У. Ипчи перекликаются с творчеством известных русских поэтов, писателей Н. Некрасова, М. Горького. Приветствуя свободолюбивые проявления, исходящие из уст народа, У. Ипчи активно поддерживал деятельность видных крымскотатарских общественно-политических деятелей, что нашло отражение в его произведениях (рассказ «Куреш» («Борьба»), пьеса «Шагин Гирай» и другие).

Отчетливо осознавая несправедливое положение женщины в крымскотатарской семье, ее закабаленность, он был активным сторонником изменения этой ситуации. Поэтому не случайно, что первые стихи У. Ипчи посвятил именно этой тематике. Продолжая работать в этом направлении, он создал сборник стихотворений «Шаркъ къадынлары» («Женщины Востока»), в котором произведения У. Ипчи перекликаются с творчеством известных русских поэтов, писателей Н. Некрасова, М. Горького. Приветствуя свободолюбивые проявления, исходящие из уст народа, У. Ипчи активно поддерживал деятельность видных крымскотатарских общественно-политических деятелей, что нашло отражение в его произведениях (рассказ «Куреш» («Борьба»), пьеса «Шагин Гирай» и другие).

Свой первый стих «Медресе» Ипчи написал в 1915 году. В пьесах «Фаише» («Распутница») (1923), «Алым» (1925), «Ненкенджан ханум» (1926) драматург освещал исторические события из жизни крымскотатарского народа. Были сообщения, что он написал несколько романов, но в годы репрессий рукописи бесследно исчезли. Известны переводы У. Ипчи на крымскотатарский язык произведений Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Островского, Н. Некрасова, М. Горького, У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, Ф. Шиллера, А. Барбюса и др.

Свой первый стих «Медресе» Ипчи написал в 1915 году. В пьесах «Фаише» («Распутница») (1923), «Алым» (1925), «Ненкенджан ханум» (1926) драматург освещал исторические события из жизни крымскотатарского народа. Были сообщения, что он написал несколько романов, но в годы репрессий рукописи бесследно исчезли. Известны переводы У. Ипчи на крымскотатарский язык произведений Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Островского, Н. Некрасова, М. Горького, У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, Ф. Шиллера, А. Барбюса и др.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!