СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жизнь, отданная небу". Рассказ-беседа об А. И. Покрышкине

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Жизнь, отданная небу". Рассказ-беседа об А. И. Покрышкине»

Сценарий

Рассказ – беседа детям о Покрышкине Александре Ивановиче.

Тебя враги со страхом узнавали,

Друзья любили за девиз в боях,

С которым венценосно побеждали

Привычно совмещая смерть и страх.


В эфир слова неслись с предупрежденьем:

«Покрышкин – в небе! Берегись беды!»

И ты своим напористым стремленьем,

Упорно подтверждал различные ходы.


Твоя стратегия и тактика сраженья

Всегда имели в жизни перевес

И ты навязывал свой стиль предвосхищенья

На каждом вираже, витке небес…


6 марта 2023 года исполнилось 110 лет со дня рождения нашего земляка, почетного жителя г. Новосибирска, отважного пилота и асса, трижды Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны А. И. Покрышкин воспитал блестящую плеяду летчиков-героев. Тридцать его лучших учеников стали Героями Советского Союза! С летчиками 9-й гвардейской дивизии, которой Покрышкин командовал на последнем этапе войны, немцы избегали вступать в столкновения, называя ее «дивизией воздушного боя». В ней насчитывалось 56 Героев Советского Союза.


Правда или нет?


Детство и юность Александра Ивановича прошли в бедной многодетной семье каменщика. Родители – Ксения Степановна и Иван Петрович приехали с Вятки и проживали в городе Новониколаевске в части города Закаменке, которая славилась лихими крепкими парнями. Детей в семье было семь, 6 сыновей и дочка. Саша был вторым ребенком в семье. Еще с детства он проявлял удивительную силу воли, любознательность и тягу к знаниям. Шура выделялся острым умом, тягой к книге, очень любил математику. Саша сразу пошел во второй класс, а вместо четвертого в пятый. С детства небо завладела маленьким Сашей. «Сашка – летчик» стремился испытать себя в полете, пусть пока всего лишь с крыши сарая. Сначала прыгнул в бабушкиной юбке вместо парашюта. Бабушка заступилась за внука: «Аксинья, ребенка не тронь!», «Не дам его бить!».

Став постарше по воспоминаниям матери, «с ребятами сделали из фанеры да и еще из чего-то, большие крылья, приделал их к спине, и прыгал с крыши еще и еще раз».

С малых лет сразу чувствовалось сибирская хватка, редкостное волевое начало. В детстве заболел плевритом и по совету врача грелся на берегу все лето, но ни разу не искупался в жаркие дни. Самостоятельно переплывал реку Обь, а это несколько сот метров речной ширины.

Утром Саша выходит во двор занимается гирями, делает гимнастику по книге «Моя система» детского спортсмена Мюллера, обтирается снегом в сибирский мороз.

«Куда та, простынешь!» - сердилась мать. Над ним подсмеивались. Если требовалось, он сам себе делал лыжи, коньки, шахматы.

Интересовался историей воздухоплавания, авиацией, русскими летчиками. Двенадцатилетним мальчишкой он впервые увидел прилетевший агитсамолет. Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет стоял и он… Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком». И эта мечта стала целью всей его жизнью. Семь лет он проучился в общеобразовательной школе. Чтобы попасть в летную школу, надо было иметь рабочую специальность.

1935 году получает специальность военного техника, приезжает в г. Краснодар, хочет обучиться летной профессии, но ему отказали, правда в воинской части ему удалость сесть на самолет «Разведчик - 1» в качестве летчика – наблюдателя. Это случай помог ему осваивать летную профессию.

6 октября 1938 года он совершает свой первый самостоятельный полет в аэроклубе г. Краснодара. За 17 дней он осваивает программу аэроклуба на «отлично» (вместо двух лет). Летное удостоверение за три недели! Невероятно!

Поступает в военную авиационную школу летчиков в г. Качинске, которую с отличием закончил в 1939 году. После был распределен в Молдавию, где его и застала война.

Мало кто знает, что первым самолетом, сбитым Покрышкиным, был… советский бомбардировщик Су-2. Молодой летчик в неразберихе первого дня войны принял его за немца. Летчика накрыло отчаяние: что же он наделал! В первые секунды проскочила шальная мысль сделать переворот и — к земле. Уйти от позора. Уйти навсегда. Но он тут же взял себя в руки От трибунала его спасло то, что шел первый день войны: на трагический случай практически не обратили внимания, обошлось только головомойкой от командира полка. Эта "счастливая случайность" (в другое время за такую ошибку могли бы и расстрелять) была первой в цепи поразительного везения будущего аса: словно какая-то незримая сила хранила молодого летчика. В первые, самые тяжкие месяцы войны он остался жив (хотя и был дважды сбит), в то время как пилоты гибли ежедневно десятками. В одном из боев пуля ударила в правый борт МиГа, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла вправо, оцарапав Покрышкину подбородок и забрызгав кровью приборную панель. Дважды немецкие бомбы, сброшенные на аэродром, взрывались почти под его ногами… Все эти случаи заставили Александра Ивановича поверить в судьбу. Много лет спустя он без тени кокетства писал в мемуарах, что решил для себя: "Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда".


Он завел тетрадь, под названием Тактика истребителей в бою». Это были заметки, вырезки, тактические находки, схемы. Это была его кропотливая, творческая работа, в которой он выработал формулу воздушного боя, которая стала известной всей нашей истребительной авиации.

Четыре элемента входило в эту формулу: высота – скорость – маневр – огонь. «Чтобы соображать в воздухе, к этому надо готовиться на земле» (одно из правил Покрышкина). он старался атаковать противника первым, стремительно падая на него сверху («удар сокола»), стрелял в упор с 50 метров и ближе и тут же уходил резко вниз, а затем снова вверх.

Огромной заслугой выдающегося летчика является то, что он один из первых сумел разработать тактику наступательного воздушного боя высоту, прицельную атаку, знаменитую «Этажерку» (рассредоточение групп самолетов по высоте).

Потом началась самая крупная и ожесточенная битва ВОВ в небе над Кубанью весной 1943 года, За два месяца здесь сбили более 800 немецких самолетов.

Немецкие летчики, теряя свои самолеты, предупреждали по рации друг друга: «Внимание (Ахтун, Ахтун) в воздухе Покрышкин!». За летчиком, умевшим сбивать в одном бою по три-четыре «мессершмитта» или «юнкерса», была организована настоящая охота, остававшаяся безуспешной. Восьмеркой против шестидесяти-семидесяти вражеских самолетов, вчетвером против пятидесяти, втроем против двадцати трех, в одиночку против восьмерых вступал в бой Покрышкин и не знал поражений. При этом ни один его ведомый не погиб.

Александр Иванович всегда помнил сам и не уставал повторять подчиненным суворовское правило: «Сам погибай, но товарища выручай», и поэтому в каждой схватке с врагом он брал на себя самое опасное - атаку ведущего.

После воздушных сражений за Кубань имя Покрышкин стало широко известно. О нем писали газеты и журналы, рассказывали по радио, как о летчике - новаторе. За время этих боев им было сбито 20 вражеских самолетов, а его самолет уже до самого конца войны не получил ни одной пробоины. Во время атаки вражеских бомбардировщиков на наш аэродром три авиабомбы воткнулись в мягкий грунт рядом с МиГом, в котором находился летчик, но ни одна не взорвалась.

Покрышкин садился на изрешеченном самолете на брюхо, успевал выйти из штопора в метрах от земли, срезал верхушки деревьев. При штурмовке наземных целей, а это и было основной работой истребителей, на огромной скорости проскакивал сквозь плотный зенитный огонь, атаковал вражеские колонны и уходил вертикально вверх. Он был готов сражаться в любую погоду, в десятках километров над морем и в горах, на предельно малых и предельно больших высотах, над линией фронта и глубоко в тылу врага. В 1942 году в самую нелетную погоду именно Покрышкин обнаружил потерянные танки генерала фон Клейста, чем предотвратил катастрофу на Южном фронте.


Президент США Рузвельт восхищенно сказал о нем: «Покрышкин самый выдающийся летчик второй мировой войны».

24 мая 1943 году за мужество и воинскую доблесть, проявленную в боях с врагом, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

А 24 августа (спустя три месяца) за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых к июлю 1943 года самолетов противника командир эскадрильи шестнадцатого авиационного истребительного полка, гвардии майор Покрышкин был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Спустя год, 19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и участие в 137 воздушных боях (лично сбил 53 самолета противника, гвардии подполковние А. И Покрышкин первым в стране был награжден третьей медалью «Золотая Звезда».

На историческом Параде Победы, состоявшемся 24 июня 1945 г., А. И. Покрышкин нес знамя сводного полка 1-го Украинского фронта, в составе которого он закончил войну в Берлине и Праге.

В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провѐл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолѐтов лично и 6 — в группе. Сам А. И. Покрышкин однажды в частной беседе с В. М. Молотовым сказал, что сбил около 90 самолѐтов противника, но искать подтверждение этих побед бессмысленно.

После войны обучался в Военной Академии им. М. В. Фрунзе, окончил с золотой медалью. В 1948 году обучался в Военной Академии Генерального штаба вооруженных сил СССР, стал кандидатом военных наук, автором многих трудов и книг.

В 1972 году ему было присвоено звание Маршала Авиации.

В течении 10 лет (с1972 – 1981 года) он был председателем ЦК ДОСААФ СССР и многое сделал для укрепления престижа воинской службы, пополнялся парк самолетов и вертолетов развивая авиа спортклубы.

Он был активным общественным и государственным деятелем (депутат Верховного Совета СССР). Его квартира всегда была полна друзьями, однополчанами, изобретателями. Его жена Мария Кузьминична Коржук была его главным другом по всей его жизни, хранительницей памяти героя.

13 ноября 1985 года А. И. Покрышкина не стало. Ушел из жизни национальный герой. Он похоронен в Москве. Его имя увековечено.

В мае 2005 года на площади им К. Маркса состоялось торжественное открытие памятника Покрышкину А. И московским скульптором Переяславцева Михаила Владимировича. Именем легендарного летчика названа улица в городе Новосибирск и станция метро, истребительный полк, океанский лайнер, малая планета, сорт цветов, созданы музеи, мемориальные доски, написаны книги, стихи песни, созданы фильмы.

Книги самого А. И. Покрышкина.

«Крылья истребителя», «Небо войны», «Познать себя в бою», «Тактика истребительной авиации», «Бой требует мысли».



Владимир Владимирович Путин на торжественном собрании сказал: «Для России А. И. Покрышкин не только отважный ас и непобедимый воздушный боец, но и истинный, преданный патриот нашей Родины. Его доблесть и слава вдохновляли бойцов по всему фронту, поднимали их на новые подвиги. Тридцать летчиков, прошедших школу Покрышкина, стали Героями Советского Союза, а трое из них – дважды Героями Советского Союза».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!